Феодосия. Крест и кровь
Конфликт «заморожен»
В нынешнем июле в Крыму произошло необыкновенное событие, особое, зловещее. Знаете, его даже можно счесть звоночком о появлении в нашей жизни явных апокалиптических примет. Судите сами! Впервые за много лет, за десятки лет, на крымской земле пролилась кровь православных христиан. Кровь пролилась за дело Христово. Это нужно прочувствовать и понять. Это нужно как-то осмыслить всем православным и тем рядовым исполнителям, кто это натворил. Это надо запомнить…
Произошло, в двух словах, вот что.
Православные люди поставили на въезде в свой город, по обычаю своих предков, крест. Другие люди его сломали. Когда православные пришли восстановить крест, эти другие люди дубинами им разбили головы.
Теперь – по порядку.
Ведь при рассмотрении подобных вопросов спешить не стоит.
* * *
Итак, на одном из въездов в Феодосию (со стороны Джанкоя) православный народ установил величественный поклонный крест – общая высота металлической конструкции 12 метров. Дата установки – день святого Георгия Победоносца 6 мая; дата не случайна: нынешний год, кто не забыл, год 70-летия начала Великой Отечественной войны, год 2011-й от Рождества Христова.
Необходимо сказать, что этот крест не только поклонный, но и крест-памятник в честь воинов, которые защищали Крым в 1941-м, которые участвовали в катастрофических десантах и освобождали полуостров от оккупантов в 44-м… Здесь повсюду пролито много молодой крови. Крови разных народов. Но в любой горсти земли, в корнях любой травинки – кровь защитников и освободителей. Установка креста – это памятник всем тем…
Кто понимает и чувствует – объяснять не надо. Тот и сам сочувственно вздохнёт: дело праведное и святое! А тому, кто понимает не вполне, хочется просто сказать: установка креста перед въездом в город – дело, освящённое веками, причём ничуть не в меньшей мере освящённое, чем почитание своих предков, проливших кровь, и не менее, чем уважительное отношение к своей истории.
Кто-то (из числа других людей) с готовностью воскликнет: но в Феодосии, в Крыму живут не только православные!.. Конечно, с не меньшей готовностью ответим мы, разве это кто-то отрицает? Примерно восьмая часть населения Крыма – татары, традиционно исповедующие ислам.
Знаете, это счастливая особенность Крыма – принадлежать всем, кто его любит!
Давайте припомним, в новейшей истории запрещал ли кто крымским татарам исполнять обычаи своих предков, предписания ислама? Да нет же! – ответит любой. Действительно, мы даже знаем другие примеры, когда представители этого трудолюбивого народа самочинно захватывали земли и строили на этих землях мечети. (Здесь, в этих скобках мы оставим факты самочинных агрессивных захватов земель под строение поселений, ибо наша тема иная – о традициях.) Скажите, случалось ли, что такие мечети кто-то сносил?.. Нет?.. Тогда с неизбежностью возникает вопрос: отчего же православным запрещают то, что заведено их предками? Православные люди в Крыму – ведь люди не второго сорта? Вот есть на свете государства, например, евроцентричная Турция, где кресты христианам ставить запрещено даже и на своих храмах. В Крыму ведь к этому не идёт? Хотя после сноса креста в Феодосии уже и не столь фантастично выглядит сюжет, когда правительство Крыма вдруг возьмёт да и вынесет постановление – убрать кресты с маковок церквей, мол, кресты – это не толерантно по отношению к меджлису (далее следует перечень партий, организаций, конфессий, лиц и сущностей – каждый может попробовать его составить – кому крест видеть тяжело). Согласитесь, такое постановление после сноса креста-памятника в Феодосии – вещь даже и логичная…
* * *
Ладно, мрачные футуристические картины – в сторону. Нам – в смысле мрака – и фактов повседневности хватает.
А факты таковы. Дата установки креста была определена загодя, власти оповещены; к сроку и крест изготовлен, но документы на выдел земли не были до конца оформлены. Поселковый совет, пригород Феодосии, которому номинально принадлежит земля, дело затянул. Хотя, казалось бы, что за беда? Это ведь не билборд, символ бренной суеты, с которого деньги качать (их, кстати, на дорогах по округе понатыкано без счёта), а памятник, напоминающий о вечном. Можно бы и позже специальным актом узаконить установку креста, если к сроку не поспели? Конечно, если такое в принципе необходимо. Но это при наличии доброй воли властей. Власти же пошли иным путём. К этому мы ещё вернёмся.
После установки креста представители меджлиса из чувства религиозной нетерпимости вознамерились крест снести. Казаки выставили охрану и сказали: попробуйте! Противостояние длилось три дня, и страсти, как водится, поулеглись, ушли вглубь, где могли бы скоро поостыть и раствориться. Однако тем, кто задумал провокацию по сносу креста-памятника, этот вариант не подошёл. Страсти сочли нужным непрестанно подогревать.
18 мая в Феодосию, к кресту, с целью его разрушить из разных мест Крыма приехали четыре сотни крымских татар. Казаки успели собрать двести человек, что и предотвратило акт вандализма. Возникли два полюса, но искры, слава Богу, не случилось. Заинтересованные в осквернении креста не растерялись, обратились в Хозяйственный суд Крыма. И тот без проволочек вынес постановление о сносе креста-памятника! Мало того, без проволочек, даже и не дожидаясь никаких апелляций-кассаций, в тайне от православных, в 4 часа утра (избранное властями время усиливает ощущение кощунства) 1 июня власти снесли крест, причём совершенно варварски распилив его «болгаркой» на две части. Операция по сносу была разработана, судя по исполнению, мастеровито. Крест распилили, демонтировали, отвезли на территорию одного из феодосийских храмов и там бросили.
* * *
Что же священноначалие?
Это момент болезненный, тонкий, но скажем: на Украине в ряде епархий существует известная проблема, некое противоречие, некоторое недоразумение. Оно таково. Православные, как и положено, почитают и уважают своих архиереев как лиц духовных, преемников апостолов Христа-Спасителя. Однако общественно-политические взгляды иных не разделяют. Например, многих православных смущает «церковный оранжизм» и разговоры о «канонической автокефалии» некоторых архиереев. Конечно, политические взгляды у кого угодно могут быть какими угодно. Казалось бы, ничего страшного, нужно уметь отдавать «кесарево кесарю, а Божие Богу», чада одной Матери-Церкви должны уметь между собой договариваться. Казаки считают, что православным негоже до бесконечности идти на уступки меджлису и бояться проявить делом свою веру. Они, как и все православные, помнят волю Христа: проповедуйте! «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (от Матфея: 10, 27-28).
К сожалению, между казаками и митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем существует недоразумение. Владыка говорит по поводу конфликта: «Мы живем на полуострове, где нужно учитывать <мнение> соседей, где не нужно идти напролом. Соседи эти звонят и говорят, что надо как-то по-другому, а не так, как вы сделали в Феодосии». У владыки свои резоны, у казаков – свои, их беспокоит, что «незаконный меджлис наглеет», что инициатива православных «низов» не поддерживается в «верхах». В результате крест, установленный 6 мая, не был освящён никем из священников Крымской епархии. После того, как крест без благословения священноначалия простоял много времени, казаки допустили, чтобы его освятил священник Русской Зарубежной Православной Церкви, той её части, которая не находится в евхаристическом общении с Московским Патриархатом. Это вызвало – и вызвало по праву – неудовольствие владыки Лазаря.
Это всё, что касается этой стороны вопроса. Только не хочется забывать, что крест – он всё равно Крест, который, по канонам, и ногой попирать – кощунство, а уж резать «болгаркой» – не в меньшей степени.
* * *
Если власти хотели оскорбить православное казачество – лучшего и придумать было нельзя. Последовала закономерная реакция. 2 июня казаки, взяв крест на плечи (а это вес немалый) вознамерились вернуть его на место. Не тут-то было. Местность была оцеплена сотнями бойцов специализированных подразделений милиции – высокие сверкающие щиты, бронежилеты, череподробные дубины, защитные каски с прозрачными забралами, шумовые гранаты, баллончики с ослепляющим газом, огнестрельное оружие… Говорят, это прибывшим в командировку на время курортного сезона подразделениям власти нашли занятие. Крестовосстановителей препятствие не смутило.
И пролилась кровь православных христиан, пожелавших восстановить свою святыню. В результате действий спецназа 15 человек ранены, в том числе трое – тяжело, 10 человек – задержаны. Православные, в очередной раз омыв свою землю своею кровью, отступили и решили поставить крест в другом месте, в десятке метров от милицейского кордона. Что и было исполнено. Властям, идущим на поводу меджлиса, это тоже не понравилось…
Употребляя слово «власти», мы под этим обобщающим понятием подразумеваем конкретные политико-административные фигуры – премьер-министра Крыма Василия Джарты, мэра Феодосии Александра Бартенева, начальника Главного управления МВД Украины в Крыму Сергея Резникова. Вероятно, были фигуры и покрупнее, но они предпочли остаться в тени.
Обращает на себя внимание, что казаков власти стараются всячески дискредитировать, приклеивая оскорбительные ярлыки (приём известный, это проще, чем людей выслушать). Новый глава Севастопольской горгосадминистрации В. Яцуба для чего-то даже (в связи с «делом о феодосийском кресте») рискнул назвать православных людей, исполняющих обычай предков, «провокаторами» и «кликушами». «Провокаторов» стоит оставить на совести крестоборцев, а по поводу «кликуш» напомнить, что кликуша – это бесноватая язычница, в Бога не верующая, а в переносном смысле (по Ушакову, например) – это страстный и бестактный политикан, который, не исключено, готов, выслуживаясь на новом посту, одобрить и пролитие христианской крови.
Но мы отвлеклись.
* * *
Перед спецназом власти поставили новую задачу: убрать и этот крест. Хотя с юридической точки зрения, заметим, на этот крест у властей вообще никакого судебного решения не было. Это другое место, другое событие, любой юрист так скажет. Но властям юридические тонкости ни к чему. У них цель – крест ликвидировать, выполнить волю заказчика… О заказчике – чуть позже.
Вокруг установленного на новом месте креста православный люд встал на колени и стали молиться. Там были и женщины, и дети, большинство – казаки, конечно.
Это была эпическая сцена. Распятый Спаситель на кресте, вокруг множество народа на коленях. А крест и молящихся взял в окружение легион спецназа – дубинки сжаты, шумовые гранаты наготове… Но как же приступить им к делу? Со спины нападать? То, что люди на колени поставлены, вроде должно радовать, но…
Известно из достоверных источников: среди милицейских чинов Украины есть люди чуткие. И вот кто-то кожей ощутил, что казаки встали на колени для молитвы перед боем. И штурму был дан отбой. Начались переговоры…
* * *
Вот ещё момент, который пленяет своей эпичностью больше всех прочих, хотя это лишь малый эпизод в череде массы иных. Возникла ситуация, когда благочинный принял на себя труд уговорить казаков самим демонтировать крест. Он – наверняка хороший батюшка, просто вихрем налетели обстоятельства, с которыми не всякому дано сладить. Он стал просить примерно так: «Давайте, братия, возьмёмся благоговейно, уберём крест…» Как прекрасно это слово, вслушайтесь с сердечным трепетом: «бла-го-го-вейно…» К батюшке вышел самый молодой казак – с кувалдой: «А вы, батюшка, начните – бла-го-говейно». Священник в ужасе отшатнулся: «Я не могу!»
* * *
Переговоры завершились тем, что власти дали казакам слово выделить землю для установки креста и в разумные сроки оформить надлежащие документы.
Конфликт «заморожен».
Но что же послужило причиной столь неординарной реакции властей (называя вещи своими именами), пошедшей на пролитие крови православных христиан? Наблюдатели склонны в этом видеть то, что «новые власти» в Киеве, сменив «оранжевых», решили показать «цивилизованному миру», что они продолжают антирусскую политику в прежнем режиме, а если в чём и подотстали – готовы наверстать упущенное и сделать надлежащие реверансы перед меджлисом, который не скрывает своей стратегической цели – создать крымско-татарскую автономию и ввести Крым в состав единоверной Турции.
Если это так – это более чем печально. Но необыкновенность ситуации вокруг «феодосийского креста» ещё и в том, что конфликт власти спровоцировали в начале курортного сезона. Смотрите. Сообщение в СМИ о крымском кровопролитии «совпало» с чередой сообщений о плохой крымской погоде, что очень похоже на скрытую пиар-акцию конкурирующих здравниц. Наверняка владельцы турецких курортов с удовольствием потирали руки в предощущении барыша, понимая, что военизированные операции в Крыму, отпугивающие курортников, им очень выгодны. Так что в Феодосии «турецкий след» вполне отчётливо просматривается и под этим углом зрения.
* * *
То, как видят ситуацию власти, – ясно: ими решено относиться неуважительно к интересам православной части населения и всячески ублажать лидеров крымско-татарского меджлиса – организации, которая, как мы помним, действует на Украине незаконно. А как видят ситуацию люди православные, в частности казаки?
Беседуем с представителем казачьих организаций Крыма.
Сергей Николаевич Юрченко – атаман Объединения казаков Крыма:
– Беспокоит, что власти действуют совершенно вопреки законам. Они снесли крест, когда не прошли все судебные процедуры. Наши юристы в оговоренный законом срок подали апелляцию. Но власти мне прямо сказали: «Вы что, хотите, чтобы мы ждали, пока все суды пройдут?» Любой чиновник в Европе, куда, как говорят, стремится Украина, получил бы ногой под зад и вылетел с работы. Но у нас это в порядке вещей. То же относится и к заявке на митинг, который мы наметили провести через несколько дней после кровопролития в Феодосии. Митинг решили провести под стенами здания крымского правительства. Мы не экстремисты, мы хотим нормального диалога с властями…
– Если переговоры 2 июня завершились известными договорённостями, для чего устроен митинг в минувшую среду?
– 2 июня в Феодосии был арестован один из инициаторов установки креста командир Феодосийского казачьего полка, координатор Таврического казачьего войскового общества Юрий Миних. Власти решили завести на него уголовное дело. Они для этого провели в доме, в котором он прописан, обыск, где «нашли» какие-то боеприпасы. Но проблема в том, что Миних в том доме лишь прописан, но давно не живёт. Всем ясно, что его нужно выпускать, об этом мы и хотели сказать властям на митинге. Хотели выразить протест и по поводу незаконных действий властей по сносу креста. Собственно, митинг мы провели, но не в той обстановке, в какой предполагали.
– А в какой?
– В соответствии с законом мы подали заявку на проведение митинга. Суд его запретил. От лица другой казачьей организации была подана новая заявка на митинг, который суд не запретил или не успел запретить. Поэтому и на этот раз власти по части закона оказались не правы, когда казаков встретил ОМОН. Мы хотели пройти к зданию правительства, нас не пускали. Началась толкотня. Они своё дело знают, но и мы всё это умеем. В каких-то местах казаков оцепили, взяли в квадраты, в других местах мы прошли через оцепление. Митинг, так или иначе, провели. Свою позицию высказали.
– Вас услышали?
– Если власти говорят о своём желании создать правовое государство – пусть действуют по закону, а не по произволу чиновников, пусть учатся слушать и слышать людей, которые их своими голосами на выборах привели в их кресла. Беззаконие властей, как было в Феодосии, не способствует росту уважения к закону простых граждан.
– Где крест сейчас?
– Крест установлен на территории феодосийского храма. Его освятил благочинный 8 июля. Правда, мы получили приглашение за полчаса до намеченного времени. Так не приглашают, если хотят, чтобы гости приехали на торжество. Многие казаки недовольны. Но я говорю им: крест стоит, и слава Богу! Не проблема изготовить новый крест. И мы, конечно, ждём исполнения договорённости. Мы помним, что крымское руководство пообещало, что земля под установку креста будет выделена и соответствующие документы оформлены. На сроках мы не настаивали. Однако если за месяц не будет информации о том, как движется дело, мы сами об этом спросим…
– Как самочувствие раненых казаков?
– Тяжёлые ранения – это тяжёлые ранения. Беспокоит, что никто из священников не поддержал раненых казаков, не проведал их. Кто бы что ни говорил, они пострадали за дело Христово…