logo

Хлебные крошки

Статьи

Русский язык в мире
Культура
Прибалтика

Игорь Гусев

Игорь Гусев: за высшую справедливость

Как соотносится вопрос о справедливости с вопросом о языке?

Известный историк, автор многих книг и фильмов Игорь Гусев любезно согласился дать интервью порталу "Балтия-Латвия".

- Не так давно в Латвии прошёл референдум за признание русского вторым государственным языком. Как оценивает полученные результаты историк Игорь Гусев?

- Сейчас противники русского языка, активно ставившие «PRET» в бюллетенях, торжествуют свою победу. Но мало кто из них понимает сегодня, что по сути, это «пиррова победа». Как известно, в древности жил воинственный царь Пирр, одерживавший свои победы столь дорогой ценой, что они становились хуже всякого явного поражения. Также и здесь, эта мнимая победа наших оппонентов, является началом конца латвийского государства и если власть уже в ближайшее время не сделает далеко идущие и разумные выводы, то Латвия очень скоро окажется на краю гибели.

- Не слишком ли мрачный прогноз?

- Меня удивляет, что за спорами о языке большинство комментаторов и политологов забывают о главном. Ведь этот референдум проводился не «ЗА» или «ПРОТИВ» русского языка. Этот референдум проводился за торжество СПРАВЕДЛИВОСТИ на этой земле, ибо без справедливости государство существовать не может. Оно нежизнеспособно - и рано или поздно погибнет…

- Как соотносится вопрос о справедливости с вопросом о языке?

- Всякий язык есть то Божественное, что отражает вибрацию земли и абсолютно гармонично сочетается с окружающей местностью, природой и народом, который является носителем этого языка. Но абсолютно неслучайно, если на данную территорию со временем приходит другой народ и другой язык. Нет ничего случайного в данном процессе, ибо за этим стоит Божественный промысел. Нет ничего случайного и в пребывании русского, или «русскоязычного» населения на территории Латвии. Эта территория особенна тем, что здесь как бы сплетаются энергии и вибрации разных народов - и сплетались они с давних времен, потому что здесь особая энергетическая сеть, которая позволяет присутствовать разным народам, вибрациям, языкам, отражающим особенности данной земли, энергетическое богатство этой территории. Естественно, что когда часть населения говорит на определённом языке, она вправе иметь точно такие же права и рассчитывать на точно такую же справедливость по отношению к себе, как и другая часть населения, также проживающая на этой территории и говорящая на другом языке.

Если иметь в виду высшую Божественную справедливость, то каждый живущий на территории, где присутствует много иноязычных людей, должен был бы понимать характер, вибрацию этого народа, освоив его язык. Очень неправильно с Божественной точки зрения, когда носитель определённого языка, проживая на территории, где есть носители и другого языка не желает изучать этот другой язык, игнорирует его, подчёркивая, что с ним все обязаны говорить лишь на его родном языке. Это первый вопрос, касающийся Божественной справедливости.

Но другой вопрос заключается в том, что КАЖДЫЙ живущий на определённой территории компактно, со своим народом, имеет право на то, чтобы его язык, его культура, его этнические особенности были учтены и имели ОДИНАКОВЫЕ права с носителями других языков и других культур на данной территории. Чем выше духовный уровень человека, тем лучше он понимает это и тем больше он понимает то, что его язык и его права не могут стоять выше языка и прав других людей, обитающих на этой земле, только потому, что его предки, предположим, жили здесь на столетия или на тысячелетия раньше, или потому, что его предков здесь было в численном отношении больше, или по каким-то другим причинам.

Тот общенациональный референдум, который имел место на территории Латвии, по сути, был первой и достаточно робкой, если говорить о мере его воздействия, попыткой воззвать к справедливости и установить Божественную справедливость на этой территории. Не может быть справедливым с точки зрения Бога, что люди, мирно сосуществующие, не приносящие друг другу вреда, не уничтожающие друг друга в кровавой резне или насилии не могут найти согласия.

- Но разве это первая попытка? Ведь в 2004 году уже велась активная борьба за сохранение русских школ...

- Бесспорно, борьба за русские школы также являлась попыткой установить справедливость во взаимоотношениях наших народов. Но далеко не все жители Латвии проявили тогда своё активное участие в том движении. Сейчас же состоялось первое за последние двадцать лет общенациональное волеизъявление. Смею полагать, что при том развитии ситуации, которое происходит сейчас в Латвии, эти попытки будут продолжаться и в дальнейшем, причём по нарастающей. Если конечно, не произойдёт решение вопроса о языках законодательным путём. Ведь подобный нравственный дисбаланс в нашем обществе существовать просто не должен!

- К сожалению, большая часть носителей латышского языка не пожелала расстаться со своими привилегиями и не пожелала, чтобы справедливость была установлена.

- Справедливость заключается не в том, чтобы русский язык существовал за счёт латышского или превалировал над латышским. Справедливость заключается в том, чтобы он имел РАВНЫЕ права с латышским языком. Так как численность русского населения на данной территории столь высока и очень многие представители нерусского населения, представители других народов также считают русский язык своим родным.

Каждый, кто шёл на референдум, имел свой определённый мотив. К сожалению, большинство людей шло с негативным мотивом, голосуя ПРОТИВ кого-то. Голосуя, они не думали о том, что оставляя за собой право особого, привилегированного положения, они создают негативные последствия для своих потомков, которые, изначально имея привилегированное положение, будут развращены данной ситуацией - развращены отсутствием необходимости уважать права и интересы других, развращены мыслью о том, что их привилегированное положение обеспечено законом и положено им по праву рождения.

Не может быть справедливым сохранение в обществе чьих-то прав за счёт прав других людей! Могут быть только равные права развивать свой язык, свою культуру, и в том обществе, которое реально является двуязычным, это двуязычие должно присутствовать не только на уровне сферы обслуживания, торговли в магазине или общении на улице. Это двуязычие, если говорить о Божественной справедливости, должно быть представлено везде: в системе образования, в системе культуры, и молодёжь должна иметь возможность воспитываться в рамках реального двуязычия. Но, естественно, не такого, которое сейчас именуется «билингвальностью», и которое по сути своей является чрезвычайно вредоносным, так как воспитывает отрицательное отношение к другому языку, к другой культуре, ущемляет реальную возможность получить необходимые для нашего мира знания и навыки за счёт использования языка, который недостаточно понятен, за счёт непродуманного использования этого языка и пособий на этом языке.

Под справедливым двуязычием следует понимать необходимость обучать латышскую молодёжь русскому языку и русскую молодёжь латышскому языку с помощью правильных методик, с помощью любовно подобранной литературы, с помощью любовно и достойно преподаваемого языка. Не ущемлением других предметов, куда искусственно и очень неправильно вливают чужой язык, а за счёт обучения на уроках языка и литературы. И если бы это обучение было правильным и достойным, и носило в себе благородный посыл обучить языку, а не использовать его как средство мщения, наказания или принуждения, если бы посыл был правильным, то вся молодёжь оканчивающая школу свободно и с любовью говорила бы на двух языках. Но, к сожалению, очень трудно говорить о Любви в сегодняшней Латвии.

Если вернуться к вопросу о реальном двуязычии за пределами школы, то оно должно присутствовать везде - оно должно присутствовать в политике, оно должно присутствовать в экономике, но для этого каждый живущий на этой территории должен быть свободным носителем двух языков. Только в этом случае можно говорить о честном, Божественном, справедливом и реальном двуязычии.

Не может быть привилегий одних людей за счёт других, не может быть оговорённого законом дискриминирования одной части населения за счёт другой, из-за недостаточного знания или незнания языка. Но и не может быть справедливости, когда вы, владея одним языком, требуете, чтобы с вами всегда говорили исключительно на этом языке. Вы обязаны знать язык соседа и применять его также часто, как и сосед применяет ваш язык, общаясь с вами! Вот в этом случае общество может быть справедливым и двуязычным. И только тогда когда всё население Латвии будет говорить на, по крайней мере, двух языках свободно и с любовью, общаясь на языке соседа, только тогда мы можем говорить об истинной Божественной справедливости. И только тогда мы можем говорить о ней, когда реальное двуязычие будет закреплено законодательно, закреплено во всех сферах жизни: образовании, науке, культуре, экономике и политике.

- Часто говорят, что если лишить латышский язык его исключительного, привилегированного положения, то он погибнет?

- Это говорят те, кто в сердце своём несут не Любовь, о которой я говорил, а совсем другие чувства и те, кто хотят сохранить свои права и особые привилегии, за счёт прав и привилегий другой части населения, считая его «вторым сортом». Эти люди, как бы расчищая себе более широкую и простую дорогу к достижениям материального мира, логично отодвигают локтями на обочину тех, кто не имеет возможности идти по этой дороге. Сегодня в Латвии русские являются попираемым латышскими властями меньшинством. Генрик Ибсен сказал когда-то: «Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право».

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie