Грузия в ожидании
Новый виток политической напряженности в закавказской республике
Недавний блиц-визит "политэмигранта" Бориса Березовского в грузинскую столицу, похоже, застал официальный Тбилиси врасплох. Как рассказала исполняющая обязанности президента Нино Бурджанадзе в интервью российскому телевидению, она узнала об этом только поутру, когда самолет беглого олигарха уже покинул гостеприимную землю Грузии. Грузинские пограничники "не узнали" Бориса Абрамовича, который на этот раз скрывался под псевдонимом "Платон Еленин".Сегодня остается только гадать, почему официальные лица тбилисского аэропорта не приняли никаких мер по задержанию Березовского, объявленного Россией в международный розыск. Скорее всего, государственная машина, в том числе и пограничная служба Грузии, практически парализована и не выполняет свои функциональные обязанности. Что не мешает, однако, официальному Тбилиси делать вид, что грузинское государство по-прежнему дееспособно.
Для того чтобы развеять любые сомнения в этом, тбилисское "трио" – Бурджанадзе, Саакашвили, Жвания – провело в столице военный парад. В центре Тбилиси под звуки джаза состоялась презентация очередного батальона, подготовленного американцами в рамках программы "Обучение и оснащение". Американским налогоплательщикам это стоило в общей сложности около 70 миллионов долларов. Качество своей подготовки грузинский спецназ уже продемонстрировал год назад в ходе бесславного военно-полицейского шоу в Панкисском ущелье. Для какой новой военной "победы" подготовлен еще один батальон, сегодня в Грузии знает даже ребенок.
Михаил Саакашвили уже пообещал своему электорату жить в казарме, пока не будет решена абхазская проблема. Удивительно, что нынешние руководители Грузии, декларирующие себя приверженцами либеральных идей, начинают свой путь в большой политике со столь воинственных заявлений. Еще не сделано ни одной попытки начать конструктивный диалог с Сухуми, а кандидат в президенты Грузии уже угрожает Абхазии войной. На какой ответ рассчитывает Михаил Саакашвили?
Лидеры Абхазии, Аджарии и Южной Осетии совершенно адекватно оценили характер существующей угрозы и прибыли в Москву для консультаций. Пикантность ситуации заключается в том, что на территории Аджарии расположена российская военная база, в Абхазии несут службу российские миротворцы, 60 процентов жителей республики имеет российское гражданство. Неужели в Тбилиси не осознают масштаб и серьезность кризиса, который может в любую минуту из политических дебатов превратиться в ожесточенный вооруженный конфликт с участием России? Было бы наивным полагать, что М.Саакашвили и Н.Бурджанадзе не отдают отчет своим словам. В какие игры играют преемники Эдуарда Шеварднадзе?
Если все дело в политической риторике накануне президентских выборов, то М.Саакашвили затевает опасную провокацию. В условиях взаимного недоверия и многолетней вражды оппоненты молодого грузинского лидера с другого берега Ингури имеют полное право буквально воспринимать его слова. Если же это не предвыборный трюк, а программа первоочередных действий "трио", то иначе как политическим авантюризмом это назвать нельзя.
Что происходит в умах молодых руководителей Грузии? Головокружение от успехов? Пьянящее чувство вседозволенности после удачной политической игры? Или же за спинами М.Саакашвили и Н.Бурджанадзе стоит какая-то третья сила, толкающая их на военную авантюру? Сегодня как никогда актуальным становится вопрос, насколько самостоятельны эти грузинские политики, какова их степень ответственности перед историей и собственным народом.
В первые дни после так называемой "бархатно-цветочной революции" аджарский лидер А.Абашидзе попытался дать ответы на эти насущные вопросы. Анализируя события в Тбилиси, он заявил о том, что в Грузии американские спецслужбы разыграли югославский вариант по свержению законно избранного президента суверенного государства. Добавим от себя, что, скорее всего, это была хорошо продуманная, длившаяся более года, многоходовая политическая игра, целью которой было превратить последователей Э.Шеварднадзе в оппозиционеров столь ненавистному народу режиму "седого лиса". Приоткрыл А.Абашидзе и завесу над неблаговидной ролью посла США в Грузии Р.Майлса, который выступил координатором действий так называемой грузинской оппозиции. Интересно, что сулил американский дипломат М.Саакашвили, Н.Бурджанадзе и З.Жвания, какие раздавал обещания, какие предоставлял гарантии? Может быть, именно здесь надо искать ответы на поставленные выше вопросы?
Не случайно, что буквально через несколько дней после смены власти в Грузии в Тбилиси прилетел министр обороны США Д.Рамсфельд. Ближайший сподвижник американского президента не только продемонстрировал идейную и политическую поддержку Н.Бурджанадзе, М.Саакашивили и З.Жвания. Своим визитом он дал понять ближайшим соседям Грузии, что эта кавказская республика находится в зоне жизненно важных интересов США и вправе рассчитывать на помощь со стороны Вашингтона. Вряд ли американский министр обсуждал в Тбилиси план военных действий против мятежных регионов. Однако без всяких сомнений, данная проблема поднималась в ходе переговоров Д.Рамсфельда с Н.Бурджанадзе и М.Саакашвили. Скорее всего, американские друзья нынешних руководителей Грузии с пониманием отнеслись к идее восстановления территориальной целостности грузинского государства. Вопрос заключается в том, какой ценой и за чей счет?
Сразу же после визита Д.Рамсфельда в средствах массовой информации стали настойчиво циркулировать слухи о якобы достигнутом соглашении о размещении американских военных баз в Грузии. Во всяком случае, американский министр настойчиво рекомендовал Тбилиси ускорить процедуру вывода российских подразделений с ее территории. Как известно, свято место пусто не бывает. Косвенно факт переговоров о дальнейшем "совершенствовании" военно-технического сотрудничества между США и Грузией подтвердил и сам М.Саакашвили в интервью российскому телевидению. По его словам, речь шла лишь о возможном предоставлении инфраструктуры страны для воинских перевозок армии США. Согласитесь, самая насущная проблема для современной Грузии!
Любому стороннему наблюдателю ясно, что в ближайшее время Грузия не в состоянии решить проблему военным путем. Нет у официального Тбилиси и внятной программы политического урегулирования конфликта. Пока же четко прослеживается тенденция втянуть в противостояние с Россией заокеанского партнера, что неоднократно в смутное время практиковал и экс-президент Грузии Э.Шеварднадзе. Грузинскому руководству никак не может придти в голову, что Россия и США могут выступать соперниками в борьбе за сферы влияния, однако Москва и Вашингтон не в коем случае не станут доводить дело до серьезной конфронтации друг с другом. Потеряв статус сверхдержавы, Россия по-прежнему остается крупнейшим региональным центром силы.
Не сказала своего веского слова Аджария. Переговоры между А.Абашидзе и Н.Бурджанадзе к конкретным результатам не привели. Аджарский лидер настаивает на переносе президентских выборов на весну следующего года. В противном случае регион гарантирует им бойкот. В тревожном ожидании замерли Абхазия и Южная Осетия. Неспокойно в Джавахетии. И только в центральных районах Грузии продолжается президентская гонка, из которой послушный Центризбирком республики уже исключил Игоря Георгадзе, способного составить реальную конкуренцию Михаилу Саакашвили.
Россия в этой ситуации продолжает занимать спокойную и взвешенную позицию. Своего рода освежающим душем для правителей Грузии стало решение об упрощении визовой процедуры между Российской Федерацией и Аджарией, а также участие граждан России, проживающих на территории Абхазии, в выборах в Государственную Думу РФ. В начале декабря Совет Федерации продлил полномочия миротворческого контингента в Абхазии до бессрочных, а совет министров обороны стран СНГ вновь назначил командующим миротворцев российского генерала. Таким образом, Москва дает настойчиво понять, что будущее Грузии напрямую зависит от качества двусторонних отношений и готовности грузинского руководства к разумному компромиссу.