logo

Хлебные крошки

Статьи

Безопасность
Политика

Виктор Сметанин

Гладко только на бумаге…

С новой резолюцией Совбеза ООН по Ираку связано много надежд

Единогласно принятая Совбезом ООН 8 июня с.г. новая резолюция по Ираку, несомненно, стала одним из важнейших событий международной жизни текущего года. Долгое время вызывавший серьезные споры и разногласия проект резолюции, разработанный США и Великобританией, в конце концов все же получил поддержку всех 15 членов Совета Безопасности ООН. Для того, чтобы Франция, Германия, Россия и Китай сняли свои возражения, американо-британской дипломатии пришлось пойти на ряд существенных уступок, одновременно занимаясь активным "выкручиванием рук" и раздачей различных обещаний и посулов за кулисами ООН.

Накануне принятия резолюции посол США в ООН Джон Негропонте признал, что Лондон и Вашингтон "приложили значительные усилия", чтобы свести воедино взгляды различных делегаций. Выступая перед Советом Безопасности до обсуждения проекта резолюции, посол ООН в Ираке Лахдар Брахими сообщил, что после формирования временного правительства пройдет не менее восьми месяцев прежде, чем можно будет проводить выборы. Обозреватели отметили, что в своем апрельском докладе Брахими заявлял, что "на разрешение нынешних проблем Ирака уйдут годы, а не месяцы".

У увязшей в иракском болоте администрации Джорджа Буша принятие резолюции вызвало вздох облегчения. Президент США приветствовал принятие резолюции, назвав ее "великой победой иракского народа". Не менее восторженные отклики на резолюцию дали и представители переходного правительства Ирака. По словам нового президента Ирака Гази аль-Явера, резолюция означает "полную независимость страны" и "начало новой эры в истории Ирака". Министр же иностранных дел Ирака Хошияр Зебари подчеркнул, что "значение этой резолюции в том, чтобы устранить концепцию оккупации, которая, по моему мнению, была основной причиной многих трудностей в Ираке".

Примечательно, что в ходе встречи с лидерами других стран "Большой восьмерки" в США президент Буш подчеркнул особую роль России в принятии резолюции. Выступая перед аккредитованными на саммите журналистами вместе с президентом России Владимиром Путиным, Буш добавил: "Я ценю Вашу помощь, Владимир, в том, что резолюция Совета Безопасности была сегодня принята". На что российский лидер ответил: "Без преувеличения я бы сказал, что это большой шаг вперед".

Принятая резолюция ООН предусматривает передачу суверенных полномочий переходному правительству Ирака 30 июня 2004 года, проведение выборов в январе 2005 года и окончание мандата международных сил в январе 2006 года. Контроль над экономикой, включая нефть, также формально перейдет в руки иракских властей.

Совет Безопасности ООН одобрил формирование суверенного временного правительства Ирака, которое к 30 июня "примет на себя полную ответственность и полномочия по управлению" страной на ограниченный период, пока к власти не придет "избранное переходное правительство Ирака". В резолюции приветствуется тот факт, что "к 30 июня 2004 года оккупация закончится, временная гражданская администрация прекратит свое существование, и Ирак полностью восстановит свой суверенитет". В резолюции подтверждается "право иракского народа свободно определять свое собственное политическое будущее и осуществлять в полном объеме полномочия и контроль над своими финансовыми и природными ресурсами".

СБ ООН утвердил предложенный график политического переходного процесса в Ираке, включая проведение не позднее 31 января 2005 года "прямых демократических выборов в переходную национальную ассамблею", которая в свою очередь сформирует переходное правительство; выработку постоянной конституции и сформирование на ее основе избранного правительства Ирака к концу 2005 года. Совбез отметил, что многонациональные силы (МНС) присутствуют в Ираке по просьбе его временного правительства, и постановил, что их мандат истечет по завершении политического процесса, т.е. с приходом к власти "конституционно избранного правительства к 31 декабря 2005 года". В то же время СБ ООН оговорил за собой право прекратить этот мандат раньше, "если с такой просьбой обратится правительство Ирака".

Резолюция наделяет МНС полномочиями "принимать все необходимые меры с целью поддержания безопасности и стабильности в Ираке". При этом иракские силы безопасности находятся в подчинении правительства Ирака, которое вправе передавать эти силы в состав МНС для проведения совместных военных операций. В то же время Совет принял к сведению разрабатываемые между правительством Ирака и МНС механизмы партнерства и координации в области обеспечения безопасности, которые позволят им "достичь согласия по широкому кругу вопросов", включая проведение наступательных операций, могущих иметь политический резонанс.

В резолюцию СБ ООН также включено российское предложение о проведении международной конференции по Ираку. В частности, правительству Ирака предлагается рассмотреть возможность "созыва международной встречи, которая бы могла оказать поддержку" политическому процессу в Ираке. В постановляющую часть включено и другое предложение России – "вернуться к вопросу мандатов" международных инспекций в Ираке. Москва исходит из того, что до сих пор не закрытым остается так называемое досье иракского оружия массового уничтожения. Поэтому в ходе консультаций по проекту резолюции она предлагала дать в ней четкий ответ на вопрос: на ком будет лежать ответственность за поиск следов ОМУ в Ираке.

Наблюдатели отмечают, что последние препятствия к принятию проекта резолюции были устранены буквально в последний момент. Речь идет о той части проекта, где говорится об отношениях между иракским правительством и иностранными вооруженными силами. В результате в резолюции говорится о том, что ведомая американцами международная коалиция будет консультироваться с новым правительством по основным боевым операциям в Ираке. Именно этого, в частности, требовала Франция. В то же время США отвергли предложение Франции, которое бы де-факто дало властям Ирака право вето на проведение военных операций после передачи власти 30 июня.

В Вашингтоне очень надеются, что принятая резолюция побудит другие страны оказывать более широкую военную и финансовую поддержку проамериканскому режиму в Ираке. Президент Буш уже призвал НАТО принять на себя более активную роль в Ираке после передачи власти переходному правительству 30 июня. Однако это почти немедленно вызвало отрицательную реакцию со стороны президента Франции Жака Ширака. На встрече "Большой восьмерки" в Лонг-Айленд французский лидер заявил, что подобное вмешательство не входит в круг задач НАТО. Франция и Германия еще в апреле отклонили американское предложение о принятии альянсом каких-либо обязательств в отношении Ирака, на том основании, что альянс уже сейчас активно задействован в миротворческих операциях в Афганистане и на Балканах.

Резолюция ООН по иракскому урегулированию также вызвала весьма неоднозначную реакцию как в самом Ираке, так и в арабском мире в целом. Лидеры иракских курдов направили письмо президенту Бушу, в котором пригрозили отозвать своих представителей из переходного правительства и бойкотировать будущие выборы, поскольку в резолюции ничего не говорится о временной конституции Ирака, впервые провозгласившей права курдского народа. Против упоминания временной конституции в тексте документа ООН активно возражал религиозный лидер иракских шиитов аятолла Али Систани, считающий, что конституция дает курдам чересчур много прав.

Многие в Ираке также считают, что переходное правительство является, по сути, марионеточным режимом, "сидящим в кармане" у США, и поэтому не будет пользоваться доверием народа. Судя по первым заявлением представителей переходного правительства Ирака, оно даже и не думает требовать вывода оккупационных сил из страны (поскольку его номинальная власть держится почти исключительно на штыках иностранных солдат) или добиваться реального суверенитета страны. Все это делает весь процесс передачи власти иракцам неубедительным, а положение новой иракской администрации неустойчивым.

Судя по поступающей из Ирака информации, после принятия новой резолюции ООН накал партизанской войны там существенно не снижается, совершаются все новые акты терроризма и насилия, в стране продолжают действовать проникающие извне экстремистские исламские группировки. Похоже, что Ирак ожидают впереди нелегкие времена и процесс урегулирования там ситуации выглядит пока гладко только на бумаге.

Мировому же сообществу, взявшему теперь на себя изрядную долю ответственности за иракское урегулирование, предстоит проделать еще очень большую и тяжелую работу, чтобы миллионы иракцев, наконец, приблизились к осуществлению своей мечты – созданию нового демократического, суверенного, процветающего и мирного Ирака.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie