logo

Хлебные крошки

Статьи

Фото из открытых источников
Внутриполитический процесс в России
Экономика
Россия

Наталья Гаврилева

Гармония как новая экономическая модель России

Заметки на полях сессии ПМЭФ

Любопытный разговор, точнее, обмен репликами состоялся на пленарке Петербургского экономического форума. Модератор, ведущий сессии Сергей Караганов, известный ученый, экономист, политолог, профессор после выступления президента Боливии, видимо, решил заострить плавный ход мероприятия.

Он кинул реплику Владимиру Путину, только что рассказавшему собравшимся, а заодно и всей России (нет сомнения — и всему миру, потому что за его словами мир давно и напряженно следит!) о десяти пунктах, по которым Россия будет вести и поднимать свою экономику.

Как известно, в ученом мире принято постоянно анализировать любые явления, сводить их к какому-то общему знаменателю, находить общее и раскладывать его, это общее, на составляющие, чтобы понять, как оно будет существовать, например, без какого-то элемента. Когда ученый нащупывает какую-то связь между явлениями, он спешит это как-то назвать. Это нормальный процесс, так движется научная мысль.

Подобное происходит в том числе и в сфере общественных наук, гуманитарных и в политэкономии. Например, не так давно студентов в вузах учили тому, что страны развивались в разных системах: социалистической, капиталистической, феодальной, колониальной; есть экономики развивающихся стран, стран третьего мира и пр.

Но совсем недавно отечественная политэкономическая мысль с удивлением поняла, что рынок, к которому бывших советских так рьяно звали «светочи» капиталистического пути развития, ничего не «порешал». Россия как-то не очень вписывается в капитализм. Но и в социализм не хочется — мы там уже были и, если положить руку на сердце, надо признать, что спасителем человечества он не стал и вряд ли станет.

А что мы строим? Симбиоз — по чуть-чуть от всех моделей? Почему у «благополучных» США капитализм получился, а у нас нет? Сейчас, как выразился ведущий, у нас получился какой-то «авторитарный социальный коммунизм». От такого определения мой препод по политэкономии сошел бы с ума… Может, нам стоит изобрести свою экономическую модель? Такой вопрос Сергей Караганов и задал президенту. Мол, можно создать группу прямо при ПМЭФ, пусть выработают предложения…

А вот еще вопрос от ведущего. Предки (Михайло Ломоносов в частности) оставили завет: России прирастать Сибирью. Почему не прирастаем? Кстати, не пора ли создать там, в Сибири, третью столицу — известно же, что государства, которые меняли столицы, как-то резко в экономическом плане шли вверх.

Как вы понимаете, список вопросов у модератора был достаточно велик, и задать все он явно не успел. Но мы остановимся на названных выше. Что удивительно, отвечая на каждый из них, Владимир Путин прибегал к разным примерам, аргументам, выводам. Но все они странным образом сводились к одному: мы, государство, идем от складывающейся ситуации, от возникающих проблем, часто мы даже предвидим их появление — как например, было с началом освоения Арктики. Или расширение БАМа, которое, хоть и потихоньку, но началось задолго до «поворота на Восток».

Появилась проблема Дальнего Востока — оттуда уезжали люди, что грозило, как минимум, потерей территорий. Что сделали: начали там строить высокотехнологичные заводы, как ту же верфь «Звезда». Дали хорошие зарплаты, туда потянулись специалисты.

Но поездом оттуда ехать в ту же Москву неделю, а то и больше. У автора этих строк есть такой опыт, в нынешнее время так много времени тратить на дорогу просто недопустимо. Нет сейчас в Крыму авиасообщения — и не всякий москвич рискнет сесть в поезд… Начали мастерить систему дальневосточных субсидированных билетов — а это возрождение всего авиапрома!

Россия не первый раз берется за освоение Дальнего Востока и Сибири. Столыпину было достаточно предложить людям земельные наделы — и народ поехал на новые земли. У советской власти были комсомольцы и подневольные заключенные. Сейчас эти методы не работают.

А какие работают? Как заставить человека сделать то, что нужно государству? Если центр мирового развития из Европы, в которую когда-то Петр Великий прорубил окно, сдвигается в Азию, значит, надо быть ближе к этому центру!

Но этот «переезд» должен быть органичным! Человек должен быть лично в нем заинтересован. И неважно, кто он: бизнесмен или простой рабочий — он должен видеть перспективу для себя, своей семьи, своего профессионального роста.

А как будет названа эта новая экономическая модель — так ли уж важно? Если она понравится другим странам — пожалуйста, пользуйтесь, нам не жалко. Вас в нее никто палками загонять не собирается, как и навязывать как лучшую в мире. Всему этому нас научила модель жизни, которая собрала в одно государство сотни разных народов. Путин даже произнес почти крымскую формулу: «в этом единстве наша сила» (сравни: «Процветание в единстве»).

Когда государство работает для людей, и люди это видят, чувствуют, понимают, государство будет сильное и с «человеческим лицом» — с тем самым «лицом», которое так и не разглядел в «новом социализме» последний генсек «ядра политической системы СССР». У Путина, кажется, с каждым годом это получается все лучше.

На последних минутах пленарки Путин, ответив на «военные», «социальные» и множество других вопросов, говорил о культуре — русской, европейской. Он показал на фото Петербурга, которые демонстрировали на экране. Посмотрите, какие красивые здания, говорил он, но если мы обойдем их с другой стороны, они все так же будут красивы:

— Почему это будет красиво? Да потому что это сделано на основе важнейшего принципа, закона, который называется гармония. Мы свою политику будем строить именно на этих основаниях — гармонично. И Россия, безусловно будет частью этого многополярного, гармоничного мира.

Кто там еще удивляется большим цифрам поддержки Путина на недавних выборах?..

Крымское ЭХО

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie