Эстонская Республика в холодной войне против России
Главное - испортить отношения всерьез и надолго
Химера РоссииНа минувшей неделе портал Delfi опубликовал статью бывшего эстонского посла в России Марта Хельме "Великий план Империи Зла". Хельме называет Россию при Медведеве чудовищем – химерой, повседневной политикой которой вскоре станут наглые угрозы, низкий шантаж, подкуп, политически мотивированные похищения и убийства людей. По его мнению, Россия превращается в государство с самым ярко выраженным террористическим режимом во всем мире.
На первый взгляд может показаться, что Март Хельме перегнул палку, однако его выступление вполне укладывается в русло общих антироссийских настроений эстонской элиты (использование максимально резких выражений в адрес России вообще характерно для эстонской риторики в связи с событиями в Южной Осетии). Вот несколько показательных, весьма далёких от дипломатии цитат:
"Путин и К° в своей деятельности весьма точно копируют Гитлера. Блеф и циничные агрессии, на которые робкий и изнеженный Запад не в состоянии оперативно отвечать, гарантируют сегодня России такое же успешное, как и Гитлеру в тридцатые годы, подчинение своему контролю ресурсов, принадлежащих другим государствам. […]
Москва бросает сейчас вызов не столько своим маленьким соседям, сколько всему западному общественному строю. Демократии, если хотите. […]
Разведывательные и террористические сети времен Советского Союза, организованная преступность, союзные террористы из исламского мира и других мест, разжигание этнических, расистских и социальных беспорядков, шантаж и подкуп — это только краткий перечень оружия, которое после покорения т.н. ближнего зарубежья будет применено к старой Европе для запугивания и приведения к послушанию.[…]
Чтобы обуздать Россию, для Запада настал последний момент очнуться от своих обманчивых видений и надежды спрятаться за чужие спины. Для начала следует поставить прочный заслон пока еще слабому и блефующему смертельному врагу".
Хельме не был бы Хельме, если бы в очередной раз не продемонстрировал собственное невежество, сравнивая Россию с химерой. Химера, порождение Тифона и Ехидны, – мифологическое чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона. Понятие химеры используется в биологии для обозначения частного случая моаицизма (наличия в тканях растений, животных или человека клеток с различной генетической структурой). В европейской культурной традиции понятие химеры используется не для обозначения реального чудища, но для обозначения ложной идеи, пустого вымысла, невозможного в реальности.
В логике Хельме химера России предстаёт, как нечто цельное, существующее реально, подчиненное "Великому плану". Пустой вымысел, игру воображения, политическую страшилку дипломат использует в целях пропаганды для описания смертельного врага и предсказания мрачного будущего.
Химера пропаганды
Согласно Хельме, главная цель "Великого плана" России - контроль сначала Старого Света и Евразии, а затем и всего мира. Главный инструмент контроля – российское углеводородное сырье, энергоносители. Хельме обвиняет Россию в том, что по ее вине США парализованы проблемами на Ближнем Востоке. По его утверждению, Россия использовала исламский терроризм для того, чтобы пугать Запад исламизацией Европы и США. Оригинальный пропагандистский посыл заявления в том, что таким образом Россия снижает угрозу исламского терроризма внутри страны.
Очевидно, что для бывшего посла в России трагедии "Норд-Оста" и Беслана не являются проявлениями "исламского" терроризма. Терроризм, точнее террор это, когда Политковская и Литвиненко. Упоминание о Политковской и Литвиненко в статье Хельме не является случайным. Недавно в Эстонии была издана на русском языке скандальная книга "ФСБ взрывает Россию", соавтором которой был ныне покойный Литвиненко. Издание сопровождается указанием на то, что книга запрещена в России. Расчет, очевидно, построен на том, что "запрещенную" книгу повезут в Россию. О, святая простота! На Арбате можно свободно купить любую "запрещенную" книгу.
Любопытно, что в начале августа в Дрездене было возбуждено уголовное дело по признакам ст. 86 и ст.86а Криминального кодекса по факту задержания на польско-германской границе 8 экземпляров книги бывшего премьер-министра Эстонской Республики Марта Лаара об эстонском легионе СС с приложением аудиодиска на котором, записаны песни легионеров. В Германии запрещена пропаганда нацистских организаций и распространение символики, противоречащих Конституции Германии организаций. Март Лаар взрывает Германию? Официальная Эстония с одной стороны признает и осуждает нацистскую оккупацию, а с другой стороны прославляет местных пособников оккупантов. Все вместе называется демократией.
Химера демократии
Что есть современная демократия не знает никто. Нет удовлетворительной дефиниции, дающей строго научное определение этого явления. Нет дефиниции, нет критериев, позволяющих судить о том "много" или "мало" демократии в той или иной стране. В этой связи не случайно появление оксюморона "тоталитарная демократия". Истина или то, что за нее выдается, всегда тоталитарна, а иначе она не была бы истиной. Единство истины и плюрализма мнений в условиях демократии это химера. Народ, воспринявший "истину демократии", немедленно утрачивает право на плюрализм мнений и становится носителем тоталитаризма. Эстония не исключение, хотя некоторые поправки все же придется сделать. Эстония восприняла тоталитарную (американизированную) демократию, как истину в последней инстанции, но практически использует ее на уровне хуторского "плюрализма мнений".
В мире, однако существуют и другие варианты "демократии", например, демократия Ливийской Арабской Джамахирии, которая в гораздо большей степени отвечает интересам и амбициям эстонского индивидуализма. Риторика "Великой Зеленой Декларации Прав Человека в Эпоху Масс" одинаково успешно может быть использована, как против российского "тоталитаризма", так и против американской "тоталитарной демократии":
"Народ Джамахирии (…), преисполненный веры в то, что права человека, преемника Аллаха на Земле, не могут ни дароваться, кем бы то ни было, ни существовать в обществе насилия и эксплуатации, ни осуществляться без победы масс над палачами и исчезновения режимов, подавляющих свободу, а утверждают свою власть и укрепляются на земле, когда народ становится хозяином через народные конгрессы, ибо права человека не могут быть гарантированы в мире, где существуют те, кто правит и те, кем правят, где есть власть имущие и этой власти подчиняющиеся, где есть богатые и бедные,
понимая, что несчастья Человека не исчезнут, а права его не утвердятся, пока не будет создан джамахирийский мир, в котором народам будет принадлежать и власть, и богатство, и оружие, и где исчезнут правительства и армии, а массы, народы и нации будут избавлены от угрозы войн, где будет царить мир, уважение, любовь и сотрудничество…".
Джамахирия представляет собой форму государственного устройства, отличную и от монархии и от республики. Джамахирийский вариант анархии более приспособлен для эстонского менталитета, чем американизированная "демократия", однако современная Эстония управляется и существует не по законам Джамахирии, а по законам "холодной войны".
Химера "холодной войны"
Западная Европа и США пережили эпоху "холодной войны" против СССР и вступили в эпоху глобализации. Глобализация подразумевает использование в западной экономике сырьевых ресурсов России при условии ограничения ее политической и экономической дееспособности, а также идеологического влияния на региональные и глобальные процессы.
Так называемые лидеры "некогда узурпированных стран" Эстонии, Латвии, Литвы и Польши, действуют в исторических условиях, в которых Вторая мировая война продлилась до начала 90-х годов ХХ века. Государства, которыми они руководят, только вступили в эпоху "холодной войны" против России (за невозможностью вступить в противоборство с СССР). Они тешат себя иллюзией евроатлантического единства, в котором есть место странам Черноморско-Кавказкого региона Украине и Грузии. Химера единства порождает максимализм прибалтийских суждений.
Если суммировать многочисленные эстонские предложения о том, "как Западу обустроить Россию и мир вокруг нее", озвученные во время и после грузинской агрессии в Южной Осетии, то картина получается впечатляющая. Временный поверенный в делах Грузии в Эстонии Зураб Маршания даже заявил, что ни одна страна мира не выразила такой серьезной поддержки Грузии, как маленькая Эстония. Эстонская коза с головой льва и хвостом дракона выглядит примерно так:
– объявить руководителей России – президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина неадекватными;
– изгнать Россию из Большой восьмерки, приостановить членство в Совете Европы, ОБСЕ и других международных организациях, включая Совет безопасности ООН;
– лишить Россию права на проведение миротворческих операций;
– обязать ЕС и НАТО проявить евроатлантическое единство и единым фронтом выступить против насаждения Россией имперской и ревизионистской политики в Восточной Европе;
– пересмотреть базовое соглашение с Россией по партнерству с НАТО и, по возможности, вообще от него отказаться;
– разместить в Эстонии базы НАТО, основываясь на польском прецеденте, т.е. за большие деньги;
– расширить состав НАТО путем включения в альянс идеологических и политических противников России, т.е. Украины и Грузии;
– втянуть Россию в новую гонку вооружений с США и странами НАТО, чтобы максимально ослабить экономику и вызвать социальные потрясения;
– исключить Россию из диалога и стратегического партнерства с Европейским союзом;
– расширить состав ЕС за счет стран-кандидатов;
– отказаться от программы ЕС по упрощению визового режима с Россией;
– ограничить возможности России в регионе Финского залива и Балтийского моря в целом по экспорту в Европейский союз углеводородного сырья;
– не допустить Россию к членству во Всемирной торговой организации;
– лишить Россию права на проведение Олимпийских игр в Сочи…
Et cetera, et cetera, et cetera… На выходе эстонским стратегам "холодной войны" видится окончательный распад России на несколько этнических государственных новообразований. Не об этом ли в Ханты-Мансийске толковал российским угрофиннам президент Эстонской Республики Тоомас-Хенрик Ильвес, когда призывал их самоопределению?
В марте 2007 года правительство Андруса Ансипа поставило перед собой десять амбициозных целей, одна из которых предусматривает духовное лидерство Эстонии в обеспечении евроатлантического единства и шире – единства всего западного мира. Теперь понятно, что речь шла не о единстве западного мира "за" демократические ценности, но исключительно "против" – против России. Таков автохтонный менталитет.
Химера менталитета
Эстонская публицистика не устает напоминать нам об отличиях русского менталитета от эстонского, упирая на принципиальную разницу национальных менталитетов как таковых.
Эстонская интеллектуальная элита всегда проявляла нездоровый интерес к евгенике, поскольку видела в ней способ быстро компенсировать очевидные недостатки, присущие реликтовому этносу. Еще шаг и власть с циркулем в руках начнет выяснять, кто тут долихоцефалики прогнатные (автохтонное население), а кто ортогнатные брахицефалики (русские оккупанты и колонисты). Кстати говоря, по признаку прогнатности автохтонное население ближе к коренному населению Африки, чем к скандинавам, т.е. к вожделенной Европе.
Есть даже такое мнение, что эстонцы унаследовали от немцев частицу экстравертного индоарийского духа, а поскольку в арийской среде долихоцефалики были самым деятельным, интеллектуальным, предприимчивым элементом, то потому чаще погибали, как в войнах, так и мирное время. Местные прогнатные долихоцефалики, исполненные арийского духа, отлично приспособлены к выполнению полицейских функций – облавам, обыскам, конвоированию, охране, что с блеском доказали, как в самой Эстонии, так и на Псковщине, и в Белоруссии, и в Польше, а теперь и в Ираке.
Главное различие в менталитете русских и эстонцев, не есть единственно отношение к истории, культуре и степени цивилизованности. Главное в том, что в эстонском менталитете отсутствует представление о чувстве соборности. Соборность в эстонском менталитете заменяет доведенный до абсурда хуторской индивидуализм, равновелико тяготеющий одновременно и к анархии (по социальной горизонтали), и к твердой руке (по вертикали власти). Зависть по отношению к равным, презрение к низшим, раболепие перед любой властью. Именно по этой причине в обозримом будущем эстонцев вряд ли удастся сплотить исключительно на основе языка и культуры.
Правду сказать, характеристика эта в большей степени относится не к эстонскому народу, но к "интеллигентному" эстонцу, нахватавшемуся от новых хозяев азов цивилизованности и по этой причине стесняющемуся своих деревенских родственников. К языку и цивилизованности, которую эстонские "интеллектуалы" путают с культурой, должна прилагаться собственная история, опыт собственной государственности, а еще собственный нобилитет, имеющий представление о совести, хранящий представления о нравственности и порядочности. Тонкий налет цивилизованности современной национальной элиты не заменяет ни того, ни другого, ни третьего.
Та история, которая есть у Эстонии, отрицается. Взамен нее предлагается другая история, принадлежащая другим народам. И эта история написана чужими хронистами. В этой истории эстонский народ сначала предстает жестоким, лживым и беспринципным, способным и на политическое предательство и на кровавую бойню, а два века спустя перестает представлять интерес даже для хроники.
Без предопределенной судьбы (судил Бог), нет истории. Нет судьбы – возможно все. Мы живем не в стране реальностей, а в стране возможностей. Непреходящее право эстонского государственного самоопределения – возможность, которая зиждется на свободе, справедливости и праве, но отнюдь не заменяет собой историю и судьбу. Нет истории и судьбы, нет чувства соборности. Чувство соборности, т.е. мистическое единение народа, предопределенное общей судьбой, подменяет право, которое зиждется на праве. Загляните в преамбулу Конституции Эстонской Республики:
"Народ Эстонии, выражая непоколебимую веру и твердую волю укреплять и развивать государство,которое создано по непреходящему праву государственного самоопределения народа Эстонии и провозглашено 24 февраля 1918 года, которое зиждется на свободе, справедливости и праве…"
Всего этого явно мало, чтобы попрекать русских в Эстонии леностью, а русских в России учить свободе и демократии. Отсутствующее чувство соборности делает эстонских "интеллектуалов" неспособными к сопереживанию.
Химера сопереживания
Казалось бы, эстонцы, в силу своей малочисленности, должны острее чувствовать боль осетинского народа, но нет – не чувствуют. Кажется, что орган, которым все прочие народы чувствуют чужую боль, атрофировался после восстановления независимости. Признать за осетинами – разделенным народом – право на самоопределение и воссоединение в рамках единого государства очевидно выше эстонских политических сил.
Никто из эстонских политиков так и не вспомнил о сербской трагедии, а ведь аналогия напрашивается прямая. США без всякого мандата ООН на миротворческую или посредническую деятельность бомбили Сербию, пытавшуюся восстановить конституционный порядок на своей исконной территории. Официальная Эстония признала независимость албанцев в Косово и гордится этим, несмотря на то, что Хашим Тачи оказался криминальным авторитетом – торговцем человеческими органами. Более скомпрометированного правителя со времен "императора" Жана-Беделя Бокассы, уличенного в каннибализме, и вообразить-то трудно.
Но эстонским "интеллектуалам" плевать. Они легко приносят мораль в жертву коалиционной солидарности Северо-Атлантического альянса и дисциплине Европейского союза. В приличном обществе грузинскому "лидеру" – человеку, по чьему прямому приказу солдаты убивали в Цхинвали женщин, стариков и детей, руки не подадут. А вот президент Эстонии пролетел тысячи километров, чтобы, взявшись с ним за руки, продемонстрировать солидарность. И плевать на то, что в Гори до сих пор стоит памятник Сталину, который несет историческую ответственность за оккупацию Эстонии и депортации эстонцев в Сибирь.
Напрашивается вывод о том, что в этом этническом конфликте официальную Эстонию интересуют не грузины или осетины как таковые и, тем более, не интересы "мировой демократии", а возможность испортить отношения с Россией всерьез и надолго. Что ж, вольному воля.