Генетический секрет супружеской верности
Американские ученые утверждают, что узнали генетический секрет супружеской верности
Современная наука может многое, даже превратить отпетого распутника в примерного семьянина. С таким сообщением выступили американские ученые по итогам объемной работы, призванной пролить свет на вопрос, испокон века занимающий человечество: откуда берутся однолюбы и крепкие браки? Свои выводы нейробиологи изложили в авторитетном научном журнале "Нейчур".Предметом исследования стали не представители рода человеческого с их извечными проблемами в виде любовных "треугольников" и более замысловатых фигур. Подробно были изучены самцы двух популяций мышей-полевок, широко распространенных в Северной Америке. Речь идет о полевках степных и луговых. И те, и другие принадлежат к одному виду, но по поведению разительно отличаются друг от друга.
У полевок степных "все по-людски", т.е. как у людей, которые, конечно, не без греха, но в целом добропорядочны. Они создают постоянную семью. Самец иной раз может "загулять", но, в конце концов, возвращается к благоверной и помогает ей растить потомство. Иное дело полевки луговые. Самцы там всю жизнь проводят в поисках любовных приключений. Такое явление, как супружеский и родительский долг, у них отсутствует напрочь.
Ученые выяснили, что у степных полевок, склонных к прочным союзам, в центре удовольствия головного мозга присутствуют рецепторы гормона, известного под названием вазопрессин. У "морально нестойких" полевок луговых рецепторы вазопрессина в этой части мозга, именуемой по-научному вентральным паллидумом, отсутствуют. Светила науки решили восполнить этот недостаток с помощью методов генной терапии. Использовав в качестве носителя безвредный вирус, они ввели 11 луговым полевкам в нужную часть головного мозга ген, способствующий формированию рецепторов вазопрессина.
Операция принесла потрясающие результаты. Животные, которым, казалось бы, на роду написано "жить в блуде", проявили тягу к семейной жизни. Образовались образцовые супружеские пары: "муж" и "жена" совместно устраивали гнездо, лизали друг друга, не говоря уже о других знаках внимания. Зверьки трогательно жались друг к другу, не проявляя желания "податься на сторону".
Следует отметить, что подобное поведение вряд ли назовешь типичным для животного мира. Как гласит наука, моногамны менее 5 процентов млекопитающих. Полигамия выглядит более логичной: особь пытается использовать любую возможность, чтобы произвести на свет как можно больше себе подобных. Однако и моногамия, смысл которой – в самоотверженной защите семьи и потомства, в ряде случаев тоже выглядит вполне оправданной. Как полагают авторы исследования, ее появление могло быть связано с каким-то генетическим изменением.
"Мутация одного единственного гена может оказать глубокое воздействие на сложное социальное поведение", – утверждает Лэрри Янг, представитель университета Эмори в Атланте (штат Джорджия), подготовивший доклад. Вместе с тем он спешит успокоить неверных мужей: их никто не собирается направлять на путь истинный методами генной терапии. "С такими вещами не шутят", – мудро замечает ученый. При всей схожести людей и мышей человек живет по законам не только биологии, но и культуры. Кроме того, даже самцов полевок не удается сделать идеальными мужьями с помощью "эликсира супружеской верности". Они действительно становятся внимательны к постоянной подруге, свидетельствуют биологи, но отцы из них все равно никудышные...