Финишная прямая
Как нам провести последние дни Страстной седмицы?
Как нам провести последние дни Страстной седмицы? Что делать, если постились мы из рук вон плохо и не знаем теперь, как мобилизовать свой дух и подготовиться к светлой радости Пасхи? На вопросы портала «Православие и мир» отвечает протоиерей Александр Рябков, клирик храма святого великомученика Димитрия Солунского в Санкт-Петербурге. - Как нужно проводить последние дни Страстной седмицы? Я не думаю, что полезно себя как-то специально настраивать на скорбный лад – смотреть «Страсти Христовы» Мэла Гибсона, представлять себе картины последних дней Спасителя… Такое сугубо эмоциональное сочувствование Христу будет неглубоким и искусственным. Страстная седмица неразрывно связана с Великим постом. Суть любого поста – это покаяние, оно и есть самое важное, что предлагает нам Страстная. Перед финишем спортсмен должен сильнее набрать темп, сделать последний рывок. Страстная седмица – это финишная прямая поста. Наш пост в эту неделю становится строже – не только в плане пищи, но и, конечно, в духовном плане. Время поста – это время научения истинам Божиим. Им мы научаемся, в первую очередь, через чтение Священного Писания – поэтому в Страстную седмицу нам еще усерднее надо читать Библию. Нам надо полностью перестать смотреть телевизор и бесцельно блуждать в Интернете – во многом потому, что такое времяпрепровождение ведет к рассеянности – а нам нужно концентрировать свой ум на молитве. Давайте исключим из своей жизни все, что помешает нам прийти к Пасхе с чистой душой. Другое, что равно важно, как и чтение Писания – это наше участие в таинствах. Потому что без этого и пост – не пост. Когда мы пост превращаем в диету, это однозначно неправильно. Часто люди говорят: «Наступил пост – теперь я буду давить соки и кушать морковку». Подобный пост всегда заканчивается крахом. Если это будет телесный крах – ну, сорвется человек, то и слава Богу! Это, как ни удивительно звучит, будет самый хороший исход. Потому что духовный крах – гордыня – всегда опаснее. Ведь человек может и попоститься таким – сугубо физическим образом – все сорок дней, но его пост будет как труп – тело, не наполненное духом. Именно участие в таинствах насыщает наш пост, и особенно дни Страстной седмицы. Постарайтесь эти дни провести в церкви и причаститься. - А если так получилось, что у тебя в эту неделю очень тяжелый график на работе, и навалились дела – мирские, суетные, не терпящие отлагательств? - Значит надо дома почитать Писание – хотя бы Двенадцать Евангелий и Псалтырь. Может быть, вернуться к канону Андрея Критского, который читался в начале Великого поста. Сосредоточьтесь на молитве! Но, повторюсь, главное – ни в чем не должно быть искусственности. «Мы должны сострадать Иисусу» – говорят люди. Я не совсем понимаю такое чувственное сострадание Христу – доведение себя до слез, до душевного содрогания. Такая нарочитость – излишняя. Мы должны не «сострадать Иисусу» – мы должны понимать, что произошло две тысячи лет назад. Суть не в соболезновании, а во вникании в службы Страстной седмицы, в чтение Евангелия. Как свершившееся на кресте влияет на меня лично? Не так, что я могу пособолезновать, прослезиться, умилиться. Это влияет на саму мою жизнь, на мое спасение – и на весь мир вокруг меня. Участие в церковных службах и чтение Писания помогают нам осознать себя как частицу Вселенной, которая стоит на пороге обновления – на пороге космического чуда. - Надо ли как-то давать понять неверующим друзьям и коллегам, что сейчас – особое для нас время? - Ничего не надо делать напоказ. Вспомните, как говорит Христос о посте в Евангелии от Матфея: «Помажь голову твою и умой лице твое». Надо, чтобы Господь видел нас постящимся, а не люди. Если окружающие знают о нашей вере, они могут спросить: «А что значит для тебя Страстная седмица?» Мы должны дать ответ о нашем уповании, но без фарисейского закатывания глаз и особого таинственного тона, и тем более без осознания превосходства над собеседником. Наша задача не поучать, а делиться. - Какую службу Страстной седмицы вы переживаете особенно сильно и глубоко? - Вынос и погребение Святой Плащаницы. При всем моем предостережении от чрезмерных эмоций, эту службу я, как и все христиане, переживаю очень эмоционально. Тут эмоции в нас проливаются – мы плачем… Плачем не потому, что «театральное действо достигло цели», нет. Это не сентиментальные слезы – люди по-настоящему глубоко переживают это космическое событие. Наши чувства естественны, здесь мы себя не накрутили – Церковь нас к этому призвала. Каждый год в этот день я вспоминаю стихи Пастернака: И видят свет у царских врат, И черный плат, и свечек ряд, Заплаканные лица - И вдруг навстречу крестный ход Выходит с плащаницей, И две березы у ворот Должны посторониться. «На Страстной». - Какое наставление на дни Страстной вы бы дали тем, кто недоволен тем, как провел Великий пост? - Самое главное, что я сказал бы людям и самому себе: если пост мы провели не так, как хотели – давайте найдем в своем недовольстве почву для того, чтобы вдохновиться, обрадоваться. Обрадоваться чему? Тому, что мы не залюбовались собой! Это тоже могло стать результатом поста – неправильно начатого и проведенного во славу свою, а не во славу Божию. Поэтому нам ни в коем случае нельзя унывать, если мы недовольны собой. Пусть мы не достигли ощутимых результатов, но пост открыл нам нечто очень важное – что мы больны леностью, больны рассеянностью – больны грехом. Пост – лакмусовая бумажка, и будем благодарны за все, что мы узнали о самих себе за это время. Будем печалиться о своем нерадении, но и восславим Господа за это открытие. Пост и Страстная седмица – это не спорт высоких достижений, а то, что помогает нам понять нас самих. Во всяком нашем духовном банкротстве сокрыта дорога к спасению – это исповедь, покаяние. И светлая Пасха впереди. Как говорил Серафим Саровский, нет нам дороги унывать, ибо Христос воскрес!