logo

Хлебные крошки

Статьи

Проблемы демографии
Политика
Европа

Андрей Владимиров

Гость в горле

Германская модель мультикультурности потерпела безоговорочное фиаско

«Мультикультурный подход провалился. Абсолютно провалился». К этому горькому признанию, сделанному Ангелой Меркель на съезде Молодежного союза, Германия шла пятьдесят лет. Начиная с «золотых» 60-х, когда ошалевшая от экономического бума страна решила проблему нехватки рабочей силы самым простым, как казалось на тот момент, способом. Ворота КПП гостеприимно распахнулись перед многомиллионным потоком трудовых мигрантов — из Турции, Италии, Греции, Испании, Югославии и прочих не избалованных немецким уровнем достатка стран. Для обозначения этой пестрой «лимиты» пришлось изобретать специальный термин. Прежний — «иностранный рабочий», Fremdarbeiter — был скомпрометирован во времена Гитлера. В итоге возникло политкорректное Gastarbeiter — слово, понятное во всем мире без всякого перевода. И о котором на его родине многие сегодня хотели бы забыть. Конец терпению После первой волны гастарбайтеров нахлынули вторая и третья, а вслед за ними пошли волны, состоящие из близких и дальних родственников переселенцев, политических и экономических беженцев со всех краев Земли, соотечественников, чьи предки покинули в незапамятные времена фатерланд... Сегодня из 82-миллионного населения Германии 15,6 миллиона имеют иностранные корни (в том числе около четырех миллионов мусульман). В абсолютных цифрах это рекорд для Евросоюза. Вплоть до нынешней осени считалось, что «гости» имеют полное моральное и юридическое право приходить в немецкий монастырь со своими уставами — придерживаться того уклада жизни, к которому привыкли на родине. Эта смелая доктрина, предполагающая, что равноправное сосуществование культур ведет к общественной гармонии, и получила название «мультикультурность». Впрочем, для русского уха куда более говорящим является немецкий вариант термина — Multikulti. «Яхта» поплыла именно так, как ее назвали. История пятнадцатилетнего берлинца Домитиана Е., рассказанная таблоидом Bild, увы, типична. Подросток, проживающий в районе Шарлоттенбург, был переведен по причине плохой успеваемости из гимназии в реальную школу. С началом учебного года жизнь Домитиана превратилась в ад. «Меня травили за то, что я говорю по-немецки», — вспоминает школьник. Всего в классе было 29 человек, из которых только двое немцы. Остальные — арабы и турки. Проблемы, разумеется, не ограничиваются рамками среднего образования. В целом ряде немецких городов есть кварталы, где сегодня небезопасно говорить как на немецком, так и на любом другом европейском языке. В том числе, свидетельствует издание «Русская Германия», и по-русски. Патрулирующая эти квазигетто молодежь ищет малейшего повода для того, чтобы показать, кто здесь хозяин. Нередко территории, населенные преимущественно мусульманами-мигрантами, полностью выходят из-под контроля властей. Самый известный пример — район Марксло в Дуйсбурге, ставший в Германии, пожалуй, уже именем нарицательным. Полиция по сути капитулировала перед молодежными бандами, установившими здесь свои порядки. Дошло до того, что жертвами ксенофобии со стороны мигрантов становятся представители немецкой политической элиты. В этом, в частности, призналась федеральный министр по делам семьи Кристина Шредер: ей неоднократно приходилось слышать, что она «немецкая сука». Показательно, что свой печальный опыт мультикультурного взаимодействия министр осмелилась предать огласке лишь теперь, когда развернулась ожесточенная полемика по проблеме мигрантов. Этой осенью в Германии будто прорвало плотину: все то, о чем все знали, но боялись сказать, стало предметом дебатов. Еще полгода назад такое было совершенно немыслимо. К тяжелому кресту политкорректности, который несут сегодня все цивилизованные страны, добавлялся груз исторической вины за деяния нацистов. Как следствие демократия и гласность в либеральнейшей ФРГ кончалась там, где начиналась тема межнациональных отношений. О «гостях» — либо хорошо, либо ничего. Чем вызван нынешний переворот в общественном сознании? Ответом может служить название книги, появившейся в середине лета и сразу вошедшей в список бестселлеров: «Конец терпению». Автор, судья ювенальной (детской) юстиции Кирстен Хайзиг из берлинского района Нойкельн, погибла при невыясненных обстоятельствах за несколько дней до выхода своего исследования: тело нашли в лесополосе. Трудно сказать, в какой мере смерть может быть связана с профессиональной деятельностью Хайзиг (официальная версия — самоубийство), но содержание книги невольно наводит именно на эту мысль. Не щадя тонких чувств читателей, судья подробно описывает ту криминальную трясину, в которую погружаются населенные мигрантами кварталы немецкой столицы: 80 процентов всех несовершеннолетних преступников, по подсчетам Хайзиг, — выходцы из арабских и турецких семей. В среде мигрантов, сидящих на социальном пособии, малообразованных, но брезгующих черной работой, свои понятия о добре и зле: тот, кто не побывал на тюремных нарах, не считается здесь настоящим мужчиной. Уроки немецкого «Конец терпению» занимает второе место в списке наиболее популярных новинок немецкого книжного рынка. На первом — книга бывшего члена правления Бундесбанка Тило Заррацина «Германия уничтожает сама себя». Именно ее и следует считать отправной точкой смятения умов. При том, что ничего принципиально нового Заррацин в общем-то не сказал. Просто выдал все, что думает о мигрантах. А думает он о них — особенно о мусульманах — очень и очень плохо. К качествам, присущим этой части населения, Заррацин отнес, в частности, природную лень, криминальные наклонности и недостаточно высокий IQ. Мол, только и умеют, что производить на свет «девочек в платочках». А расплачиваются за этот «демографический взрыв» немецкие бюргеры, коих в свою очередь становится все меньше. Словом, «самоуничтожаемся». Первая реакция истеблишмента была предсказуемой. Хор голосов, осуждающих «расиста» Заррацина, включал в себя и власть, и оппозицию. Ангела Меркель выразила убежденность, что правление Бундесбанка не потерпит присутствия в нем человека с такими взглядами. Одновременно руководство СДПГ, в которой состоит возмутитель спокойствия, начало процедуру исключения его из партийных рядов. Но дальше случилось непредвиденное: чем большей обструкции Заррацин подвергался вверху, тем более серьезную поддержку находил снизу. Эксперты заговорили о кризисе всей политической системы. Напомним: речь идет о стране, являющейся ведущей европейской экономикой, становым хребтом Евросоюза. Кризис государственности в этом евросубъекте — это вам не какие-то жалкие долговые проблемы Греции. Власть заметалась. То Ангела Меркель заявляет, что не нужно табуировать тот факт, что молодых мусульман отличает повышенная склонность к насилию. То сообщает, что «мечети будут сильнее, чем раньше, влиять на облик немецких городов», и призывает не видеть в этом ничего дурного. То лично вручает Потсдамскую премию — «за вклад в борьбу за свободу слова» — датскому художнику Курту Вестергаарду, прославившемуся карикатурами на пророка Мухаммеда. Свой вклад в колебания генеральной линии внес и президент Германии Кристиан Вульф. В речи, посвященной 20-летию немецкого единства, он заявил, что ислам является такой же частью Германии, как иудеохристианская культура. Вульф хотел, разумеется, как лучше, — успокоить страсти. Но в результате плеснул в огонь такую порцию масла, что пламя взвилось до небес. Капитулянтские, по мнению многих немцев, высказывания Вульфа заставили вступить в бой тяжелую баварскую артиллерию — Хорста Зеехофера, премьера самой богатой немецкой земли и по совместительству лидера Христианско-социального союза. Баварец не оставил камня на камне от тезисов президента-миротворца, заявив, что мультикультурность умерла, а на смену ей должна прийти Leitkultur (можно перевести как «главенствующая культура», или «культура титульной нации»). Кроме того, Зеехофер предложил свой план реформирования миграционной политики, в первом пункте которого утверждается, что «Германия — не страна иммигрантов». В числе прочего баварец предлагает ввести жесткие санкции по отношению к «гостям», которые засиделись на шее у хозяев. Не желаешь ни работать, ни учиться — лишаешься пособия. Именно такой была диспозиция перед историческим выступлением канцлера на съезде Молодежного союза. Ситуация требовала определиться. Сделав дежурный реверанс в сторону президента — ислам, безусловно, «часть Германии, и это видно не только по футболисту Езилу» (игрок национальной сборной), — Меркель, по сути, разделила основные тезисы «ястреба» Зеехофера. Мигрантов нужно не только ублажать, но и строго требовать от них. Они обязаны соблюдать законы и знать немецкий язык. Больше никаких ссылок на самобытность. Девочки-мусульманки обязаны принимать участие во всех общешкольных мероприятиях, включая занятия по плаванию. Кроме того, «нам не нужны такие мигранты, которые обременяют нашу социальную систему». ...То же самое сегодня можно наблюдать и во всей остальной Европе: почти все, даже самые либеральные правительства идут на ограничение приема гостей из «чуждых культур». Процесс этот вполне естественный. Старушка Европа явно перебрала с дозой гостеприимства. Но в этой работе над ошибками, как и во всяком деле, главное — соблюсти меру. Иначе говоря, Германия должна быть, конечно же, превыше ложно понятой политкорректности. Но отнюдь не ueber alles.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie