logo

Хлебные крошки

Статьи

Грузинский крест
Политика
Ближнее зарубежье

Алексей Неживой

Грузия останется самым проблемным регионом Причерноморья

«Стабильность в Причерноморском регионе»

«Крымское Эхо» уже кое-что рассказывало о прошедшем недавно в Симферополе международном круглом столе «Стабильность в Причерноморском регионе: внешние и внутренние угрозы и пути их преодоления». Но ни одной, ни даже двух публикаций недостаточно, чтобы дать читателю представление о дискуссии, которая затрагивала целый веер тем. Сегодня мы коснемся той части общения экспертов, которая относилась к Грузии.


Леван Метревели и Борис Манжуков

title
Понятно, что круглый стол с таким названием не мог обойти своим вниманием Кавказ – как ни крути, а это на данный момент самый нестабильный регион Причерноморья. С оценкой нынешней ситуации особых проблем у участников дискуссии не возникло, а вот в вопросе о том, куда Тбилиси будет двигаться дальше, разошлись даже мнения грузинской стороны, представленной социологом Леваном Метревели и руководителем информационной службы филиала МТРК «МИР» в Грузии Борисом Манжуковым.

Метревели излучал оптимизм: «Я уверен, что Иванишвили и его правительство (какая-то часть, довольно влиятельная) настроены на серьезный разговор и имеют серьезные намерения по поводу восстановления отношений с Россией». При этом он отметил, что новый грузинский премьер Бидзина Иванишвили уже выступил с инициативой о восстановлении железнодорожного сообщения с Россией и назначил своим спецпредставителем по отношениям с РФ Зураба Абашидзе, «которого никто не может назвать антироссийски настроенным политиком».

«Уже два эти дипломатических меседжа говорят о том, что создается почва для диалога», — добавил грузинский социолог.

В то же время Борис Манжуков был более сдержан в оценках и напомнил, что новое правительство еще не проработало первых ста дней, поэтому пока рано делать далеко идущие выводы. Зато он признал, что «грузинское экономическое чудо» — это миф: экономика страны сильно разбалансирована и находится в серьезной зависимости от внешних вливаний. Понятно, что это не может не сказываться и на внешней политике Тбилиси.

«Сейчас Грузия по большей части живет за счет распродажи тех объектов, которые все еще остаются в руках государства, плюс помощь, дотации, гранты международных фондов. Это является одной из важных составляющих бюджета страны. На данный момент сельское хозяйство и промышленность в стране не особо развиты, и сделан основной акцент на туризме. А туризм, как известно, не особо может стать главным стержнем экономики страны, поэтому вся система требует серьезного реформирования, серьезного пересмотра приоритетов со стороны правительства», — заявил Манжуков.

Владимир Коробов
title
В свою очередь, директор Центра исследований Южно-Украинского Причерноморья, завкафедрой философии и социологии Херсонского национального технического университета Владимир Коробов предположил, что как раз в экономических вопросах Тбилиси и попытается, в первую очередь, искать возможности для восстановления диалога с Москвой.

«В отношении России предполагается установление прагматичных отношений, которые позволят привлечь российские капиталы для поддержки грузинской экономики, и главное, облегчат миграцию трудовых ресурсов, снимут напряжение в грузино-российских отношениях, позволят полноценно использовать транзитный потенциал Грузии», — отметил он.

Однако при этом Коробов выразил мнение, что сохранится и курс на вступление в НАТО: «Новая внешняя политика, конечно, будет основана на преемственности курса на вступление в НАТО. И такая политика неизбежно может, и приведет к новым вооруженным конфликтам. <…> Конечно, международное поведение Грузии демонстрирует высокий уровень внешней зависимости, когда внешняя политика становится полем соперничества нескольких центров силы. И Грузии можно только посочувствовать в этом плане, потому что ее ситуация очень непростая в контексте такого соперничества и такой борьбы. Но есть и утешительные вещи: фокус внимания центров силы меняется. Для США кавказское направление не является сегодня главным».

Яна Амелина

title
Кульминацией дискуссии, без сомнения, стал весьма жесткий доклад сотрудницы Российского института стратегических исследований Яны Амелиной, которая сама себя причислила к лагерю российских экспертов-«ястребов». Во-первых, она подчеркнула, что в новом правительстве Грузии фигурируют люди, входившие в команду Саакашвили во время его первого президентского срока, поэтому наивно думать, что они теперь будут проводить какую-то принципиально иную внешнюю политику.

А во-вторых, Амелина обозначила две темы, в которых ни Москва, ни Тбилиси не смогут пойти на уступки, и сделала вывод, что возобновление дипломатических отношений между двумя странами в обозримом будущем невозможно.

«Россия не может отказаться от признания суверенитета Абхазии и Южной Осетии, поскольку это приведет к катастрофическим последствиям для российской государственности. Это полная потеря авторитета федеральной власти на Северном Кавказе и не только там, которая приведет к развалу России. По этой причине Россия на это никогда не пойдет. Понимание этого факта в Грузии отсутствует, и это еще один показатель неадекватности международной политики Тбилиси.

Но и Грузия, в свою очередь, не может отказаться от концепции восстановления территориальной целостности, поскольку она лежит в основе мировосприятия грузинского общества. Это цементирующий раствор грузинской государственности. Отказ на официальном уровне от Абхазии и Южной Осетии — это крах национального грузинского государства. Таким образом, позиции сторон непримиримы», — считает эксперт.

В подтверждение своих слов она привела уже прозвучавшие из уст членов команды Иванишвили заявления о сохранении курса на возвращение «оккупированных территорий». Кстати, новое правительство даже не отказалось от этого термина, что уже само по себе не способствует восстановлению дипломатических отношений.

Кроме того, Амелина считает столь же принципиальным вопрос стремления Грузии в НАТО: «Это представляет угрозу национальной безопасности России, и если вступление Грузии в Евросоюз — это очень отдаленная и мало реальная перспектива, на мой взгляд, вообще нереальная, то вхождение Грузии в НАТО может при желании западных партнеров все-таки произойти. И обеспечение безопасности по обе стороны Большого Кавказского хребта, которая гарантируется только отказом Грузии от НАТО, остается главной проблемой. Разрешить ее Тбилиси не удастся. Таким образом, российско-грузинские отношения осложнены противоречиями, которые не могут быть разрешены».

Эксперт также отметила, что у России нет особой надобности в восстановлении отношений с Грузией, тем более ценой существенных уступок. Напротив, Москва должна навязать Тбилиси свою игру и требовать шагов навстречу от грузин.

«России следует отказаться от любых иллюзий возможного прорыва в межгосударственных отношениях и от надежд на добрую волю правительства Иванишвили. Я думаю, что какую-то дорожную карту мы увидим – Тбилиси обнародует свое видение нормализации грузино-российских отношений, и попытается навязать его Москве, как это было в начале первого срока Саакашвили.

Однако вопрос этих отношений занимает все больше места в грузинской политике, но никоим образом не является для России основополагающим. Поэтому Россия должна взять на себя лидирующую роль и навязывать собственные правила игры, исходя из ряда принципиальных соображений. Требования Москвы к Тбилиси должны включать подписание договоров с Южной Осетией и Абхазией о неприменении силы, а также отказ Тбилиси от вступления в НАТО, отказ формальный, или, как минимум, Тбилиси должен исключить вступление НАТО из списка первоочередных задач. Но даже это я считаю невозможным. Реакция Тбилиси на эти требования как раз и покажет степень искренности «Грузинской мечты».

Кроме того, нужно четко зафиксировать, чтобы ни у кого не осталось никаких сомнений, что российская политика на югоосетинском и абхазском направлениях является самодостаточной, она никаким образом не зависит от российско-грузинских отношений. Суверенный статус Южной Осетии и Абхазии не является предметом обсуждения с Тбилиси, и тем более, разменной монетой в переговорах с командой Иванишвили или любого другого грузинского деятеля.

Основным содержанием переговорного процесса должны оставаться политические и военные, а не экономические и гуманитарные вопросы, как это хочет навязать Грузия. Россия не заинтересована, и это очевидно, в восстановлении дипломатических отношений с Грузией и в открытии российско-грузинской границы в обмен на малозначимые уступки со стороны Тбилиси», — заявила Амелина.

Чуть позже она обозначила еще одно непременное условие восстановления российско-грузинских дипломатических отношений – «деятельное покаяние» за развязанную Саакашвили войну.

«Это не только мое мнение, это взгляд всех российских «ястребов», что не может быть и речи ни о каком улучшении отношений с Грузией без деятельного покаяния за события 2008 года. Грузия развязала агрессивную войну, она убила российских миротворцев, защищенных международными законами, уничтожила кучу мирного населения, и потом Россию же пыталась сделать в этом виноватой. Это вещи, которые нельзя просто так взять и забыть. Но мы не услышали даже формальных извинений и даже разговора о возможности таких извинений. А без этого речь вообще не может идти ни о чем. Сделайте первый шаг, пожалуйста. Между нами кровь», — заключила Амелина.



Фото — организаторов круглого стола

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie