
Эстонское ноу-хау
Нечто более эффективное, чем финская Nokia
Выступление Михаила Владимировича Петрова, директора Русского института (Эстония), на Конференции «Институты гражданского общества против преступности, новых вызовов и угроз», состоявшейся 1 июня 2007 г. в Государственной Думе Российской Федерации.Так называемые массовые беспорядки в Таллинне в конце апреля 2007 года связывают с переносом монумента освободителям Таллинна от нацистской оккупации. Довольно часто приходится слышать о том, что «защищать» «Бронзового солдата» собрались исключительно мародеры и погромщики.
Понятно, что массовыми протестами такого размера, а по разным оценкам 26 апреля в центре Таллинна собралось от 6 до 10 тысяч человек, пользуются и хулиганы, и погромщики и грабители. Однако мы должны понимать, что подавляющая масса демонстрантов руководствовалась не мотиваций криминала и погромщиков, а совсем иными чувствами.
Ситуация была намеренно сконструированная правительством – оскорбительный исторический миф, локальные беспорядки, обработка общественного мнения, закон, санкции в виде раскопок братской могилы и ликвидации монумента, наконец, разгон людей, протестующих против действий правительства. Однако все это послужило лишь поводом к массовому выражению недовольства безнравственными действиями нынешнего правительства Эстонии, да и всех предыдущих.
Политический режим в Эстонии вполне может быть описан в терминах институциональной сегрегации по национальному признаку: раздельное дошкольное воспитание, раздельное школьное и гимназическое образование, раздельное высшее образование, специальная пресса для русских, специальный государственный департамент, занимающийся делами лиц без гражданства, мнимых иностранцев, специальные законы, наконец, специальная языковая инспекция для лиц, не владеющих в достаточной мере государственным языком.
В целях маскировки институциональная сегрегация покрывается правительственной программой интеграции инородцев. С одной стороны заявлено о мультикультурности эстонского общества, с другой стороны заявлено, что мультикультурность допускается лишь при условии доминанты эстонской культуры.
Люди, которые вышли 26 апреля защищать монумент освободителям, в действительности пришли протестовать против длящихся годами унижений, по сути, против, доминанты эстонской культуры.
Я не буду сейчас оценивать действия полиции. Замечу только, что безнравственно было задействовать в подавлении беспорядков, а полицейские силы были стянуты в Таллинн за несколько дней до начала ликвидации монумента, русских полицейских, равно мужчин и женщин. Правительству заранее было известно, что им придется расправляться с представителями того же национального меньшинства, к которому они сами принадлежат.
Днем 28 апреля события в Таллинне приняли уже совсем иной оборот, их стержнем стала уже совсем иная мотивация. С полицейских жилетов исчезли бирки с именами. Днем полиция устроила в центре города расправу над детьми, а в основном это были школьницы в возрасте 15-17 лет, с применением резиновых дубинок, наручников и связывания средствами, которые не указаны в законе. Я имею в виду пластиковый самозатягивающийся крепёж. Эти штуки нужно законодательно изъять из арсенала полиции всех государств. Наш форум мог бы высказаться по этому поводу совершенно определенно.
Информация об избиении детей немедленно распространилась по городу и спровоцировала новые массовые беспорядки в центре Таллинна. Премьер-министр Андрус Ансип и префект полиции утверждают, что всё было сделано правильно: правильно поступило правительство, правильно действовала полиция.
Ещё 4 апреля 2007 вновь назначенный премьер-министр Андрус Ансип выступил в парламенте с речью, в которой определил 10 основных целей нового правительства. Весьма любопытна формулировка пятой цели:
Для Эстонии жизненно важно сформировать о себе представление как об активном предводителе и духовном лидере при усилении Евросоюза и НАТО и формировании единства западного мира.
Возникает вопрос, а каким путем правительство Эстонии собирается достичь этих весьма амбициозных целей? В качестве предводителя и духовного лидера НАТО Эстонии придется конкурировать с США, в Европейском союзе с такими государствами как Великобритания, Франция, Германия, Бельгия, Испания, и т.д.
Значит, у правительства есть какое-то know haw, нечто более эффективное чем финская Nokia. Ответ мы находим в десятой цели нового эстонского правительства: модернизация государства, вовлечение граждан и увеличение внутренней безопасности.
По сути, речь идет о вовлечении граждан в систему и процессы обеспечения внутренней государственной безопасности. Как видите, практически полное совпадение с темой нашей конференции. Однако мы должны иметь в виду, что треть населения Эстонии составляют мнимые иностранцы – лица без гражданства, и граждане Российской Федерации. Масса самих эстонских граждан тоже неоднородна. Правовой и политический статус правоприемных граждан Эстонской Республики значительно шире статуса натурализованных граждан. Например, правоприемного гражданина невозможно лишить гражданства, натурализованного в гражданстве можно этого гражданства лишить.
К сожалению, общество правоприемных граждан Эстонской Республики активно выступает против гражданского общества в Эстонии. И вот свежий пример. В производстве парламента одновременно находятся два законопроекта об охране правопорядка. Законопроекты 5 SE I и 49 SE I практически идентичны. Так, например, статья 81 законопроекта 49 SE I предусматривает:
Наделение полномочиями иного лица, как лица, ответственного за общественный порядок, для исполнения государственных задач по охране порядка на основании административного договора.
Наделение правами осуществляет министр внутренних дел на основании закона и административного договора в пределах, предусмотренных ст. 83 законопроекта. Лица, указанных в статье 81 настоящего закона, административным договором можно уполномочить на участие в исполнении задач полиции по охране порядка, таких как надзор за соблюдением требований поведения в общественном месте, предупреждение и пресечение преступлений против имущества и лиц, регулирование дорожного движения, оказание помощи лицам, пострадавшим от преступных действий.
Возникает вопрос об участии в охране правопорядка вооруженных формирований, входящих в состав Сил Обороны Эстонии. Прежде всего, речь идет об организации Кайтселиит, состоящий преимущественно из правоприемных граждан, т.е. из эстонцев. Статья 81 законопроекта дает возможность министру внутренних дел на основании административного договора уполномочить Кайтселийт на участие в исполнении задач полиции или Спасательного департамента с предварительного разрешения министра обороны.
Таким образом, предполагается, что доверить охрану правопорядка можно будет на основании административного договора практически любым общественным организациям.
Существует решение Государственного суда, запрещающее использовать армию и Кайтселийт для выполнения полицейских функций. Однако запрет этот не действует, поскольку большинство членов Кайтселиита уже прошли однодневные курсы помощников полицейского. Будучи членами Кайтселиита и располагая оружием, но в качестве помощников полицейских они уже могут выполнять полицейские функции.
Для справки: по состоянию на апрель 2006 года в полиции работало 3230 полицейских чиновника и 1172 служащих. В составе Кайтселийта насчитывается более 10 тысяч членов, вместе с особыми организациями Кайтселийта, такими как «Женщины на защите дома» (Naiskodukaitse), «Молодые орлы» (Noored Kotkad) и девичьей организацией (Kodutütred) в организации Кайтселиит состоит свыше 18 000 добровольцев.
В дни апрельского кризиса первым о пополнении рядов Кайтселиита заговорил бывший школьный учитель, бывший премьер-министр, бывший советник президента Грузии, а ныне председатель объединенной партии Союз Отечества и Res Publica Март Лаар. Вскоре его поддержал и нынешний премьер-министр, лидер реформистов Андрус Ансип. Законопроект 5 SE I внесла на рассмотрение парламента Центристская партия Эстонии, заигрывающая с партией Единая Россия.
Вероятно, это и есть эстонская Nokia – усмирение инородцев силами полиции и вооруженных общественных организаций. В государстве, которое расколото по национальному признаку, наделение правами и вооружение одной из конфликтующих сторон легко может привести к бойне. Апрельские события в Эстонии показали, что НАТО и Европейский союз готовы оправдать и поддержать такое развитие событий.
Возможен и такой вариант, когда массовых выступлений русского населения, которые легко подавить с помощью силы, больше не будет. Я имею в виду ситуацию, когда недовольство выплеснется в виде актов индивидуального террора, которые не смогут контролировать ни власть, ни организованное подполье. Эстонское правительство страстно мечтает о таком подполье. Об этом свидетельствует недавнее заявление министра юстиции Рейна Ланга, что на 9 мая 2007 года Россия планировала совершить в Эстонии государственный переворот.