Где и когда выплывет "Русский ковчег"?
В США фильм Александра Сокурова из разряда "не для всех" обставил в прокате самого "Властелина Колец"
Год назад мы ждали чуда от Каннского кинофестиваля. Но не дождались. Рассчитывали, что просвещенная киноевропа по достоинству оценит выставленный на конкурс очередной фильм прославленного мастера эксклюзивного кино Александра Сокурова "Русский ковчег". Но сенсации не произошло, хотя о картине много писали и говорили. В частности, о ее уникальности, достойной Книги рекордов Гиннеса. "Русский ковчег" был снят одним кадром без единого дубля. А это для спецов – высший режиссерский и операторский пилотаж. Однако наш фильм так и остался непонятым рациональной Европой. Что ж, как известно, "умом Россию не понять"…Зато можно легко понять российских прокатчиков, которые разрекламированный в печати и на телевидении фильм Сокурова оставили без внимания отечественного зрителя. Если не считать один-единственный его показ на фестивале в Выборге.
Но недавно до родных берегов докатилась интереснейшая весть. Оказывается, на родине Голливуда сокуровский фильм из разряда "не для всех" обставил в прокате самого "Властелина Колец".
В прокат США было запущено всего 18 копий фильма, и это значит, что он шел в небольшом количестве кинотеатров, но при полных залах. В среднем за один экран (есть такой критерий зрительского интереса) за 52 дня проката в США "Русский ковчег" собрал $ 6743, а новый раскрученный блокбастер "Властелин колец. Две крепости" $ 2340 за один экран, будучи в прокате 47 дней.
Это не значит, что в Америке Сокуров оказался востребованнее Толкиена, ведь количество копий "Властелина колец" было запущено в прокат в сотни раз большее, чем российского фильма. Но расчет прокатчиков оказался верным, и интерес к "Ковчегу" не ослабевает, может быть и потому, что копий было выпущено именно ограниченное количество.
Впрочем, понять интерес американского зрителя к нашему фильму – дело не простое, если, конечно, не предположить, что пол-Америки заселили наши эмигранты. Но это шутка. Однако вполне вероятно предположить, что в Штатах вдруг снова возрос интерес к России и ее императорскому дому, либо к одному из лучших музеев мира Эрмитажу, где снимался фильм. А может быть, американцы объелись голливудскими "киногамбургерами" и им захотелось чего-то уникального. Очевидно только одно – фильм Сокурова оказался в США в десятке лидеров проката, хотя и на десятом, но все равно почетном месте, если учесть то количество кинопродукции, которое выставляется чуть ли не ежедневно на американский рынок, и он уже принес своим прокатчикам $ 915432. И продолжает приносить дальше.
Но остается один резонный вопрос: увидит ли когда-нибудь наш зритель этот покоривший Америку фильм? Шансы есть всегда. Более того, говорят, что "Русский ковчег" ожидает шумная российская премьера в середине апреля в Санкт-Петербурге, которая будет приурочена к празднованию 300-летия города.