Хлебные крошки

Статьи

Культура
Культура

Гарри Поттер как краеугольный камень

Опасность этой выдумки состоит в том, что в нее искусно вкраплены элементы настоящих оккультных наук

Бывают такие произведения искусства, значение которых выходит далеко за рамки всей культуры. В силу целого ряда причин, зачастую имеющих мало общего с их художественными достоинствами, они превращаются в феномены общественного сознания, а потом и вообще переходят в область того, что с нелегкой руки Юнга сегодня принято называть "коллективным бессознательным". В связи с резким падением интереса к литературе, живописи и театру, чаще всего роль такого "цементирующего" общество вида искусства (особенно в Америке) сегодня отводится кинематографу.

Фильм "Гарри Поттер и волшебный камень" ("Harry Potter and the Sorcerer's Stone"), кажется, принадлежит к числу именно таких картин, и дело тут совсем не в том, что он побил все рекорды кассовых сборов. Рекорды эти, кстати, чистейшей воды фикция, так как цена билетов постоянно растет, а вместе с ней и общая сумма выкачанных у населения долларов, но сам по себе факт преодоления тем или иным фильмом поставленной всего лишь год назад рекордной планки используется для его дальнейшей рекламы и раскрутки. "Как же так, все уже посмотрели, а я еще нет?" – думает человек. В силу вступает механизм, описанный еще в 60-е годы: "800 миллиардов мух ошибаться не могут".

Правда, фильму про Гарри Поттера особая реклама была и не нужна, так как его выходу на экраны предшествовала поистине всемирная слава одноименной книги, по которой он был снят и с которой началась насчитывающая сегодня уже четыре части сага о мальчике, который попадает в школу колдовства и магии.

Поклонники Гарри Поттера, большинство которых составляют дети школьного возраста, перечитывают эти книги по несколько (многие по несколько десятков) раз и знают их чуть ли не наизусть. Поэтому малейшее отклонение от буквально обожествляемого ими текста могло бы их сильно разочаровать. К тому же и сама Роулинг относится к своему детищу с нескрываемым трепетом и с самого начала заявила, что не позволит никаким киношникам его корежить. По этим-то двум причинам руководство студии "Уорнер бразерс", имея возможность выбрать между такими незаурядными режиссерами, как Терри Гиллиам, Стивен Спилберг и Тим Бертон, в конечном итоге остановилось на сером и просто-таки клинически бездарном Крисе Коламбусе. С точки зрения фанатов романа, Коламбус их не разочаровал – фильм довольно точно воспроизводит на экране события книги, но при этом отличается какой-то удивительной заурядностью и бесцветностью.

Кинематографические достоинства или огрехи этой картины вообще не имеют никакого значения по сравнению с той суперзадачей, которая поставлена ее создателями.

Начнем с того, что в оригинале книга называлась "Гарри Поттер и философский камень". Поначалу я было подумал, что в Америке ее переименовали потому, что подавляющее большинство местного населения ни о каком таком камне в жизни не слыхало, а слово "философия" на обложке вообще могло поставить жирный крест на каком бы то ни было коммерческом успехе этого сочинения в Новом Свете. Вполне возможно, что эти соображения действительно имели место, но дело, как мне кажется, было не только в них, а еще и в том, что в какой-то момент вся стоящая за Гарри Поттером издательско-голливудская рекламная машина начала искусно маскировать оккультный смысл книги, то есть то, ради чего она, собственно говоря, и была написана.

Сама по себе природа любой сказки, с точки зрения, всех традиционных религий, всегда сомнительна, так как в ней неизбежно фигурируют персонажи, связанные с потусторонним миром, ведьмы, духи и прочие бесы. Но до сих пор еще, по-моему, не было таких сказок, в которых магией занимались бы дети, а в "Гарри Поттере" речь идет не об использовании волшебных элементов или помощников типа Золотой Рыбки, Старика Хоттабыча, Карлсона, Щуки или Конька-Горбунка, а именно о сознательных занятиях колдовством, которые к тому же искусно перемешаны с реалиями действительно окружающего нас мира, да еще и преподносятся в самом позитивном контексте. Я понимаю, что большинство наших читателей в магию, наверное, не верит и считает все это праздным вымыслом или шарлатанством. Но такой взгляд на природу колдовства, а тем более его оправдание, противоречит как иудаизму, так и христианству. В священном для обеих этих религий Пятикнижии (Торе) прямо сказано: "не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их" (Второзаконие, 18:10-12). Есть в Священном Писании множество других мест, столь же однозначно выражающих отношение Бога к любым оккультным занятиям, но я специально привожу только то из них, которое в равной степени относится и к иудаистам, и к христианам. В обеих этих религиях, таким образом, существует прямой запрет на всякое колдовство - именно поэтому Джоан Роулинг и ее сторонники потратили столько сил на то, чтобы доказать ее полную к этому богомерзкому занятию непричастность.

Их "линия защиты" вкратце сводится к двум абсолютно противоречащим друг другу аргументам. Во-первых, говорят они, и Гарри, и его друзья, и их учителя занимаются не "черной", а "белой" магией. Но Библия, как мы только что видели, не делает такого различия, а запрещает любые занятия оккультизмом вне зависимости от того, какие цели они преследуют. С другой стороны, уроки по приготовлению смертельных ядов и обучение детей парализующим их одноклассников заклинаниям "белой" магией назвать в любом случае трудновато.

Второй основной аргумент полностью опровергает первый. "Никакой магии в произведениях о Гарри Поттере нет вообще, – говорит сама Джоан Роулинг в своих интервью. – Все это я просто придумала." В качестве доказательства такой ее полной невинности обычно приводится то, что первую книгу она вообще писала в то время, когда жила на пособие для бедных и, не имея денег на отопление своей квартиры, ходила вместе со своим новорожденным ребенком погреться в кафе. Признаюсь, я бы, наверное, "купился" на этот по-своему даже трогательный довод, если бы не моя дурацкая привычка листать в магазинах разные книжки.

Как явствует из оригинального названия первого романа Роулинг, борьба в нем ведется за обладание никак не волшебным, а самым настоящим философским камнем, поиски которого составляли суть всей деятельности алхимиков, то есть уже не выдуманных, а самых что ни на есть настоящих оккультистов. Эти средневековые колдуны верили, что философский камень даст им возможность превращать любой металл в золото, а вместе с этим богатством принесет его обладателю и бессмертие. Так вот, и в книге, и в фильме все эти качества философского камня подробнейшим образом описаны, а помимо этого упоминается и некий Никола Фламель, от которого камень достался директору Хогвартса Дамбледору (французское слово "золото", кстати, включено и в его имя). Именно через Фламеля Гарри и удается выйти на заветный камень, который, как поведал ему Дамбледор, действительно принес его старинному другу и подельнику по оккультным наукам Никола и богатство, и бессмертие. В конце фильма Дамбледор камень уничтожает, поясняя, что теперь Фламель умрет.

Всю эту историю я бы принял за чистый вымысел, если бы пару месяцев тому назад мне в магазине "Санкт-Петербург" не попалась случайно на глаза книга Жака Садуля "Сокровище алхимиков". Сам я к оккультным наукам отношусь резко отрицательно, но у меня есть один знакомый в Москве, который, несмотря на свою глубокую религиозность, в какой-то момент очень увлекся алхимией. Вот в память о нем я и принялся листать книгу Садуля, который, кстати, является одним из крупнейших в мире авторитетов в этой области. Книга большого впечатления на меня не произвела, но кое-что из нее запомнилось – в частности одна из глав под названием "Никола Фламель, писарь". Так что, услышав это имя в фильме, я очень удивился и на следующий же день отправился в магазин снова. На этот раз я уже книгу купил и изучил главу о Фламеле самым внимательным образом. И вот что я оттуда узнал.

Никола Фламель – это реальный человек, который жил во Франции во второй половине XIV века, был простым переписчиком и едва сводил концы с концами. Но в какой-то момент ему в руки попал фолиант, написанный еврейским астрологом, каббалистом и магом Авраамом, в котором, как это часто принято в оккультизме, в зашифрованной форме объяснялось, как превращать металлы в золото. Заинтересовавшийся такой радужной перспективой Фламель потратил много лет на расшифровку магического текста. В книге Садуля все это описано очень подробно, но для нас сейчас важно, что в конечном итоге искания Фламеля увенчались успехом. Он сказочно разбогател, что документально подтверждено многими французскими историками, обзавелся колоссальной собственностью, а потом просто исчез вместе со своей женой. Садуль, внимательнейшим образом изучивший всю алхимическую и смежную с ней литературу, пишет, что ему удалось разоблачить всех остальных алхимиков (включая и самых знаменитых типа Альберта Великого), утверждавших, что они нашли философский камень, и только в случае с Фламелем он уверен, что сведения о нем верны и точны. Мало того, по словам Садуля, существует множество свидетельств о том, что Фламель не умер.

Вне зависимости от того, правда это или нет, для нас сейчас наибольший интерес представляет другое, а именно то, что, использовав историю Фламеля в своей книге, Джоан Роулинг выдала себя с головой. Уже один этот факт является несомненным доказательством того, что при работе над "Гарри Поттером" она не просто фантазировала, а опиралась на серьезнейшую оккультную литературу, и я абсолютно уверен, что специалисты в этой области найдут черты профессионализма и в других деталях ее романа – ведь даже невооруженным глазом видно, что все магические ритуалы и заклинания описаны там с большим знанием дела. А ведь магия и колдовство являются неотъемлемыми атрибутами всех известных сатанинских культов. У меня лично не вызывает не малейшего сомнения, что Роулинг внимательнейшим образом изучала произведения откровенных сатанистов и очень тонко вплела их теории в ткань своего повествования. Рамки газетной статьи не позволяют мне подробно остановиться на этих лжеучениях, но приведу лишь пару примеров.
В первый раз Гарри узнает о своих колдовских способностях, когда ему в зоопарке удается установить контакт со змеей. Заметьте, не с каким-нибудь другим, не имеющим такой символической нагрузки животным, но именно со змеей – самым распространенным олицетворением сатаны. Именно в этом облике он явился в Эдемском саду Адаму и Еве.

Не сумев убить Гарри, Волдеморт оставляет у него на лбу отметину в виде молнии. Молния – это тоже один из наиболее широко распространенных символов Люцифера (см., например, Евангелие от Луки, 10:18). Символ этот стал настолько популярен среди сегодняшней детворы, что наклейки с изображением молнии, которые дети теперь так любят наклеивать себе прямо на лоб, только по Америке разошлись в количестве 650 000 штук. А это ведь 650 тысяч детей, в подражание Гарри Поттеру добровольно пометивших себя знаком дьявола.

И тут мы подходим к самому главному. Книга Джоан Роулинг и поставленный по ней фильм совершенно целенаправленно пропагандируют среди детей оккультизм и черную магию (белой, как мы помним из Библии, и не бывает). Делается это с далеко идущими целями – в первую очередь, приучить детей к мысли о том, что ничего плохого в колдовстве нет, пробудить в них интерес к ведьмам, астрологии, левитации, заклинаниям и прочей чертовщине. Впоследствии этот интерес будут удовлетворять уже более "солидные" источники, которые на сегодняшнем Интернете можно найти в неограниченных количествах.

Конечно, не все дети увлекутся этим. Кто-то прочитает книгу, посмотрит кино и все забудет. Но ведь и алкоголиками и наркоманами становятся не все. Кто-то может всю жизнь спокойно выпивать в хорошей компании, а другой – спивается буквально за несколько лет. Кто-то может без каких бы то ни было последствий и травку покурить, и даже кокаин пару раз попробовать. А другому – достаточно одной дозы, чтобы на всю жизнь стать законченным наркоманом. Может быть, это объясняется наследственностью или какими-то психологическими причинами. Суть не в этом. А в том, что в случае с Гарри Поттером речь идет именно о смертельно опасном наркотике, который открыто предлагается наиболее восприимчивой к нему аудитории - десяткам миллионов детей. Какой процент из них, один раз попробовав этого зелья, потом не сможет остановиться? Хочется надеяться, что не такой уж и большой, но разве те, кто в него попадет, вообще не считаются?

У меня есть одна очень хорошая знакомая, сын которой в подростковом возрасте неожиданно для всей своей вполне благопристойной семьи увлекся оккультизмом. Он ночами напролет просиживал за компьютером, посещая сайты, посвященные сатанизму и колдовству. Родителям он говорил, что именно там он найдет решение всех своих проблем – в первую очередь, путь к легкому обогащению. Родители были в ужасе, но ничего поделать с сыном так и не смогли. Школу он бросил, не доучившись, сегодня нигде не работает, продолжает изучать оккультизм, а также активно приобщает к нему свою младшую сестру. С чего началось его увлечение этой бесовщиной, я не знаю. Может быть, с первой книги о Гарри Поттере.

Роулинг напрасно прикидывается простушкой, которая, якобы, не ведает, что творит. Созданные ею образы, наоборот, кажутся выверенными с поистине математической точностью. В самом деле, какой ребенок не обижается на своих ближайших родственников за то, что они его не понимают? Какой ребенок не уверен в том, что он наделен какими-то сверхъестественными способностями, благодаря которым он обязательно заставит окружающих оценить его по заслугам. Какой ребенок не мечтает о том, что при помощи всяких магических фокусов он сделает свою жизнь легкой и прекрасной и победит всех своих недругов?

В последние несколько дней я упорно пытался опросить детей моих русскоязычных знакомых и узнать, что они думают о Гарри Поттере. К моему невероятному облегчению оказалось, что никто из них ни книги этой не читал, ни фильма не смотрел (боюсь, правда, что рекламная кампания, на которую уже истрачены десятки миллионов долларов, все же возьмет свое). А вот по CNN показывали такой же опрос среди детей американских, и они в один голос кричали, что Гарри Поттер – их любимый герой, что он добрый, что он спасет их от арабских террористов и что те, кому не нравится магия, – это злобные и занудные магглы (из книги в общем-то и так понятно, что магглы – это не просто люди, не имеющие экстрасенсорных способностей, но и вообще отрицательно относящиеся к колдовству и магии).

Я вот, например, и не скрываю, что я маггл, и по-своему даже горжусь этим, потому что фанатизм поклонников Поттера и их полное неприятие всякого инакомыслия очень сильно начинает напоминать самый настоящий религиозный культ. Культ, который, подобно всем остальным сектам и извращениям истинной веры, направлен на то, чтобы оторвать человека от Бога, заморочить ему голову, открыть темным силам дверь в его душу. И не надо смущаться тем, что краеугольным камнем этой новой религии является симпатичный 11-летний мальчик в очках и с волшебной палочкой в руках. Суть от этого не меняется.

Не стоит также обольщаться мыслями о том, что и мы, мол, тоже в детстве читали всякие сказки, но тем не менее выросли нормальными людьми, никакого отношения к сатанизму не имеющими. Вся обстановка, в которой растут сегодня дети в Америке, разительно отличается от атмосферы нашего детства. Я думаю, мало у кого из наших читателей в юном возрасте была реальная возможность заняться оккультными науками. Сегодня же это доступно каждому желающему или просто любопытствующему. Поэтому вполне невинное, на первый взгляд, увлечение может со временем перерасти в нечто гораздо более серьезное и опасное. Так же, как и с наркотиками, – готовы ли вы рискнуть своим сыном или внуком, согласившись на то, чтобы он только разок попробовал принять ЛСД? Не все ведь экспериментировавшие с этим сильным галлюциногеном стали наркоманами – может, и с вашим ребенком ничего страшного не произойдет.

Да и вообще, достаточно только посмотреть на символику многих рок-групп, на подростковый стиль одежды и макияжа, на невероятную популярность таких персонажей, как Мэрилин Мэнсон и Оззи Осборн, на распространенность всевозможных оккультных обществ, ведьмаческих культов и сатанинских сект, чтобы понять, что, пав на соответствующую почву, посеянные Джоан Роулинг семена могут дать совершенно чудовищные всходы. Ее книги и поставленные по ним фильмы останутся в подсознательном ребенка уже навсегда, и когда он в следующий раз столкнется с совершенно однозначно осужденными Библией колдунами, экстрасенсами, астрологами, предсказателями, гадалками и спиритистами, он вспомнит прочитанную в детстве "сказку" и решит, что ничего страшного в этих людях и их занятиях нет. Да что там, в будущем. Уже сегодня на юге Австрии, в местечке Клагенфюрт в Каринтии, создали школу по образцу Хогвартса, в которой уже не литературных персонажей, а настоящих, живых детей учат готовить приворотные зелья и заставляют зубрить наизусть магические заклинания. По признанию директора этой школы Андреаса Здаркеля, именующего себя магом Даканетом, ученики изучают там наследие друидов, оккультизм, магию, астрологию, медитацию и гадание. Школа также предлагает пройти полный курс всех этих наук заочно, по Интернету. Бог, правда, сказал, что заниматься этим нельзя, а вот Гарри Поттер говорит, что можно. И не просто можно, но еще и очень интересно и увлекательно. Мальчик-колдун уже сегодня для многих является более серьезным авторитетом, чем Пятикнижие, а что будет дальше?

Впрочем, фанаты книг Роулинг уже и сейчас совершенно однозначно напоминают одержимых. Они, например, встают посреди ночи и едут занимать очередь, чтобы первыми купить ее очередной опус; многие признавались, что буквально считали дни до выхода фильма и не знали, как им дожить до этого "самого счастливого момента своей жизни". Да и вся нарисованная ею картина мира полностью искажает представления детей о Боге, усиленно насаждая мысль о том, что добрыми силами можно манипулировать при помощи различных магических ритуалов – например, заклинаний, что полностью опровергается всем текстом Святого Писания. В лучшем случае в сознании ребенка Библейская Правда перемешается с языческими и оккультными верованиями, но и это, с точки зрения как иудаизма, так и христианства, совершенно недопустимо.

Единственным отрадным явлением во всем этом кошмаре является то, что фильм Криса Коламбуса безнадежно плох. Я смотрел его в зале полном детей самого разного возраста – от малышей до подростков – и все они откровенно скучали. Даже постоянно звучавшие с экрана для подсказки "Wow!" не вызывали у них никакой реакции. Поэтому я и не сомневаюсь в том, что для уже упомянутой передачи CNN все восторженные отзывы подобрали специально – ведь и это тоже важная часть разворачивающейся рекламной кампании, а люди, которые ею занимаются – это профессионалы высочайшего класса и они-то уж прекрасно знают, что надо сделать для того, чтобы заманить в кинотеатры детскую аудиторию.

Конечно, и книги о Гарри Поттере, и фильм – это выдумка. На свете нет ни Хогвартса, ни Волдеморта, ни Дабледора, ни трехголовых собак. Но опасность этой выдумки состоит в том, что в нее искусно вкраплены элементы уже настоящих оккультных наук, серьезных эзотерических теорий и реальных сатанинских ритуалов. Защитники Роулинг еще говорят, что ее произведения вновь заставили детей читать, оторвав их от компьютеров и телевизоров. Это, конечно, хорошо. Чтение – это несомненно здорово. По крайней мере, конечно же, лучше, чем всякую чушь по телевизору смотреть или сидеть сутками на Интернете. Но задумайтесь: согласились ли бы вы дать вашему заболевшему ребенку полезное лекарство, если бы вы знали, что в него подмешана изрядная доза мышьяка? Неужели согласились бы?

Леонид Зернов // Русский базар ( статья публикуется в сокращении)



Ссылки по теме:

Гарри Поттер: стоп!

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie