logo

Хлебные крошки

Статьи

Азия
Политика

Андрей Смирнов

"Грачи" прилетели

Открытие российской авиабазы в Киргизии меняет геостратегический пейзаж в Центральной Азии

Состоявшееся 23 октября с.г. официальное открытие российской авиабазы в киргизском городе Кант, по мнению большинства обозревателей, явилось знаковым событием для дальнейшего развития общей военно-политической ситуации в Центральной Азии.

Кроме того, открытие этой авиабазы, несомненно, создало важный прецедент в межгосударственных отношениях в рамках СНГ. Ведь база в Канте стала первым российским военным объектом, развернутым за пределами ее национальной территории, со времени распада СССР. Все прочие российские военные базы и объекты в странах СНГ (Грузии, Азербайджане, Украине, Армении, Молдове и т.д.) достались России в наследство от Советского Союза. База же в Канте, хотя и создана на месте бывшего советского военного аэродрома, – первый "чисто российский" военный объект, появившийся на постсоветском пространстве.

Особую значимость данного события подчеркивает личное участие президентов России и Киргизии Владимира Путина и Аскара Акаева в официальной церемонии открытия базы. Выступая на церемонии, В.Путин заявил, что, по его мнению, российская авиабаза в Канте станет сдерживающим фактором для террористов и экстремистов всех мастей. Президент России призвал вспомнить 1999-2000 годы, когда террористы заходили в Киргизию, как к себе домой, творили беззаконие, безнаказанно убивали людей. Российский лидер подчеркнул, что "если бы тогда была здесь база, события развивались бы по более благоприятному для нас сценарию. Я в этом нисколько не сомневаюсь".

Президент России также отметил, что база в Канте позволит использовать боевую авиацию в тех условиях, где из-за сложного горного рельефа наземные силы не всегда могут перекрыть маршруты передвижения бандформирований международных террористов и групп наркокурьеров. Поэтому, по мнению главы российского государства, открытие новой базы ВВС России в Центральной Азии – "это необходимая и своевременная мера, которая будет способствовать эффективному решению как национальных, так и коллективных задач союзников России и Киргизии по ДКБ". Владимир Путин также высказал мнение, что открытие военной базы в Канте имеет принципиально важное значение для поступательного развития российско-киргизский отношений и укрепления всей Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

В свою очередь, президент Киргизии Аскар Акаев, который, кстати, является инициатором размещения в Канте российской военной базы, также отметил важное значение возвращения российских военных в Центральную Азию для наращивания совместных усилий по борьбе с международным терроризмом. По мнению А.Акаева, открытие российской военной базы в Киргизии имеет "историческое значение". Как отметил киргизский лидер в своем выступлении на открытии авиабазы, "глобальные и региональные вызовы миру и безопасности продолжаются. В этих условиях Киргизия является одним из ключевых звеньев региональной безопасности и рассматривает себя опорной политической базой России в регионе". В эмоциональном порыве Аскар Акаев провозгласил: "Мы, киргизы, приняли однозначное решение – в XXI веке быть с великой Россией".

Даже со скидкой на традиционную восточную вежливость и склонность к преувеличениям, это говорит о понимании руководством Киргизии важности поддержания тесных традиционных связей с Россией, альтернативу которым вряд ли могут составить даже все политико-экономические выгоды от сотрудничества с США и НАТО.

База в Канте предназначена для постоянного базирования 10-15 боевых самолетов (штурмовики Су-25 "Грач" и истребители Су-27), а также военно-транспортных самолетов и вертолетов российских ВВС. Гарнизон базы составит до 500 военнослужащих. В случае необходимости возможности авиабазы позволяют оперативно усилить базирующуюся здесь авиационную группировку за счет переброски дополнительных боевых самолетов и личного состава из России.

Обзаведение новой заграничной военной базой обойдется России недешево. Имевшаяся здесь в советские времена инфраструктура летного училища и военного аэродрома, использовавшегося в период войны в Афганистане, за последние 10 лет пришла почти в полную негодность. Только на техническое оборудование базы, ремонт взлетно-посадочной полосы, казарм, других служебных и складских зданий уйдет почти 220 млн. рублей. Ежегодное же содержание авиабазы будет обходиться российскому бюджету в 130 млн. рублей (4,3 млн. долларов).

Несмотря на существенные затраты, Россия с получением авиабазы в Киргизии обретает и немалые стратегические преимущества, важные для обеспечения ее национальной безопасности. В политическом же смысле база в Канте символизирует возвращение России в традиционную зону своего влияния в бывшей советской Средней Азии и начало восстановления утраченных после 1991 года политических, военных и экономических позиций в центрально-азиатском регионе.

Киргизия также получит от базы в Канте вполне конкретные выгоды. Помимо укрепления своей безопасности, Бишкек может рассчитывать на внушительный приток российских инвестиций в свою экономику. На прошедшем одновременно с открытием авиабазы российско-киргизском экономическом форуме в Бишкеке были подписаны контракты на сумму более 14 млн. долларов, что увеличило объемы экономического сотрудничества двух стран сразу на 10 процентов. Особое значение будет иметь сотрудничество в энергетической сфере, в частности, строительстве новых ГЭС на реке Нарын.

Сама российская авиабаза также будет вносить свою лепту в киргизскую экономику – здесь открылись 200 рабочих мест для местного населения. Помимо всего прочего, Киргизия безвозмездно получила по линии российского "Рособоронэкспорта" стрелковое вооружение, средства связи и другое военное имущество для своих вооруженных сил на сумму около 3 млн. долларов.

Открытие авиабазы в Канте имеет и еще один важный аспект, на котором по понятным причинам российские и киргизские официальные лица предпочитают не акцентировать внимание. Для военных экспертов не является секретом, что одной из основных функций авиабазы в Канте является создание определенного противовеса крупной военно-воздушной базе США и НАТО, находящейся в 20 км от Канта в районе города Манас. Не случайно, судя по сообщениям западной прессы, в Вашингтоне и Брюсселе была отмечена "сдержанно-холодная" реакция на появление в Киргизии российской авиационной группировки. Ведь теперь российские летчики, находясь в киргизском небе, смогут "приглядывать" за действиями своих американских и натовских коллег, базирующихся на авиабазе имени Питера Ганси в Манасе. Западная пресса отметила, что даже название российской базы, созвучное с одним довольно неприличным словом в английском языке, "режет" уши американских пилотов и авиадиспетчеров.

Как известно, в последнее время руководство России неоднократно заявляло, что согласно на наличие иностранных военных баз в странах Средней Азии только на период проведения антитеррористической операции в Афганистане под эгидой ООН. В частности, министр обороны России Сергей Иванов недавно заявил, что хотя российская сторона признала необходимость таких баз и не возражала против их развертывания, однако сразу оговорила, что это делается только на период, необходимый для окончательной стабилизации обстановки в Афганистане и выполнения заявленных членами коалиции задач.

Не случайно Россия особо подчеркивает, что в отличие от "временной" базы западной коалиции в Манасе, авиабаза в Канте имеет статус постоянного военного объекта. Хотя сотрудничество между Россией и НАТО оценивается в Москве как "значительно более тесное", определенные противоречия сохраняются. Прежде всего, это касается продвижения военной инфраструктуры Североатлантического Альянса к российским границам, особенно в Прибалтике и Закавказье. Поэтому действия руководства России по расширению своего военно-политического присутствия за пределами национальной территории можно считать вполне закономерной ответной реакцией на действия США и НАТО. Как говорится дружба дружбой, а интересы свои надо защищать.

Так что прилет российских "грачей" и "сушек" в Киргизию событие действительно знаковое, способное в долгосрочной перспективе изменить весь геополитический пейзаж в регионе Центральной Азии. Открытие авиабазы в Канте также свидетельствует о заметно возросшей экономической мощи и внешнеполитическом авторитете России, которая демонстрирует свою готовность реально поддерживать союзные государства СНГ и при необходимости защитить интересы и безопасность своих граждан и соотечественников за рубежом.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie