Горячая балтийская весна
Связи между русскими общинами в странах Балтии пока, мягко говоря, слабоваты
Похоже, латвийская русская община, гордящаяся своей самой крупной в Балтии численностью, и не подозревает, какие процессы идут в соседних странах. А там ведь у собратьев по языку, культуре и истории наступает самая что ни на есть радикализация!Так, в минувшую субботу в Таллине был запрещен антивоенный митинг. Но это еще полбеды: депутаты Таллинского городского собрания от Объединенной русской народной партии Эстонии заявили, что "полиция имеет законное право на разгон и задержание его участников"! Депутаты Евгений Томберг и Владимир Афанасьев, видите ли, "крайне озабочены событиями, связанными с антивоенными молодежными протестами". "Мы просим родителей проконтролировать местонахождение своих детей в предстоящую субботу с 12 часов, – поспешили заявить депутаты. – Мы просим педагогов школ и преподавателей вузов тактично, не прибегая к запугиванию, уважая гражданскую позицию ваших учеников, объяснить ребятам необходимость проигнорировать провокационный призыв к новому несанкционированному выступлению".
Между тем авторы обращения попросили и полицейских помнить, что перед ними – дети, и действия полиции "должны строго соответствовать Международной конвенции о правах ребенка". "Мы напоминаем об этом в связи с тем, что, по нашей оценке, данная конвенция неоднократно была нарушена в Таллине в ходе разгона митинга 30 марта и следствия", – отметили представители ОРНПЭ. В чем же дело? Напомним: 30 марта полиция избила дубинками и арестовала более 70 преимущественно русскоязычных юношей и девушек, атаковавших посольство США яйцами и петардами и поломавших одну американскую машину. Самый громкий в Балтии антивоенный протест происходил на фоне формирования нового правительства Юхана Партса, которого ни один депутат парламента страны не спросил, какой будет политика нового правительства в русском вопросе. Видимо, все ясно…
Хотя в новом созыве риикогу русский язык является родным для шести депутатов: М.Стальнухина, В.Вельмана, Н.Приваловой, Ю.Шеховцова, С.Иванова, Н.Каликовой. Причем оппозиционер-центрист Михаил Стальнухин – первый за новейшую историю эстонского парламентаризма депутат, прошедший в законодательное собрание по персональной квоте. Правящее большинство в этой группе будут олицетворять реформист Сергей Иванов и республиканка Нелли Каликова.
Всего же русские депутаты, прошедшие в парламент по спискам всех представленных на холме Тоомпеа, где находится эстонский парламент, партий, заручились поддержкой 10 643 избирателей. Но даже если бы вся эта шестерка баллотировалась в русском списке ОРНПЭ, партия, скорее всего, до проходных пяти баллов не дотянула. Так что, видя импотенцию легально-лояльной политики, молодые да горячие "руссоэсты" выбирают радикальные методы.
Ну а у наших южных соседей молодежь тоже проявила себя – накануне еврореферендума, который состоится 10-11 мая. Согласно предварительным данным, 65,6 % жителей Литвы намерены поддержать идею ЕС. А вот молодая часть русскоязычного населения страны (всего 6,3 % жителей) высказывает иное мнение. Как гласят результаты соцопроса Литовской ассоциации предупреждения конфликтов и кафедры политологии и социологии Вильнюсского пединститута, всего 32 % отдали бы свои голоса за ЕС (против – 24 %, 42 % – не определились). Чего же боятся евроскептики? 69 % учащихся считают, что в результате закрытия по требованию Евросоюза Игналинской АЭС жители Литвы потеряют работу; 45 % полагают, что Литвой начнут править иностранцы, а в том, что усложнится связь с Россией, уверены 42 % школьников. Кроме того, 29 % русскоязычных молодых людей боятся стать людьми второго сорта в ЕС.
Безусловно, связи между русскими общинами в странах Балтии пока, мягко говоря, слабоваты – и сведения о положении соседей могут сгодиться разве что "для общего развития". Однако если так обстоят дела в самой "евроинтегрированной" в нашем регионе Эстонии и почти моноэтнической Литве – не умалчивают ли о чем-нибудь наши латвийские эксперты?!