logo

Хлебные крошки

Статьи

Хроника украинского кризиса
Политика
Украина

Глеб Плотников

Формалин для украинского парламента

На Украине партия власти и оппозиция решили законсервировать парламентский статус-кво

На Украине заканчивается политика - вместо нее начинается период кулуарных договоренностей. В Верховной раде партия власти и оппозиция приняли новый закон о выборах.

На самом деле, ситуация двусмысленная. Речь идет о законопроекте, который позволит избирать половину парламента по партийным спискам, а половину – по 225-ти мажоритарным округам. Одновременно отменяется порог явки избирателей и графа «против всех». При этом ограничивается голосование на дому (теперь для желающих не идти на участки потребуется справка из больницы), и увеличивается электоральный барьер с 3% до 5%.

С одной стороны, все эти моменты усиливают шансы крупнейших политических партий на попадание в парламент образца 2012 года: в том числе главной провластной – Партии регионов и главной оппозиционной – «Батькивщины». С другой, если смотреть на вещи трезво, то и сегодня партии власти вполне хватило бы голосов в парламенте, чтобы единолично утвердить принятый закон. Привлечение голосов украинской оппозиции – не более чем экивок в сторону Венецианской комиссии, которая требовала от Киева компромисса между крупнейшими политсилами страны.

Причем сама власть утверждает, что мнение европейцев тут совершенно ни при чем. Депутат-«регионал» Вадим Колесниченко уверяет, что все происходящее – лишь добрая воля самой Партии регионов. «Венецианская комиссия не является истиной в последней инстанции. Мы уже тысячу раз говорили, что Европа и Венецианская комиссия исповедуют политику двойных стандартов. Мы в этом вопросе ориентируемся не на Венецианскую комиссию, а на Избирательный кодекс, который в Евросоюзе утвержден в 2002 году - там есть базовые принципы. При этом та же самая Венецианская комиссия определила, что вопрос выборного законодательства – это вопрос внутренней компетенции государства. Что, по сути, подтверждается разнообразием избирательных систем в ЕС», - уверяет Колесниченко.

При этом бютовцы исполнены точно такой же решимости доказать общественному мнению свою неангажированность. По словам одного из спикеров БЮТ Андрея Сенченко, участие украинской оппозиции в принятии закона о выборах, разработанного партией власти, продиктовано попыткой снизить возможности для фальсификации предстоящих парламентских выборов. «Выбор у нашей фракции был такой – либо смешанная система и возможности тотальной фальсификации, либо смешанная система без таких возможностей», - уверяет политик.

Он говорит о том, что оппозиция добилась адекватного механизма формирования избирательных комиссий, запретила снимать кандидатов с предвыборной гонки и сократила возможности фальсификаций при голосовании на дому. «При этом мы добились того, что теперь выборные документы будут храниться пять лет вместо одного года, как было раньше. И теперь любой, кто хочет фальсифицировать выборы, будет знать, что ему грозит перспектива уголовного дела», - резюмирует Сенченко.

Но экспертное сообщество Украины говорит о другом. По мнению аналитиков, на Украине произошло не что иное, как сговор между главной провластной и главной оппозиционной партией. Об этом, в частности, заявил глава социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко. Он убежден, что итог нынешнего документа – это дать электоральный шанс стремительно теряющим популярность Партии регионов и БЮТ.

Небоженко убежден, что сама Юлия Тимошенко придет в бешенство, узнав о шаге, предпринятой функционерами ее партии. «Мы сегодня видим, как аппаратчики БЮТа торгуют политическим телом самой Тимошенко. Возглавляет все ее парламентский однопартиец Турчинов. Де-факто от этого закона проигрывает только сама Юлия Владимировна. Это очень скандальный результат. Сейчас мы имеем политический сговор депутатского корпуса. Власть научилась не только ломать оппозицию через колено, но и использовать ее глупость и страхи», - резюмирует эксперт.

Украинский политолог Юрий Романенко добавляет – главную украинскую оппозиционную партию просто «развели». «Их радость чрезвычайно наивна. То, что они запаковали в закон какой-то контроль, – это все мелочи. Сейчас убрали графу «против всех» – и это высвобождает пространство для манипуляций. Ведь число протестных настроений еще вырастет, но теперь «противвсихам» нет резона идти на выборы, и власть сможет манипулировать бюллетенями», - отмечает политолог.

«Если участие оппозиции свелось к роли массовки – то так им и надо. В конце концов, оппозиция давно уже не выдвигает альтернативных программ, а занимается вместо этого опереточным постановками вроде спиливания забора возле парламента», - резюмирует Юрий Романенко.

«Регионалы» непреклонны. По их мнению, высокий порог явки позволит уберечь парламент от политических партий из серии «я, мама, теща, жена и собака». «Или кто-то мечтает, чтобы в Украине парламент превратился в Новгородское вече? Если политическая партия не имеет поддержки более 5% - разве она может претендовать на государственный уровень. Она должна вести свою политику на региональном уровне. Это, в принципе, и есть демократия – другого быть не должно: либо мы структурируем общество, либо мы продолжаем варить непонятную кашу в интересах любого человека, но только не украинского государства», - утверждает «регионал» Вадим Колесниченко.

«Мы пошли на процедурные уступки оппозиции – чтобы сделать более прозрачные условия выборов. И теперь как на ринге – победит сильнейший», - добавляет замглавы фракции Партии регионов в Раде Михаил Чечетов.

Но количество вовсе не означает качества, убежден украинский политический обозреватель Виталий Портников. По его словам, новый закон о выборах позволит украинским партиям и дальше зарабатывать деньги на избирательных кампаниях.

Он отмечает, что списочными местами (которые гарантируют почти стопроцентное попадание в парламент) каждая партия будет торговать. «Люди, которые составляют эти списки, обогащаются несказанно за каждую предвыборную кампанию. И есть еще 50% мест, которые оставлены мажоритарщикам. Мы прекрасно знаем, что победителем в такой ситуации является тот, кто имеет большие административные и финансовые возможности. Кто имеет должность, кто может оплатить популистскую выборную кампанию. Понятно, что качественным такой парламент быть не может», - добавляет эксперт.

Он убежден, что лишь система открытых списков стала бы избавлением от тупика, в котором оказалась украинская система парламентаризма. «Качественным может быть только парламент, где вы голосуете не только за политическую силу, взгляды которой вы разделяете, но и за людей, которых эта политсила вам предлагает. Если она предлагает вам в регионе не тех людей – вы за эту партию не голосуете, в силу чего ее карьера заканчивается. Во всем цивилизованном мире внимательно подходят к составлению избирательных списков – потому что вы голосуете не за одну фигуру, а за множество», - говорит Портников.

«То, почему нынешние депутаты Верховной рады этого не хотят – очевидно. 75% этих людей никому не известны. Мы знаем только первых лиц – кого они выпускают на эфиры в качестве спикеров. Ни один из украинских избирателей не перечислит более пяти членов Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко. В итоге у этих политсил – огромные фракции, которые целиком состоят из анонимов. Эта анонимная политическая система является зеркалом украинской политики, когда вместо политики действует большой бизнес и большая распродажа страны. Нынешняя избирательная форма лишь консервирует возможность этой дальнейшей распродажи. Может, чуть более цивилизованно оформленную, перевязанную голубой ленточкой, но от этого не менее отвратительную», - резюмирует эксперт.

С ним трудно не согласится. Принятие нового закона о парламенте – это не что иное, как попытка компромиссной консервации сложившихся украинский политреалий крупнейшими парламентскими партиями страны. Каждая из которых осознает свою принципиальную неадекватность новым украинским реалиям. А потому новый закон о выборах – это не что иное, как попытка закрепить сложившийся статус-кво, в котором гламурная оппозиция при помощи сравнительно безобидных методов будет пытаться оправдать собственное существование в глазах избирателей. А партия власти будет легитимизировать систему «управляемой демократии» по-украински при помощи своих парламентских псевдовизави. Кажется, эту ситуацию принято называть политическим тупиком.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie