Игры с предсказуемым концом
Крым. Путь к конфликту
Украинские власти, стараясь показать положительные результаты своей деятельности за годы существования независимой Украины, обычно ставят себе в заслугу отсутствие межнациональных конфликтов. И действительно, на Украине удалось сохранить межнациональный мир, благодаря, однако, не политике властей, а давней традиции мирного сосуществования двух наиболее многочисленных этносов, населяющих Украину – украинцев и русских. Но там, где славянский мир на территории современной Украины соседствует с миром мусульманским, а именно в Крыму, ситуация в межнациональных отношениях чревата весьма серьезными осложнениями.Начавшееся в конце 1980-х годов массовое возвращение крымско-татарского населения на свою историческую родину из мест, куда оно было депортировано по приказу Сталина в 1944 году, приняло стихийный характер, проходя к тому же в условиях общего упадка украинской экономики, при отсутствии финансовых ресурсов, достаточных для обустройства репатриантов.
Если украинское и русское население Украины пассивно восприняло падение своего жизненного уровня после провозглашения независимости, то крымские татары, сталкиваясь с неблагоприятными условиями жизни в Крыму, ведут активную борьбу за свои права, используя при этом все доступные средства.
В последние несколько месяцев возобновлена печальная практика самозахватов земель крымскими татарами. Так, в середине июля крымские татары захватили одно из пустующих полей совхоза-завода "Гурзуф" в городской черте Ялты и потребовали выделить землю репатриантам. 26 августа группа крымских татар захватила участок земли в поселке Симеиз (Большая Ялта), переданный в постоянное пользование компании "Крымболгарюгсервис", и установила там 50 палаток. Находящиеся в палаточном городке около 120 человек требовали выделения крымским татарам земельных участков на территории Большой Ялты. Случаи силового присвоения земли множатся с каждым днем.
Руководит действиями крымских татар Меджлис крымско-татарского народа – особый национальный орган управления, который, не имея правового статуса, заставляет считаться со своими требованиями официальные власти Крыма и Украины, настойчиво добиваясь исключительных привилегий для крымских татар, противопоставляя крымских татар остальному, прежде всего славянскому населению полуострова.
Ильми Умеров, член президиума Меджлиса крымско-татарского народа, заместитель председателя Верховного совета Крыма в газете "Авдет" от 12 июня 2003 г. так высказался о целях крымских татар: "Сегодня перед нами все отчетливее встает наша... цель – национальная государственность. Я не буду... углубляться, в каком виде она должна появиться – в качестве суверенного государства или национальной автономии в рамках Украины. Хотя мне кажется, что именно второй вариант является наиболее приемлемым для нашего народа… С 1991 года в Крыму действует система меджлисов – органов национального самоуправления крымских татар. Меджлисы в будущем могли бы стать хорошим "полигоном" для подготовки специалистов для нашей будущей автономии".
Для финансирования крымско-татарских национальных органов самоуправления И.Умеров предложил создать национальную систему добровольного налогообложения, суть которой состоит в том, что каждый крымский татарин облагается налогом в размере 1 гривны в месяц, создается специальная Крымско-татарская Казна и комиссия из самых уважаемых представителей крымско-татарского народа, призванная следить за правильным расходованием этих средств. Таким образом, если сейчас в Крыму проживает 262 тысячи крымских татар, это даст ежемесячно 262 тысячи гривен, которые можно будет использовать на обеспечение деятельности меджлисов. "А главное, – подчеркнул И.Умеров, – каждый крымский татарин почувствовал бы свою сопричастность к крымско-татарскому национальному движению, что очень важно для национального воспитания".
Нерешенные социальные проблемы создают благоприятную почву для распространения среди крымских татар идей исламского фундаментализма. По словам вице-президента Фонда "Стратегия-1" Михаила Гончара, несмотря на то, что сейчас деятельность исламских фундаменталистских центров в Крыму не имеет опасных масштабов, она таит в себе потенциальную долговременную угрозу. На полуострове уже действуют проповедники ваххабистского толка, распространяющие среди крымских татар специальную литературу. В Крыму появились представители радикально-экстремистской организации "Хизб-ут-Тахрир", что вызвало беспокойство даже у руководителей Меджлиса, которые опасаются, что могут не выдержать конкуренции с ваххабитами и ситуация выйдет из-под контроля Меджлиса. Ожидать, что украинские власти в обозримом будущем поднимут жизненный уровень населения, в том числе и крымских татар, не приходится, а это значит, что у экстремистских группировок будет существовать достаточный резерв для пополнения своих рядов.
Надежды многих жителей Украины на обретение жизненного благополучия в возникшем на развалинах СССР независимом украинском государстве, оказались иллюзорными, и ныне в большинстве своем украинцы и русские пребывают в состоянии глубокой деморализации, озабоченные прежде всего вопросами выживания на индивидуальном уровне. В то время, когда восточные славяне по существу утратили свою историческую государственность и при сохранении существующего положения обречены на постепенное, но неуклонное вымирание, крымские татары, наоборот, получили шанс взять реванш – вернуть свою государственность, утраченную в XVIII веке, и восстановить свое господство в Крыму.
Украинские власти, стараясь ослабить русский фактор на Украине, и в частности в Крыму, где особенно сильны пророссийские настроения, склонны расценивать крымских татар как противовес русским и поэтому сквозь пальцы смотрят на явно противозаконные действия части экстремистски настроенных крымских татар, а украинские "национал-демократы" открыто симпатизируют этим экстремистам, видя в них силу, ориентированную против русских, не задумываясь над тем, что мусульманский экстремизм представляет угрозу и для живущих в Крыму украинцев.
Хотя сейчас в сравнении с русскими и украинцами крымские татары находятся в меньшинстве, время работает на них, потому что численность крымских татар на полуострове растет как за счет их возвращения из мест депортации, так и за счет естественного прироста. По темпам естественного воспроизводства крымские татары опережают все другие национальные группы в Крыму.
Кроме того, преимущество крымских татар над славянами обусловлено более высоким уровнем организации и политической активности, готовностью к решительным действиям для достижения своих целей.
И когда экстремистски настроенные лидеры крымских татар от требований выделения им земельных участков перейдут, наконец, к требованию предоставления национальной автономии, а затем, не исключено, и полной независимости, что останется делать в этом случае украинским властям? Удовлетворить данное требование или прибегнуть к применению силы?
Поскольку местные крымские власти по своей слабости не могут, а по вечному желанию ловить рыбку в мутной воде и не хотят предпринимать что-либо для ограничения самоуправства экстремистов, этот вопрос приходится решать из Киева. Председатель Всеукраинского объединения "Наследники Богдана Хмельницкого" Леонид Грач направил не одно обращение Генеральному прокурору Украины Святославу Пискуну, мобилизовал членов Комитета по организованной преступности и коррупции Верховной Рады. В этих обращениях, в частности, подчеркивается, что в настоящее время как никогда обострилась межнациональная ситуация в Крыму. Автономия при неумеренности национал-радикалов и попустительстве властей все быстрее движется навстречу конфликту.
"После мартовских выборов в 2002 году новой властью, вставшей на путь обслуживания интересов национал-радикалов, упразднен Совет аксакалов в Верховном Совете Крыма, много сделавший для укрепления в Крыму уз межнациональной дружбы и гармонизации межконфессиональных отношений. В то же время, власть закрыла глаза на провоцирование межнационального кризиса радикально настроенным и незаконно действующим меджлисом крымских татар. Требуя исключительных привилегий для крымских татар, меджлис тем самым противопоставляет один народ всем остальным народам, проживающим на территории Крымского полуострова", говорится в письме за подписью Л.Грача.
Председатель Всеукраинского объединения "Наследники Богдана Хмельницкого" считает, что беспрецедентные самозахваты земель (в том числе и заповедных) на Южном Берегу Крыма, в Судакском регионе, идут по нарастающей. Практически в форме ультиматума продолжается возня экстремистов вокруг Воронцовского парка в Симферополе и ставится вопрос о строительстве мечети. Можно говорить о преднамеренной эскалации напряженности со стороны национал-радикалов и играющей в поддавки с ними как республиканской, так и Бахчисарайской, Судакской, Симферопольской, Ялтинской местных властей. А это в свою очередь ведет к взрыву всей политической, межэтнической ситуации в автономии.
В очередной раз противозаконные действия местных должностных лиц целенаправленно создают проблему вокруг сохранения православной христианской святыни – Свято-Успенского мужского монастыря в г. Бахчисарае, полагает Л.Грач. По требованию экстремистов из незарегистрированного бахчисарайского меджлиса на заседании исполкома было решено передать на рассмотрение сессии городского совета вопрос об отмене решений 2000 и 2001 годов, на основании которых монастырю был выдан государственный Акт на право пользования землей. Отмена госакта опасна не только для Православия в Крыму. Подобный расклад событий ведет к крупному гражданскому конфликту.
В результате этих обращений в Крым выехала специальная бригада Генеральной прокуратуры Украины, которая уже применила законные меры в отношении некоторых должностных лиц. Однако "вожди" крымских татар, как известно, пользуются неприкосновенностью по национальному признаку, поэтому до ликвидации глубинных причин проблемы еще далеко…
Между тем своей политикой, направленной на разобщение украинцев и русских, при одновременном потворстве незаконным действиям экстремистски настроенной части крымских татар, украинские власти сами загоняют себя на путь, так или иначе ведущий к потере Крыма. Ведь межнациональный конфликт в Крыму станет удобным поводом для вмешательства внешних сил, заинтересованных в установлении своего присутствия в данном регионе.
Если Соединенные Штаты не могут непосредственно вмешаться в чеченский конфликт, происходящий на территории Российской Федерации, так как РФ все еще остается ядерной державой, и это приходится учитывать, то, как отметил даже президент Украины в заголовке своей недавно выпущенной книги "Украина – не Россия", с Украиной в случае конфликта в Крыму разговор будет другой.
В принципе автономистские и тем более сепаратистские устремления части крымских татар отвечают геополитическим интересам Соединенных Штатов, поскольку обособление Крыма под эгидой крымских татар позволит окончательно нейтрализовать русский фактор в Крыму. А если процесс такого обособления приобретет конфликтную форму, США получат предлог для прямого вмешательства. Как США улаживают подобные конфликты, можно было видеть на примерах Боснии и Косово. Заметим, что в обоих этих случаях США выступали на стороне мусульман против славян. Надо полагать, что экстремистски настроенные лидеры крымских татар тоже обратили на это внимание.