Хлебные крошки

Статьи

Самоорганизация русских общин
Политика
Казахстан

Сергей Сысоев

Эволюция русских организаций в Казахстане

Как обстоят дела в русском движении республики?

«В стране вновь зазвучала антироссийская риторика, активизировалась деятельность казахских национал-патриотических организаций»… Поэтому есть резон задаться вопросом: а как обстоят дела в русском движении республики? Предлагаемая читателям статья развивает тему, заданную публикацией казахстанского политолога Михаила Сытника «Анкета: Русский вопрос в Казахстане» О деятельности русских организаций казахстанские СМИ почти не пишут. А если и пишут, то казахстанскому обывателю даётся картинка, часто далёкая от действительности и предлагающая некую заданную версию о состоянии дел в русском движении. Поэтому у русскоязычной общественности складывается искажённое представление о том, кто есть «ХУ» среди русских общественных организаций, воспринимаемых гражданами больше на слух и по названиям. Данная статья является попыткой дать срез русского движения в РК, а также обозначить идеологические аспекты деятельности основных его участников. На сегодняшний день в Казахстане действуют два крупных национально ориентированных общественных объединения: Ассоциация русских, славянских и казачьих организаций (АРСК) и Координационный Совет русских, славянских и казачьих организаций (КС). Первое включает в себя ряд национально-культурных центров (НКЦ), а во второе входят организации республиканского уровня: «Русская община», славянское движение «Лад», а также казачество Степного края и Семиречья. Формальным лидером АРСК является один из сподвижников президента Назарбаева и бывший казахстанский премьер Сергей Терещенко. Появление этой организации было вызвано тем, что в президентской администрации вызрело самоуверенное решение - раз и навсегда решить «русский вопрос» в Казахстане. Через создание мегаобъединения, куда должны быть влиты все сколько-нибудь известные организации русских, предполагалось исключить какие-либо политические притязания со стороны второй по численности государствообразующей нации республики. Для этих целей властями была разработана соответствующая концепция Русского движения, в которой прописывались задачи и структура организации «всех русских» Казахстана. Планировалось, что в руководство единого русского движения войдут лояльные властям русские чиновники, бизнесмены и священноначалие РПЦ. Таким образом, общеказахстанское Русское движение имело бы право говорить от лица всего русскоязычного населения республики, а президентская администрация получала бы возможность прикладного использования подконтрольного «русского ресурса». Но полная реализация этой идеи казахстанским властям не удалась. Наиболее известные русские объединения отказались войти в состав «Русского движения Казахстана», не пожелав участвовать в явно сомнительном и антирусском проекте. В результате в АРСК оказалось множество малоизвестных в республике организаций и национально-культурных центров, большая часть которых была создана по инициативе властей, заинтересованных в организационном дроблении так называемой «русской диаспоры». В значительной мере, с помощью АРСК и входящих в него НКЦ казахстанским властям долгое время удавалось создавать иллюзию «межнационального согласия» и одновременно дезавуировать общественные протесты, связанные с фактами нарушения прав и свобод русского населения. АРСК и сегодня продолжает свою деятельность, направленную на нейтрализацию «русского фактора» в республике. Занимаясь исключительно культуртрегерской деятельностью, организацией концертов и различных публичных мероприятий, лидеры АРСК не только дистанцируются от правозащитной и общественно-политической деятельности, но и выполняют функцию своеобразного пропагандистского прикрытия для ассимиляционной политики казахстанских властей. Другое крупное общественное объединение - Координационный совет русских, славянских и казачьих организаций, возглавляемый руководителем фонда «Благовест» Юрием Захаровым создавался под президентские выборы 2005 г. и для противодействия актуальной на тот момент угрозе «оранжевой революции». Принципиальным отличием КС от АРСК было то, что в него добровольно вошли авторитетные русские и казачьи организации, включая активное и политизированное славянское движение «Лад». Со стороны властей были даны определённые гарантии, которые заключались в том, что положение русских в Казахстане, как минимум, не ухудшится, а статус «официального» русского языка не будет далее понижаться. Следует отметить, что «русский альянс», как иногда называют КС в СМИ, сыграл немаловажную роль в «абсолютной победе» на президентских выборах главы государства Нурсултана Назарбаева. Активная информационно-агитационная деятельность КС, массовый сбор подписей в поддержку президента Назарбаева усилили антизападные настроения и страхи «нетитульного» населения перед лицом «оранжевой угрозы», обеспечив тем самым президенту Назарбаеву максимально возможную поддержку русскоязычного электората на выборах в 2005 г. По прошествии президентских выборов общественно-политическая деятельность КС в республике, практически, сошла на нет. Казахстанские власти (чего, впрочем, и следовало ожидать) вместо сохранения сложившегося на тот момент межнационального статус-кво, позволявшего русским занимать скромную нишу в госорганах и сфере среднего бизнеса, резко усилили административное и психологическое давление на русскоязычное население. В стране вновь зазвучала антироссийская риторика, активизировалась деятельность казахских национал-патриотических организаций. В бюджетных организациях под предлогом внедрения в делопроизводство казахского языка началась очередная кампания «кадровых чисток». Не остался в стороне от этих процессов и «русский бизнес»: в Казахстане участились случаи «законного» отъёма собственности, когда владельцам успешных предприятий стали поступать «выгодные» предложения, «от которых невозможно отказаться». В этих неблагоприятных для русского населения обстоятельствах деятельность «русского альянса» парадоксальным образом переключилась на внутриполитическую российскую проблематику. Руководство КС сосредоточило усилия не на защите коренных интересов русских в республике, а на критике …кремлёвских властей за проводимую ими «антирусскую» национальную политику. При этом, конкурируя с АРСК за эксклюзивное «русское представительство» в Казахстане, руководство КС предпочло не обострять взаимоотношения с казахскими властями по вопросам представительства, статуса русского языка и кадровой политики. Очевидно, что казахстанскому руководству объективно выгодно такое перенацеливание деятельности русских организаций: критика российской политической действительности даёт возможность увести международное общественное мнение от «пожизненного президентства», однопартийного парламента, этнократических тенденций в сторону «путинско-имперской» России. Но для российского руководства такая ситуация неожиданна и малоприятна, поскольку создаёт информационные поводы для критики со стороны внешних сил и даёт дополнительные аргументы представителям постсоветских этнократий в диалоге с Кремлём. Среди русских организаций в Казахстане чаще всего жёсткой критике и нападкам подвергается известное славянское движение «Лад». Но это обстоятельство как раз говорит в его пользу, поскольку это единственное общественное объединение в республике, имеющее собственную идеологию и в течение многих лет фактически являющееся центрообразующим ядром среди многочисленных русских организаций Казахстана. Здесь, на наш взгляд, решающую роль сыграло то, что в начале 90-х гг. движение «Лад» создавалось русскими интеллектуалами в Казахстане, успешно осваивавшими новое для себя политическое ремесло. Их последователям, в какой-то мере, удалось сохранить преемственность, и на сегодняшний день это единственная в республике русская организация, хорошо владеющая политическим языком и способная транслировать интересы русскоязычного населения. Ещё необходимо сказать несколько слов о казачьих организациях в Казахстане. Они в количественном отношении составляют значительный пласт в русском движении, но в общественно-политическом плане индифферентны. Казахстанское казачество в массе своей слаборелигиозно и в большей степени ориентировано на обрядовость и атрибутивность, кроме того, в казачьей среде имеют распространение элементы новоязыческих культов, наслаивающиеся на традиционное православие. Более того, бытующие представления о том, что казаки – это якобы «особый народ», способствуют «этнографической» самоизоляции казахстанского казачества от русского движения в республике. С достаточной степенью определённости можно сказать, что потенциал развития у русских организаций в Казахстане всё же есть. Но при этом важно помнить и то, что конформизм и общественно-политическая стерилизация, навязываемые русскому движению извне, могут, в конечном счёте, превратить казахстанских русских в податливый материал для национальной «переделки» и сделать их эффективным орудием в антироссийских политических играх.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie