Геополитический выбор Молдовы и общественные настроения
По результатам социологических исследований
Текст выступления исполнительного директора АНО «ЦПТ «ПолитКонтакт»» Андрея Медведева на международной конференции «Республика Молдова и перспективы евразийской интеграции» (18 апреля 2013 года. г.Комрат АТО Гагаузия РМ, зал заседаний Народного собрания Гагаузии). Мероприятие подготовила и провела Евразийская сеть политических исследований совместно с Информационно-аналитическим порталом AVA.MD при содействии Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова и башкана Гагаузии М.М.Формузала.
Уважаемый Михаил Макарович, уважаемые организаторы и участники международной конференции «Республика Молдова и перспективы евразийской интеграции», уважаемые представители Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова — спасибо за возможность выступить перед Вами с кратким докладом! Отдельное спасибо команде Башкана Гагаузии, оказавшей нам радушное гостеприимство!
Заявленная тема моего выступления звучит как: «Геополитический выбор Молдовы и общественные настроения: по результатам социологических исследований». На конференциях, которые проходили в Молдове в 2011 и 2012 годах, и на которых нам посчастливилось участвовать, мною уже приводилась часть данных наших исследований, более подробные цифровые данные публиковались в СМИ Молдовы, включая интервью в СМИ Гагаузии, презентации исследований размещены на нашем сайте (www.politcontakt.ru). Сейчас повторяться не вижу смысла, дабы не отнимать время на ранее озвученное, тем более, что регламент мероприятия достаточно жесткий - поэтому свое короткое выступление полностью посвящу именно Гагаузии и некоторым сравнительным умозаключениям.
Во-первых, необходимо подчеркнуть, что выбирая место для проведения данного представительного и своевременного форума, его инициаторы и организаторы попали, что называется «в десятку». По результатам наших исследований Гагаузия по своим внешнеполитическому и внешнеэкономическому ориентирам является абсолютно особым и уникальным регионом в составе Молдовы, векторы развития которого не совпадают ни с одним другим ее регионом. В том числе, например, и потому, что в Гагаузии турецкий экономический и российский пока еще традиционного влияния – эти два фактора не являются конкурирующими между собой, и хоть пока и не дополняют друг друга, но и не конфликтуют между собой. Это один из пунктов, на которые мне бы хотелось зафиксировать внимание, прежде всего иностранных участников сегодняшнего мероприятия, потому что, уверен, что в общественном сознании Гагаузии это и так понятно, а на уровне лиц принимающих решения понимание этого является одной из основ их повседневной жизнедеятельности.
Во-вторых, заявляя о том, что в Гагаузии четко различают экономику и политику, я хочу подчеркнуть, что в других регионах Молдовы экономический и внешнеполитический факторы смешиваются – и не секрет, что там на первый план выходят понятия экономической выгоды. Например, по некоторым ответам на вопросы наших анкет, но отнюдь далеко не во всем, Гагаузия напоминает г.Бельцы. Однако наши исследования показали, что там в основе мотивации людей намного более ярко выражены экономические вопросы и стремление в более обеспеченной жизни. А вот в Гагаузии на первом месте – пока еще идейные мотивы, и там, где, например, нужно было выбрать между возможностью успешного трудоустройства и сохранением ориентации на Россию, респонденты из Гагаузии, в своем подавляющем большинстве ставили на первое место идеологические принципы. В городе Бельцы, как показали два этапа нашего исследования, было уже заметно разделение на тех, кто стремится к наибольшему благосостоянию и теми, кто руководствуется ценностями, связанными с геополитическим выбором. Понятно, что описанная ситуация не будет сохраняться надолго. Данная ситуация трансформируется, и сегодня меняется — прежде всего, под влиянием динамики изменения социально-экономической ситуации. Это стало более наглядно и очевидно, особенно с приходом в жизнь нового поколения. На этом моменте я бы особо хотел акцентировать внимание присутствующих здесь представителей Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М.Горчакова – спасибо Вам за поддержку данного мероприятия, но хотелось бы, чтобы это мероприятие не было разовым, а именно Гагаузия в Молдавии стала бы «витриной» не только внимания Вашего Фонда, но и всей российской внешней политики на молдавском направлении.
Не воспримите за шутку с моей стороны и не упрекните в политической некорректности, но наши социологические исследования показали, что Гагаузия похожа на г. Кагул, правда, с точностью наоборот. В том, сейчас уже ярко выраженном про-румынском регионе, нами зафиксировано аналогичное соотношение между экономическим и внешнеполитическим факторами – там люди также готовы даже отказаться от экономической выгоды ради сближения но, не с Россией, естественно, а с Румынией. Правда, в Кагуле с 1999 года действовал государственный университет, названный в честь румынского писателя Богдана Петрецеску Хандешу, в котором обучалось 2150 студентов на 39,4 тысячи населения. На этом фоне наша сегодняшняя важная конференция, согласитесь, выглядит несколько скромнее.
В-третьих, как бы там ни было, но сегодня, Гагаузия пока сохраняет свое исконное своеобразие культурной жизни, и надо подчеркнуть, что во многом именно благодаря автономии. В Гагаузии сформировалась и сохранилась собственная внутренняя политическая среда. Но вот во внешнеполитических вопросах Гагаузия вынуждена руководствоваться решениями, которые приняты без ее участия, решениями, которые не отвечают господствующим внутри Гагаузии настроениям. Поэтому, на мой взгляд, встает вопрос о необходимости законодательного закрепления права Гагаузии на участие в формировании внешнеполитического и внешнеэкономического курса Молдовы. И если данное право не будет закреплено, то под угрозой, рано или поздно, окажутся и культурное своеобразие, и внутриполитическая самостоятельность Гагаузии. Как создать механизм, который позволил бы Гагаузии на правовом уровне закрепить свое своеобразие, лично у меня нет по этому поводу готовых рецептов, но могу сказать, что, если данный механизм создан не будет, то разница между Гагаузией и другими регионами Молдавии будет стираться.
Поэтому мне видится так, что пока центральная власть в Молдове вынуждена и готова идти на уступки – нужно четко и законодательно прописать механизмы реализации прав автономии – и политических и экономических. Потому что с моей личной колокольни оценок, существует, и это, в-четвертых, пример Крыма. Крым обладает Конституцией, в которой на уровне деклараций закреплены все права, которые только можно представить. Но права Крыма, причем в достаточно ограниченном виде, соблюдались лишь до тех пор, пока их признавала центральная власть. Сегодня Крым на практике утратил большую часть самостоятельности, фактически полностью подконтролен центральной власти, хотя Конституция автономии никак не изменилась. Я привожу этот пример по той причине, что Крым, вплоть до недавнего времени, по своим настроениям примерно также отличался от других регионов Украины. Примерно так, как Гагаузия сегодня отличается от других регионов Молдовы. Но сегодня социология фиксирует все больше и большее утрачивание своеобразие Крыма по отношению к другим регионам Украины. Можно предположить, что подобные процессы могут идти и в Гагаузии.
Позвольте на этой не оптимистичной ноте закончить свое выступление. Надеюсь, я уложился в регламент. В заключение хочу сказать, что Гагаузия нам однозначно интересна, но мы ее толком мало знаем. Поэтому наша организация, как диалоговая и исследовательская площадка будет рада в Гагаузии осуществить более глубокие исследования и также открыто поделиться их выводами.
Спасибо за внимание!