Германии больше не нужны "русские немцы"
Берлин урезал квоту для переселенцев из СНГ
Правительство Герхарда Шредера намерено резко сократить число переселенцев, которые едут в Германию по программе "Воссоединение с исторической родиной". Въездную квоту решено ополовинить и довести до 50 тысяч в год.Костяк переселенцев составляют граждане России и Казахстана. В общей массе переселенцев их около 90 процентов. Остальные – из других республик бывшего Союза. Все они считаются потомками тех колонистов, которые ехали обживать просторы России по зову императрицы Екатерины II. В царское время за ними осуществляли надзор "конторы опекунства", наделяя землей где-нибудь в Поволжье, Крыму, Бесарабии, на Ставрополье.
Гельмут Коль, завязав дружбу с Михаилом Горбачевым на заре перестройки, добился свободного выезда "русских немцев". Тогда Германия принимала "бедных родственников" в неограниченном количестве. Денег не жалели. В первые два года на постоянное место жительства в ФРГ переехало около миллиона человек.
Проблемы начались потом. После объединения страны денег стало не хватать, трудоустроить всех невозможно. Очереди за бесплатным жильем и пособиями росли по мере того, как пересыльные агентства докладывали о выполнении и перевыполнении планов
Уже в 1995 году появились первые проекты по обузданию нарастающей волны "лишних репатриантов". В Москве и Санкт-Петербурге открыли "подготовительные курсы", где претенденты на немецкий паспорт в течение года должны были штудировать язык, основы социологии и политграмоту. Но дело шло туго. Лишь немногие оказались способны выдержать конкурсный экзамен и получить путевку в "большую жизнь". Чаще получают отказ по статье "не пригоден".
Но и те, что уехали, мыкаются. "В России мы были "немцами", в Германии стали "русскими", – жалуются они на судьбу. Многим так и не удалось адаптироваться в новых условиях. Слабое знание языка, отсутствие нужной профессии, психологический фактор во многом определили для "хлеборобов-хлебопеков" с целинных земель Кустаная и Алтая соответствующее место в социальной иерархии.
Живут они компактно, называя свои поселения "резервациями". Общаются главным образом между собой, промышляют случайными заработками, приторговывают на улицах, нарушая предписание властей. Муниципалитеты и полиция глядят на это сквозь пальцы, устав читать мораль и инструкции.
Коренное население грозит бургомистрам не голосовать за них на выборах, если и дальше будут принимать "русских". Но до сего времени каждая земля имела свои жесткие квоты на прием соотечественников из-за рубежа. Теперь они должны быть пересмотрены. Последний раз подобную процедуру в Берлине проделывали год назад. В 2000 году было выдано только сто тысяч разрешений вместо двухсот тысяч в году 1999.