Хлебные крошки

Статьи

История
История

Европа не знает нас

В начале 1990-х годов власти не представляли, по какому пути развития должна идти постсоветская Россия

Русский мыслитель первой половины ХХ века И.А.Ильин считал, что Россия – это неповторимый, своеобразный мир и попытки лишить его индивидуальности, подстроить под что-нибудь другое ничего хорошего не принесут. Они губительны для России. В одной из своих работ он, в частности, отмечал: "В остальных странах и среди остальных народов – мы одиноки, непонятны и "непопулярны". Это не новое явление. Оно имеет свою историю. М.В. Ломоносов и А.С. Пушкин первыми поняли своеобразие России, ее особенность от Европы, ее "неевропейскость". Ф.М. Достоевский и Н.Я. Данилевский первыми поняли, что Европа нас не знает, не понимает и не любит. С тех пор прошли долгие годы, и мы должны были испытать на себе и подтвердить, что все эти великие русские люди были прозорливы и правы".

По мнению И.Ильина, "Западная Европа нас не знает, во-первых, потому, что ей чужд русский язык. В девятом веке славяне жили в самом центре Европы: от Киля до Магдебурга и Гале, за Эльбой, в "Богемском лесу", в Каринтии, Хорватии и на Балканах. Германцы систематически завоевывали их, вырезали верхние сословия и, "обезглавив" таким образом, подвергали денационализации. Европа сама вытеснила славянство на восток и на юг. И на юге их покорило, но не денационализировало турецкое иго. Вот как случилось, что русский язык стал чужд и "труден" западным европейцам. А без языка народ народу нем ("немец").

Западная Европа не знает нас, во-вторых, потому что ей чужда русская (православная) религиозность. Европой искони владел Рим, – сначала языческий, потом католический, воспринявший основные традиции первого. Но в русской истории была воспринята не римская, а греческая традиция. "Греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер" (А.С.Пушкин). Рим никогда не отвечал нашему духу и нашему характеру. Его самоуверенная, властная и жестокая воля всегда отталкивала русскую совесть и русское сердце. А греческое вероисповедание мы, не искажая, восприняли настолько своеобразно, что о его "греческости" можно говорить лишь в условном, историческом смысле.

Европа не знает нас, в-третьих, потому, что ей чуждо славяно-русское созерцание мира, природы и человека. Западноевропейское человечество движется волей и рассудком. Русский человек живет прежде всего сердцем и воображением, и лишь потом волей и умом. Поэтому средний европеец стыдится искренности, совести и доброты как "глупости"; русский человек, наоборот, ждет от человека прежде всего доброты, совести и искренности. Русский человек всегда наслаждается естественною свободою своего пространства, вольностью безгосударственного быта и расселения и нестесненностью своей внутренней индивидуализации; он всегда "удивлялся" другим народам, добродушно с ними уживался и ненавидел только вторгающихся поработителей; он ценил свободу духа выше формальной правовой свободы – и если бы другие народы и народцы его не тревожили, не мешали ему жить, то он не брался бы за оружие и не добивался бы власти над ними".

Первый президент России Б.Ельцин и его окружение, по всей видимости, не представляли, по какому пути развития должна идти постсоветская Россия. Поэтому они решили избрать наилегчайший: слепое копирование западной модели развития общества. Результатом подобного эксперимента стал глубокий кризис российского общества прежде всего в духовно-нравственной сфере, что негативным образом отразилось на всех остальных сторонах жизни общества. Это касается и части правящей элиты на Украине, которая ошибочно полагает, что "Украина всегда была Европой".

Николай Бельтов,
кандидат философских наук




Ссылки по теме:

Иван Ильин – великий русский мыслитель в изгнании

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie