Игра в "слабое звено"
Станет ли уход Испании из Ирака началом конца "коалиции желающих" во главе США?
Решение нового премьер-министра Испании Хосе Луиса Родригеса Сапатеро о выводе испанского военного контингента из Ирака оказалось крайне неприятной новостью для администрации Джорджа Буша-младшего. С трудом отбивающаяся от огня критики по поводу ситуации в Ираке команда нынешнего хозяина Белого Дома расценила действия нового испанского правительства чуть ли не как "удар в спину". Как известно, Джордж Буш лично позвонил премьер-министру Сапатеро в Мадрид и обрушился на него с упреками в "поспешных и недальновидных шагах". Он также предупредил испанского лидера об опасности создания прецедентов "ложного комфорта для террористов". Как поведал журналистам представитель президента США Скотт Макклеллан, президент Буш в разговоре с испанским премьером подчеркнул необходимость "тщательного обдумывания дальнейших действий" с целью "не допустить торжества террористов и врагов свободы в Ираке".С подачи администрации США антииспанские настроения на какое-то время охватили всю Америку. Даже соперник нынешнего президента сенатор-демократ Джон Керри в данном вопросе всецело поддержал Буша и выступил с осуждением Мадрида. В американских СМИ руководство Испании подверглось резкой критике за "серьезную ошибку", которая создала впечатление того, что его действия продиктованы террористами и выглядят, как капитуляция перед ними.
Однако Испания проявила твердость и не согласилась с американскими обвинениями. Новое испанское руководство заявило, что атаки международных террористов в Испании, унесшие жизни 200 человек, не имеют отношения к решению о выводе войск из Ирака. Премьер Сапатеро подчеркнул, что не мог проигнорировать волю испанского народа, а позиция его страны по вопросу борьбы с международным терроризмом остается по-прежнему твердой и бескомпромиссной. Новый министр иностранных дел Испании Мигель Анхель Моратинос также отверг обвинения в том, что его страна "умывает руки" в ситуации вокруг Ирака и сообщил о готовности нового испанского руководства играть активную роль в мирной реконструкции этой страны.
Социалист Хосе Луис Сапатеро, сменивший в апреле на посту премьер-министра Испании "верного друга Америки" Хосе Мария Аснара, действительно еще в ходе предвыборной кампании обещал вывести испанские войска из Ирака до начала лета, если ООН не возьмет под свой политический и военный контроль ситуацию в Ираке. Кстати, по признанию самого бывшего премьера Аснара, накануне вторжения "коалиции желающих" в Ирак весной 2003 года в поддержку решения тогдашнего правительства Испании присоединиться к США выступало всего 4 процента испанцев.
Испанский контингент численностью 1300 солдат и офицеров был одним из крупнейших в "коалиции желающих", занимая в нем шестое место после США (135 тысяч человек), Англии (8700), Италии (3000), Польши (2400) и Украины (1650). Испанские военные отвечали за важный сектор в районе священного для иракских шиитов города Эн-Неджеф, ставшего в последнее время одним из очагов вооруженного противостояния местных боевиков и оккупационных сил. Теперь ответственность за беспокойный "испанский" сектор приходиться нести морской пехоте США.
Между тем, зарубежные аналитики активно обсуждают вопрос о том, станет ли первая трещина в возглавляемой США "коалиции желающих" началом ее конца, и кто еще последует испанскому примеру. Вслед за Испанией о выводе своего контингента в 370 солдат и офицеров уже заявило правительство Гондураса. Остальные союзники США по оккупационной коалиции пока держатся, но после испанского прецедента положение ряда правительств-участников проводимой без мандата ООН "операции по обеспечению безопасности" в Ираке начинает выглядеть довольно шатким и уязвимым.
Прежде всего, это касается ряда стран НАТО в Европе, политическая ситуация в которой после выборов в Испании изменилась не в пользу США. Попытка Вашингтона создать противовес "Старой Европе" (Франции и ФРГ) путем объединения проамериканских стран "Новой Европы" в лице Испании, Италии, Великобритании и натовских восточноевропейских "новичков", похоже, не дала нужных результатов. Скандалы вокруг так и не найденного в Ираке оружия массового уничтожения подорвали доверие европейской общественности к США. В Европе все громче звучат голоса тех, кто считает, что война в Ираке негативно сказалась на борьбе с угрозой международного терроризма и даже подорвала европейскую безопасность.
Одним из тех, кто в перспективе вполне может потерять свое кресло, является премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. Оппозиция уже предрекает ему повторение судьбы бывшего премьер-министра Испании "лжеца" Хосе Марии Аснара. Берлускони, как и Аснар, был одним из наиболее активных сторонников Вашингтона в ходе иракских дебатов в ООН и затем, несмотря на мощные антивоенные выступления в Италии, послал трехтысячный итальянский военный контингент в Ирак. Итальянцы в прошлом году потеряли в Ираке 19 солдат убитыми в районе Насерии, а в апреле с.г. иракские боевики захватили в заложники работавших на частную американскую фирму итальянских гражданских "инструкторов по безопасности", одного их которых жестоко убили. После этого в Италии прошли массовые антивоенные манифестации с требованиями вернуть итальянских солдат домой.
В этих условиях предстоящие в июне в Италии выборы в Европарламент могут стать референдумом об участии страны в войне в Ираке, а коалиционное правительство Берлускони – пасть. Даже если этого вдруг и не произойдет, основной политический соперник итальянского премьера и убежденный противник участия Италии в американской кампании в Ираке Романо Проди обещает точно лишить Берлускони власти на выборах в мае 2006 года.
Судя по всему, пошатнулась решимость участвовать в коалиции под флагом США в Ираке и у правительства Нидерландов. Послав в Ирак 100 своих морских пехотинцев, правительство премьер-министра Яна-Питера Балкененде после взрывов в Мадриде находится под усиливающимся давлением голландской общественности, напуганной перспективой широкомасштабных террористических атак против своей страны, особенно в районе Роттердама – самого активного морского порта планеты. В свете этого обозреватели несильно удивились, когда в ходе своего недавнего визита в США премьер Балкененде в ответ на выраженную президентом Бушем надежду, что голландские войска останутся в Ираке после 30 июня, сухо ответил, что этот вопрос "входит в компетенцию правительства и парламента Голландии".
Даже такой "верноподданный" союзник США, как Польша, проявляет элементы неуверенности в правильности своей безоглядной поддержки Вашингтона в Ираке. Не так давно президент Польши Александр Квасневский признал, что был "введен в заблуждение" по поводу оружия массового поражения в Ираке. Правда, затем в телефонном разговоре с Бушем Квасневский поспешил заверить своего американского коллегу, что польские войска останутся в Ираке "так долго, как понадобится". Однако и польская общественность все менее склонна поддерживать участие своей страны в нелегитимной с точки зрения международного права оккупации Ирак. По данным опроса общественного мнения, проведенного недавно вашингтонским исследовательским центром Пью, положительная оценка США среди поляков за последние полгода упала с 80 до 50 процентов.
Даже самый ближайший европейский союзник Вашингтона британский премьер Тони Блэр, хотя и сидит пока довольно прочно в своем кресле, однако, несомненно, тоже понес немалый политический ущерб. Активное участие в американской "большой лжи" по поводу несуществовавшего иракского оружия массового поражения вряд ли сойдет Блэру с рук. Большинство британцев уже испытывает глубокое недоверие к его правительству, и, как предполагают некоторые эксперты, Блэр может вполне сойти с дистанции раньше желаемого им срока.
Все прочие участники "коалиции желающих", за исключением Грузии, готовой "без всяких условий стоять до конца рядом с Великой Америкой", пока выжидают и между делом вытягивают из Вашингтона обещания дополнительных финансовых или политических льгот и прочих преференций. Особенно это характерно для Украины, жаждущей поддержки США своим надеждам на скорейшее "вливание" в НАТО и ЕС. Но и в таких странах имеются влиятельные противники дальнейшего увязания в кровавом иракском болоте, что вполне может на ближайших выборах сыграть свою роль.
В этом свете у Вашингтона, столкнувшегося с реальной угрозой скорого развала "коалиции желающих" в соответствии с известным "принципом домино", есть только один выход: как можно скорее вывести из Ирака те войска, которые иракцы считают оккупантами, и передать всю ответственность и полномочия по нормализации ситуации в Ираке в руки ООН. Только в этом случае операция по восстановлению мира в этой стране станет законной и получит шансы на широкую международную поддержку.
В противном случае Вашингтону придется и дальше играть (причем не на своих условиях) в известную игру "Слабое звено". При этом в финале игры США вполне могут стать не победителем, а как раз последним "слабым звеном" в Ираке. К сожалению, от этого проиграет не только Америка, но и все международное сообщество. Победа в законной войне с международным терроризмом невозможна, если под ее прикрытием фактически ведется не имеющая ничего общего с международным правом война против иракского народа.