"Фаренгейтом" по американскому президенту
Фильм "Фаренгейт 9/11" получил главный приз на Каннском фестивале
К многочисленным неприятностям, с незавидной регулярностью сопровождающим в последнее время Джорджа Буша-младшего, недавно добавилась еще одна. На этот раз плохие для нынешней администрации США новости пришли не из Ирака, а из французского средиземноморского города-курорта Канн.Документальный фильм американского режиссера Майкла Мура "Фаренгейт 9/11" был удостоен главного приза – "Золотой пальмовой ветви" престижного международного Каннского кинофестиваля, как лучший фильм 2004 года. За Золотую пальмовую ветвь боролись 19 картин. Однако жюри во главе со знаменитым голливудским мэтром Квентином Тарантино неожиданно для многих кинокритиков отдала предпочтение именно фильму Мура.
Сообщение об этом моментально стало мировой сенсацией. И не столько потому, что документальный фильм не получал главного приза в Каннах уже 48 лет – с в 1956 года, когда эта награда досталась ленте Луи Малля "Безмолвный мир". А главным образом потому, что фильм Мура еще до фестиваля в западных СМИ называли не иначе как "кинематографической бомбой". Даже владельцы фильма – руководство американской компании "Мирамакс" в лице Харви Вайнштейна – характеризовало детище Майкла Мура, как "самый опасный фильм в истории".
Майкл Мур давно имеет в США репутацию скандального режиссера и "разгребателя грязи", нажившего себе немало врагов среди элиты Америки. Он получил широкую известность после серии хлестких телепередач и книг, в которых защищал интересы бедных американцев, обвинял крупные корпорации США в алчности и всячески высмеивал продажность и цинизм американской медиаиндустрии.
Что же такого снял Мур в своей 110-минутной призовой ленте, если, как утверждает западная пресса, администрация США и руководство Голливуда предпринимали отчаянные меры с целью предотвратить ее выход на большой экран? "Фаренгейт 9/11" – яростное кинематографическое обвинение президента Джорджа Буша и политики его администрации до и после 11 сентября 2001 года, разоблачение тесных деловых связей семьи Буша с семьей "террориста номер один" Усамы бин Ладена, скандала вокруг президентских выборов 2000 года в США, войны в Ираке и т.д. Даже название фильма – это обыгрывание названия знаменитой повести великого фантаста Рея Брэдбери "451 градус по Фаренгейту", события в которой происходят в тоталитарном обществе будущего, где чтение книг и свобода мысли объявлены вне закона.
В своем фильме Мур прямо обвиняет Джорджа Буша в узурпации власти путем подтасовки президентских выборов в 2000 году, полном пренебрежении угрозой терроризма до 11 сентября 2001 года и преднамеренной манипуляции общественным мнением, находившемся в шоке после чудовищных терактов 11 сентября, для обоснования необходимости вторжения в Ирак и ограничения демократических прав и свобод американцев.
Фильм начинается с кадров хроники избирательного марафона 2000 года. Сначала Эл Гор, празднует победу и принимает поздравления. Потом телекомпания "Фокс-ТВ" (в число владельцев которой входит родственник Джорджа Буша) вдруг сообщает об ошибке и о том, что в результате решающего голосования в штате Флорида, где губернатором был Джеб Буш, на самом деле победил его брат – Джордж Буш.
Дальше – первые невнятные месяцы нового президента у власти, картинки в интернете, на которых особенно хорошо видно сходство президента США с известным человекообразным приматом, склонность Джорджа Буша к частым отпускам и отдыху на своем ранчо в Техасе (как подсчитал Мур, в первый год своего правления Буш-младший 42% своего времени провел в отпуске).
В фильме Мура фигурирует и видеозапись того, с каким "олимпийским спокойствием" и невозмутимостью Джордж Буш получает известие о кошмаре 11 сентября. В "Фаренгейт 9/11" немало место уделено деловым связям семейства Бушей с правящими семьями Саудовской Аравии, включая и семью бин Ладенов, которая спонсировала убыточные нефтяные компании Джорджа Буша. В ленте Мура сообщается, что дружба с саудовскими миллиардерами обогатила клан Бушей на 1,4 млрд. долларов, а 8% экономики США находится в руках арабских шейхов.
И это при том, что 15 из 19 террористов, совершивших теракты 11 сентября, были саудовскими гражданами. Тем не менее, через 4 дня после 11 сентября, как утверждает в своем фильме Мур, 24 члена семьи бин Ладена были беспрепятственно вывезены из США специальными самолетами, когда ни один аэропорт не обслуживал обыкновенных пассажиров.
Значительная часть фильма посвящена событиям в Ираке. Начиная от скандала вокруг фальсификации спецслужбами США по заданию администрации Буша данных о несуществующем иракском оружии массового поражения и "нефтяной подоплеки" войны "за освобождение Ирака" и кончая пытками и издевательствами американских военных над пленными иракцами.
"Фаренгейт 9/11" ярко демонстрирует всю преступность и бессмысленность гибели в Ираке мирных жителей и 20-летних американских солдат, в то время как администрация Буша раздает своим техасским и саудовским друзьям выгодные миллиардные контракты "на восстановление Ирака". Как цинично признает в фильме интервьюируемый Муром президент компании, производящей бронированные автомобили, Блейн Обер иракская авантюра "хороша для бизнеса, но плоха для народа".
В сущности, ничего особо нового фильм "Фаренгейт 9/11" не содержит. Однако Майкл Мур, по мнению авторитетных киноведов, сумел так виртуозно смонтировать и подать в общем-то известные эпизоды и факты, что получилась в целом блестящая, обладающая большой эмоциональной силой воздействия и главное политически актуальная лента. Сам Мур не скрывает, что снял этот фильм потому, что, по собственному признанию, очень не любит президента Буша и не хочет, чтобы Буш победил на выборах в ноябре сего года. Газета "Голливуд рипортер" даже обвинило Мура в том, что он "разрабатывает новый жанр – документальный фильм как средство борьбы на выборах".
Говорят, что у Мура имеется и "личный счет" к Бушу. Когда президент был еще губернатором Техаса, на одной из пресс-конференций Буш-младший на вопрос Мура довольно грубо ответил ему в том духе, что, мол, веди-ка себя прилично парень и вообще найди себе какое-нибудь реальное дело. Президенту следовало бы знать, что такие шутки с режиссерами-документалистами не проходят без последствий. Мур быстро нашел себе "реальное дело", в результате чего и появился "Фаренгейт 9/11", угрожающий серьезно подорвать и без того невеликие на сегодня шансы Джорджа Буша переизбраться на второй срок.
До Каннского фестиваля возможность выхода фильма на широкую аудиторию в США была под большим вопросом. Сначала Мур собирался снимать свой фильм на студии "Айкон", принадлежащей известному актеру и режиссеру Мэлу Гибсону. Однако находящийся в тесных дружеских отношениях с семейством Бушей Гибсон расторг контракт с Муром уже через две недели после начала съемок. Тогда проект купила студия "Мирамакс" – дочернее предприятие известной фирмы "Дисней".
Фильм был снят и готов к выходу в прокат, но "Дисней" вдруг не разрешила "Мирамаксу" заниматься прокатом картины. Поговаривают, что на руководителей "Диснея", владеющих знаменитым парком "Диснейлэнд" в штате Флорида, крепко "нажал" губернатор штата – брат президента Джеб Буш. Возможно, что теперь фильм будет распространяться третьими фирмами. Тем более, что победа картины на Каннском фестивале сделала ему не только хорошую рекламу, но и, видимо, обеспечила широкий доступ на кинорынок США – никто не осмелится теперь запретить показ "Фаренгейта 9/11" в американских кинотеатрах. Сам Мур, выступая после награждения, заявил председателю жюри Квентину Тарантино: "Вы заставите американцев посмотреть этот фильм. Это обеспечит ему невиданное внимание".
Картина выйдет в американский прокат в начале июля, как раз перед главным праздником Америки 4 июля – Днем Независимости. Как полагают многие обозреватели, именно нынешним летом "Фаренгейт 9/11" сможет нанести наибольший ущерб кампании по переизбранию Джорджа Буша-младшего на пост президента США. Для Буша, почти непрерывно находящегося с начала года под огнем критики за свою политику в Ираке, этот фильм может сыграть роль своеобразного "осинового кола" и помочь противникам президента похоронить его надежды на еще один срок в Белом Доме.
Если, конечно, не случиться какого-либо чуда, или демократы не совершат каких-либо серьезных промахов в ходе предвыборной кампании. Ну а Майкл Мур свою работу уже сделал и, судя по "Золотой пальмовой ветви" Каннского фестиваля, сделал ее неплохо.