logo

Хлебные крошки

Статьи

Традиции
Политика
Россия

Елена Ефимова

И да будут вси едино…

Заметки о Дне Народного Единства

Отказ от празднования 7 ноября – это знаковый момент в идеологическом восприятии России не только внутри страны, но и в мире. Попытки новых прибалтийских государств протащить любой ценой идею «осуждения тоталитарного коммунизма», потребовать всяческих компенсаций и преференций от России, как правопреемницы Советского Союза лишний раз доказывают, насколько важно было еще раз подчеркнуть преодоление в России коммунистического периода истории и возвращение к куда более фундаментальной и значимой исторической традиции – традиции в том числе религиозной. А значит, политика осуждения России мировым сообществом, как страны коммунистической, становится все более несостоятельной. Но это, конечно же, не устраивает тех, кого не устраивает не столько коммунистическая идеология вообще, сколько само существование России на карте мира. И тогда начинает усиленно раскручиваться новая модель, с противоположным знаком – обвинения России и русского народа уже не в коммунизме, а в фашизме. Демонизация России и русского народа снова продолжается. И в немалой степени помогают в этом системным противникам нашего государства и народа как отдельные представители российской власти, так и подавляющее большинство российских СМИ. Как отмечать День народного единства? Для меня такого вопроса не существовало – конечно, помолиться за Литургией в Казанском соборе; поклониться чудотворному образу Казанской Богородицы, принять участие в крестном ходе, который всегда совершается на престольные праздники; и, если даст Бог – помолиться и за молебном у Казанской. Просить милости у Матери Божией для всех ближних и родных, для всей богохранимой страны русской, нашей Родины. Я переехала в Россию всего лишь год назад. До этого – испытала в полной мере, что значит «демократия по-латвийски», и поэтому остро ощущаю все беды и радости России, моей этнической, исторической и, теперь уже, фактической родины. За 15 лет национального угнетения латышской этнократией было много передумано; и как иначе – сама жизнь требовала осмысления таких понятий, как «Родина», «нация», «русский народ», «русская история», «русская культура». Кто я, где моя Родина? Латвия ли это, где я родилась и прожила почти всю жизнь и которая отреклась от меня, присвоив смутный статус «негражданки», и куда я могу поехать теперь лишь по визе, чтобы сходить на могилки прабабушки, бабушки, деда – да и всей родни… Или это Россия, которая для меня Родина потому, что я – русская? Я выбрала Россию. Это был мой сознательный выбор, и никто не сделал бы его за меня. Выбор между ассимиляцией и - сохранением национальной идентичности в толще 120-миллионного русского народа. Родного народа. По крови, вере, культуре, языку. Я не буду описывать мысли и чувства человека, которого, не спрашивая его согласия, латвийские националисты причислили к «пятой колоне». Это нехорошие мысли и чувства. Злые. Разрушительные. Мне хочется сосредоточиться на позитивном – на тех переживаниях, которые могут каждого из нас, русских, приблизить к достойному отношению к родной стране. В прошлом году День народного единства, который отмечался впервые, прошел как-то мимо моего сознания. Слишком уж многое на меня свалилось в то время. Я лежала в больнице. Мы беседовали с соседками по палате, и, конечно, речь зашла о смысле праздника. Соседки были молодыми девушками; национальное единство их не очень волновало, т.к., слава Богу, им не пришлось пережить национального разъединения. Они мирно пребывали в уверенности, что Россия – многонациональная страна, что русских в России около 40-50%. Сколько русских оказалось за пределами России в результате всех войн, революций, перестроек, развала СССР – их не интересовало вообще. Если провести незамысловатую аналогию, это все равно, как если бы члены одной семьи не интересовались бы тем, сколько же родных братьев-сестер оказалось за границей; как им живется там, людям, родным по крови? Сколько же вообще в этой семье народу? И что делает этот народ - единым народом? Наверное, не Конституция РФ делает наш народ единым, не границы государства, не национальные проекты, не любовь к родной природе или культуре. Есть вещи неосязаемые, но, тем не менее, очень важные, жизнестроительные. Любовь к Родине – не пустое слово, не агитационный лозунг, не сиюминутная политическая спекуляция. Это то, что было всегда, то, что подвигало наш народ отстаивать независимость России и сохранять родную веру, традиции и государственное устройство постольку, поскольку это устройство отвечало народному представлению об истине. Одним из ярчайших проявлений действенной народной любви к России были события, которые мы и вспоминаем в «День народного единства». Какое сердце не дрогнет от ярчайших образов тех далекий дней: вот патриарх Гермоген, заточенный в темницу, пишет пламенные воззвания, призывая собирать ополчение и идти на Москву, отбивать ее, матушку, у поляков; вот князь Пожарский собирает народ в Нижнем; вот гражданин Минин присоединяется к ополчению. Вот русские люди припадают к образу Казанской Богородицы, и, под ее водительством, победоносно входят в Москву, прекращая смуту, изгоняя интервентов. Вот Земский собор выбирает нового государя, Михаила Романова. А подвиг Ивана Сусанина; а смерть патриарха Гермогена, которого поляки уморили в темнице голодом и жаждой, требуя, чтобы святейший отказался от организации ополчения… Много славных событий – русским есть, чем гордиться в День народного единства. Хочется верить, что сегодняшний праздник установлен и в честь преодоления другой смуты; смуты, которая продолжалась почти все ХХ столетие и привела к жертвам и потерям – неисчислимым; к разорению - невиданному. Но, по милости Божией, все самое страшное, будем надеяться, позади. И сегодня у нас есть все, чтобы Россия становилась все лучше, краше и счастливей, надо только работать и молиться Богу об этом. Кажется – все просто. Не нужно изобретать «суверенных демократий» и искать «национальную идею». Национальная идея – вот она: Россия и русский народ. Их единство. Не может русский человек сохранить себя ВНЕ РОССИИ. Во втором-третьем поколении это уже ассимилянт, плохо говорящий на родном языке. «Всечеловечность» ли наша этому причиной, или еще что другое – я не знаю. Однако по опыту могу сказать, что многим русским из ближнего зарубежья приходится «русеть», вернувшись домой. Не сама по себе существует «русскость» – есть нечто, что должно ее питать, и питает. Люди, небо, даль с кромкой леса на горизонте, родной язык, - весь тот мир, который вмещает в себя сотни примет - и который не с чем на земле нельзя перепутать. Все, о чем говорилось выше, было очень ясно для меня. Для тех моих друзей и родных, которые вернулись сюда из Латвии, Казахстана, Туркмении – это было более чем очевидно. Мы вместе; мы на Родине; Родина должна быть единой. Но тем удивительнее, что российские русские или, точнее, представляющие их мнение СМИ, оценивали праздник совсем не так. 3 ноября РОСБАЛТ писал, в частности: «Что такое, в сущности, 4 ноября? Будем откровенны — это выдуманный праздник, цель которого — заменить в сознании людей привычное с детства 7 ноября. Логика кремлевских идеологов в принципе понятна. Для сегодняшней демократичски-буржаузной России как-то негоже праздновать коммунистическое 7 ноября. Хотя в целом значением революции 1917 года и многими достижениями СССР сейчас принято гордиться, а распад СССР объявлен величайшей геополитической катастрофой ХХ века, быть наследниками коммунистов почему-то все равно стыдно. С другой стороны, народ за 80 с гаком лет успел привыкнуть к двум лишним выходным в ноябре, и, наверное, не стоит отнимать у него эти дни. И вот в головах чиновников рождается план "подмены". И, притянув за уши мало-мальски подходящий исторический повод, в нашем календаре появляется странный праздник, приуроченный ко входу русского ополчения в московские посады. Причем Кремль от поляков освободят не 4 ноября, а позже. Но – неважно! Казалось бы, прагматичный и всех устраивающий выход найден. Но не тут-то было. Быстро выяснилось, что народу новый малопонятный "праздник", в общем-то, не нужен, большинство россиян до сих пор не понимают, что это за дата такая. А вот кому 4 ноября действительно пришлось ко двору, так это реакционным силам националистического толка. Такого подарка от власти они действительно не ожидали. Но это не помешало им быстро сообразить, что праздник 4 ноября, с его неясными корнями и непонятной идеологией, может стать для них отличной "площадкой"». Вот как? Оказывается, моим соотечественникам наша славная история не нужна и непонятна; а идеи народного единства и преодоления смуты «пришлись ко двору» одним лишь реакционным националистам? И последние, благо больше ничего никому оказалось «НЕ НАДА», быстро сориентировались и организовали страшный «Русский Марш», оперативно запрещенный в Москве, Петербурге и ряде других крупных городов - Новосибирске, Красноярске, Чите, Тюмени, Ульяновске и Нижнем Новгороде, а также во Владивостоке и Благовещенске. Что заставило местных мэров и прочих градоначальников и градоначальниц запрещать Русский Марш – я не пойму. Неужели наши политтехнологи, журналисты, политологи и те, кому этим ведать надлежит, не понимают, что любое политическое движение имеет в своем составе «умеренных» и «крайних», и умеренных всегда на порядок больше? Значит ли это, что идея народного единства должна звучать каким-то невнятным шумовым фоном, а самих проявлений этого единства – вот хоть в форме марша, хоть в форме митинга, хоть в форме народного гулянья – допускать нельзя? Не значит ли это скорее, что с «экстремистами» нужно работать, и при этом не вредно бы научиться различать ряженых «патриотов» и «православных», типа «Союза православных хоругвеносцев» от той части молодежи, экстремизм которой провоцируют явные нарушения закона и правопорядка. И мы все знаем, кто, почему и за какие суммы занимается этим. Не знаю, есть ли у нас столь наивные представители правоохранительных органов, которые думают, что члены националистических групп берутся ниоткуда и их появление не инспирировано явным протекционизмом по отношению к представителям этнических преступных группировок? Мой недолгий опыт пребывания в России позволил мне обнаружить как минимум три конторы, предоставляющие регистрацию, многократные визы в Россию, вид на жительство в РФ лицам любой национальности и с гражданством любого государства. За суммы всего лишь в 15 у.е, 200 у.е., 2000 у.е и 5000 у.е соответственно. Видела я своими глазами и сцену в ПВС Московского района Санкт-Петербурга, когда в кабинет с грозной надписью «Выдворение» некая дама приносила пачки паспортов лиц откровенно криминальной наружности; и оттуда не выходил конвой, дабы этих лиц увезти в наручниках на границу, а, напротив, паспорта раздавались лицам через некоторое время – даю голову на отсечение, что штамп о регистрации был проставлен. Ваша же покорная слуга ждала своего законного внутреннего паспорта и регистрации в собственной квартире – около полугода. Конечно, есть в России и другие причины появления мероприятий, подобных «Русскому маршу». Есть деструктивные силы – nomina sunt odiosa – которые всеми силами хотят реализовать «оранжево-националистический сценарий», который, по словам Ст. Белковского, «является единственно возможным на 2007-2008 гг». Мэру Москвы или губернатору Петербурга, допустим, не нравятся личности организаторов Русского Марша. Не нравятся они и широкой общественности. Но как же так вышло, что они все депутаты Государственной думы (числом 24 человека), или помощники народных избранников, или руководители официально зарегистрированных организаций! Как же так могло случиться, что они представляли-представляли в Думе интересы народа, избирателей, а потом вдруг стали заниматься противоправными действиями экстремистского толка? Кто финансирует их деятельность? Как получается, что, например, Дм.Рогозина, как об этом открыто сообщает пресса, финансирует Березовский? Если эти слухи верны – а опровержений мы пока не видим – то куда опять-таки смотрят правоохранительные органы? И как обыкновенным людям разобраться в хитросплетениях большой политики? Может быть, прежде чем запрещать «Русский Марш», стоило бы в любой форме объяснить населению, что марш не будет русским? А может быть, тем же представителям власти не стоило так активно клеймить мнимый «русский фашизм», который суть ни что иное, как провокация оранжистов, а спокойно и с достоинством, используя мощную пропагандистскую машину телевидения, разоблачить суть этого явления? Однако напрашивается вывод: легче заклеймить и разогнать дубинками, чем представить населению собственную внятную идеологическую программу. Сформировать положительный образ страны. Перестать бояться пугал и пугать ими нас с вами – взрослых, образованных людей, которые сами могли бы разобраться в происшедшем, будь реакция прессы чуть более адекватной происходящему. Можно понять беспокойство официальных лиц Москвы – из-за запрета проведения марша и угроз разгона организаторы пошли на непродуманный шаг, решив собираться в метро «Комсомольская». Конечно, сбор на станции метрополитена значительного количества народа представлял бы угрозу безопасности. И место для митинга было определено на поверхности. Но вся неделя, предшествующая маршу, была наполнена слухами, недоумениями, бешеной агитацией «за» и «против». Страсти накалились до предела именно из-за нескоординированных действий обеих сторон – и организаторов, и властей. Подогревали страсти и СМИ – так, на сайте www.expert.ru задолго до 4 ноября висел баннер, утверждающий, что на этот день назначены погромы. NEWSru.com 1 октября также заявил, что «Русский марш» и запланированные на 4 ноября погромы в крупных городах активисты «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПHИ) хотят приурочить ко Дню национального единства. Любопытно, что информация о погромах никакими представителями МВД не опровергалась, и, тем самым, празднование Дня народного единства a priori стало приобретать какой-то скандальный характер, и вместо единения народу было предложено думать, что 4 ноября произойдет Кондопога всероссийского масштаба, и благонамеренным гражданам нечего делать в храмах и нечего праздновать в этот день вообще. Действительно – день праздника не порадовал ничем. РИА "Новости" уже в 11.40 передало, что «на Садовом Кольце, возле станции метро «Парк культуры» стоят не менее 15 автобусов с ОМОН, 18 самосвалов, автомобиль-водомет и 11 автомобилей для перевозки задержанных. Выход со станции метро "Парк культуры" окружен двойным кольцом бойцов ОМОН. Всего возле станции метро "Парк культуры" стоят около двухсот милиционеров и ОМОНовцев. Много милиции на Крымском мосту. В наземном вестибюле станции метро и вдоль платформ стоят бойцы ОМОНа в касках и военнослужащие внутренних войск. Они просят людей не скапливаться в центре зала. У станции метро "Кропоткинская" стоят два автобуса с бойцами ОМОН. У "Фрунзенской" также стоят несколько автобусов с ОМОН и автомобиль-водомет. В переулках в районе Комсомольского проспекта припаркованы несколько десятков самосвалов, а также автобусов с бойцами ОМОН и крытых грузовиков с военнослужащими. В районе проведения митинга на Девичьем поле эвакуированы все автомобили. Движение транспорта в центре города не перекрывалось, за исключением съезда с Садового кольца на Комсомольский проспект, который перекрыт стоящими вплотную друг к другу самосвалами. Кроме того, в субботу в столичной подземке на кольцевой линии, а также на станциях, находящихся внутри кольцевой, не принимали сигнал мобильные телефоны, хотя обычно связь на этих станциях работает». В Москве митингующие собрались на 4-х площадках. Сообщалось, что доблестная милиция сделала все, чтобы не допустить столкновений участников митингов разной политической направленности. Работа велась очень серьезная. И если митинги КПРФ или ЛДПР пользовались меньшей популярностью, то кадры «охраны» митинга правых националистов вызывают настоящий шок. В московских отделениях милиции оказалось то ли 233 человека (по версии РИА НОВОСТИ, то ли 37 (по версии МВД, озвученной в программе НТВ "Сегодня"). В Петербурге – по информации портала Фонтанка.ру - примерно к 14.30 в Центральном РУВД оказалось около 118 задержанных, из них 30 человек – участники движения «Антифа». Заметим, что именно «антифашисты» спровоцировали столкновения, которые были разогнаны милицией и ОМОНом. Ай да «День народного единства» - только дубинки спецподразделений и дымовые шашки уберегли от серьезных последствий! И, несмотря на бодрые вести из провинции, о том, например, как хорошо отпраздновали в Нижнем Новогороде, где Медведев открыл два футбольных поля, а губернатор Нижегородской области В. Шанцев поздравил участников турнира и гостей, отметив, что «… очень важно, что мы помним историю. Важно, что вы, ребята, будете участвовать в празднике, поскольку спорт объединяет усилия каждого для достижения результата», – нехороший осадок остался. Мне думается, что как-то мелко сравнивать единство во имя спортивных достижений с патриотическим единством. Разные это вещи, и патриотическое воспитание подразумевает, что люди и даже дети в определенном возрасте уже должны понимать, что есть разница между тем, чтобы выйти командой на футбольное поле и – выйти в поле ратное, чтобы, по Евангелию, «душу свою положить за други своя». Какие-то отдаленные намеки на то, что патриотизм может не ограничиваться спортивными состязаниями и посещением выставок, кое-где были. В Нарьян-Маре, например, был организован показ фильма «Мне не больно». При всем уважении к режиссеру, остается непонятным – что, это наиболее патриотическая картина нашего кинематографа? И никакие славные страницы нашей истории не удостоились экранизации за последние 15 лет? Нет, конечно. 1-й канал показал мультик «Князь Владимир», канал «Культура» - вечного и неизменного «Александра Невского». Прочие ограничились кто «Бумером-2», кто сомнительной в плане патриотического воспитания «9 ротой». Что же касается концертно-песенной части, то ее представили такие яркие фигуры, как Верка Сердючка и компания. Негусто, скажем прямо. И безрадостно. Не этого сегодня просит душа… Мы не станем говорить о том, что праздничный день организован в большинстве городов и весей из рук вон плохо; а точнее, светская власть не озаботилась организацией НИКАК. 7 ноября генсеки и члены Политбюро находили время принимать с трибун Мавзолея праздничный парад. Были и салюты, и фейерверки. Нынче же руководство страны не было «со своим народом». Не сочло нужным с утра поздравить народ с праздником хотя бы по телевидению. Вечерний прием в Кремле – да, хорошо. 3 минуты эфира об этом событии способны вдохновить нас на дальнейшие свершения. Особенно, когда в качестве эталона «единения народа» нам показывают одного и того же графа Шереметева, вовсе не собирающегося перебираться к нам из Парижа, зато отечески похлопывающего Россию по плечику: «Карош, малтчик! Ти ест исправится». Если сравнить с празднованием дня Москвы, с тогдашним скучноватым, но весьма гражданственно-патриотически выдержанным концертом, на котором не вихлялись никакие Сердючки, – сравнение не в пользу Дня единства. Неужели так оскудела талантами и деньгами земля Русская, что маршам ДПНИ ну совершенно нечего противопоставить – даже оперу «Жизнь за царя» не транслировать; даже «Бориса Годунова», даже «Хованщину»? Да хоть «Князя Игоря», да хоть «Садко», да хоть «Снегурочку» - только не в постановке Гергиева, конечно. Сокровища русской оперной классики не популярны нынче? Так, может быть, пора популяризовать? Неужто Большой или Мариинский не хотели бы, чтобы их постановки увидели люди в том же Нарьян-Маре? Да что там – в Воронеже, Курске, Орле, Белгороде, Липецке? Так ли уж избалованы мы концертами хороших хоров и оркестров, которые могли бы исполнить старинные марши, под которые наши предки уходили брать Измаил или сражаться с японцами; песни военной поры, которые, пусть и не принадлежат XVII веку, но пробуждают в душах те чувства, которые оставались неизменными для всего русского народа, объединявшегося в годину народных бедствий и воодушевлявшегося историей русских побед? Нет, увы. Ничего этого мы не увидели. Не услышали. Один из интернет-ресурсов назвал 4 ноября «Праздником цензуры». И было за что. Даже вольный ЖЖ, участники которого как умели, переживали события 4 ноября и с жаром обсуждали весь круг актуальнейших проблем, связанных с вопросами современного национального, государственного и патриотического самосознания, - и тот «упал»! Надо же, как кстати случились «перебои с о электричеством»! Ни для кого не секрет, что наиболее активные участники акций обещали информировать юзеров ЖЖ о происходящем в режиме on-line, что обеспечивается соответствующим сервисом ЖЖ. Но цензура и здесь оказалась на высоте… Вялые сообщения СМИ о церковных службах (ни один канал не соизволил провести трансляцию Божественной Литургии из Казанского собора! Ни один не послал журналистов показать, как же празднуют православные русские люди день Заступницы, Царицы Небесной); вялые, повторим, и какие-то официально-засушенные, мертвые репортажи, не содержащие никакого позитива, никакого воодушевляющего начала – вот и все, чем отреагировали СМИ. Конечно, общество у нас более склонно к восприятию негативной информации. Но вот вам и предоставлялся момент, господа журналисты и пиарщики, переломить тенденцию, ввести добрую традицию – хотя бы ради праздничка говорить о хорошем, о добром, о светлом и радостном. Нет, не стали. Не хватило ума. Всем застило очи желание очередного скандала, очередного витка борьбы с «русским фашизмом». То-то информация на Интернет-ресурсах обновлялась каждые 10 минут… Телевидение, однако, молчало. Отмечу, что там, где власти не запрещали Русский марш - например, в Иркутске - он и прошел безо всяких эксцессов, арестов и провокаций. И те скудные сообщения нашего телевидения о том, как проходило празднование Дня национального единства в регионах, заставило вспомнить о том, что спасение Руси пришло не из Москвы, а оттуда, из провинции, где еще живо народное чувство истории, где живы традиции нашего народа. Помогают ли запреты ощутить живую связь времен? В Новосибирске около 250 человек двигались от часовни святителя Николая до собора Александра Невского, где состоялся молебен во славу России - и милиция предприняла попытку не пустить толпу от часовни - задержаны 15 человек. Я не могу понять, ПОЧЕМУ нужно не пускать людей к собору – молиться. Неужели молитва нужна только такая… когда в храм пускают по пригласительным билетам? Неужели власть, не проявившая никаких организаторских талантов и не пожелавшая дать общественности возможности проявить эти таланты под предлогом «борьбы с национализмом» - не понимает, как важны сегодняшние незаформализованные проявления искренних патриотических чувств? Нам не нужно бояться «фашизма». Все знают с первого класса, что русские отдали в борьбе против него миллионы жизней - никто, впрочем, ДО СИХ ПОР не удосужился подсчитать, СКОЛЬКО же ТОЧНО. ДО СИХ ПОР. И это - тоже показатель. Мы не знаем, сколько русских живет в России, а сколько – осталось за ее пределами. Мы не знаем, сколько русских погибло на фронте в годы первой мировой, в Великой Отечественной. Мы не знаем, сколько нас полегло на внутренних войнах – в гражданскую, в коллективизацию, во время репрессий. Нам нужно бояться «организаторов русского фашизма» на глазах создающих зачатки этого страшного явления. Кто создает предпосылки к «русскому фашизму»? Отечественные СМИ, оранжевые политологи типа Белковского, с которыми не гнушаются брататься перекрестными ссылками на ресурсах и Павловский и другие, как бы провластные политики. Коррумированные чиновники и правоохранительные органы на местах. Вот кто! А вовсе не русский народ. Может быть, в День народного единства не стоило бы углубляться в историю жены Сталина, размазанную на центральном телеканале чуть ли не на весь вечер, а стоило бы подумать о том, что было сказано выше? Но нет! С упорством, достойным лучшего применения, наше ТВ будет подробно рассказывать о судьбах всех кремлевских жен, детей, внуков и правнуков – что бы не снять хоть один документальный фильм о крестьянской девочке Маше Садовниковой, шести лет от роду сосланной в голую степь, в Казахстан, вместе со всей семьей в приснопамятном 1934 году? Страна так долго жила и выживала именно «вопреки всему», а не «благодаря тому», что спрятаться от идеологии государству просто не удастся. А пока власть играет в прятки с собственным народом. «Я спрячусь от вас в День народного единства, и вы спрячьтесь, сидите по домам» - вот и вся идеология. Но День народного единства, насквозь пронзенный образом страшного «фашиствующего» русского народа – это российский ли, русский ли праздник тогда? * * * Посчитать ушедших. Оплакать их. Попросить у Бога мира и согласия многострадальной нашей Родине. Узнать, наконец, сколько же нас в мире, сыновей и дочерей России. И осознать, наконец, что мы – ЕДИНЫЙ НАРОД.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie