Их оружие – страх
Терроризм сегодня оказывает на общество огромное психологическое воздействие
Трагические события 23-26 октября 2002 года в Москве еще раз продемонстрировали, что человечеству противостоит изощренный и жестокий противник. Бросив вызов цивилизации, он применяет против нее необычные, "асимметричные" способы борьбы.За этими словами скрывается преступная деятельность организаций и групп, ставящих перед собой цель подорвать устои современного общества. В арсенале террористов – убийства, взрывы, похищения людей, угон самолетов и захват заложников. Мишенью для них стало прежде всего гражданское население.
Дискуссия в обществе после штурма театрального центра на Дубровке поставила множество вопросов. Вопросы эти непростые. Но без ответа на них мы не сможем обеспечить безопасность государства и общества, а значит жизнь и здоровье своих родных и близких. Так называемые "правозащитники" и "либералы" опять отпетых убийц и негодяев представляют нам этакими "робин гудами", борцами за свободу и справедливость.
Мы это уже проходили. Буденновск и Кизляр, Первомайское и Каспийск, Москва и Волгодонск – вот скорбный список мест преступных деяний террористов. Тысячи жизней ни в чем неповинных людей на совести тех, кто прикрывается святой для каждого из нас идеей защиты родного очага. Сегодня нужно понять, что нам противостоит не регулярная армия, соблюдающая законы и правила ведения войны, не партизаны, защищающие родную землю от иностранного захватчика. Мы противостоим тем, для кого религиозные заблуждения стали оправданием насилия над людьми, дали им право казнить и миловать по собственному желанию, топтать ежесекундно человеческую мораль и закон божий.
Идеологи терроризма не скрывают, что их цель – убедить как мусульман, так и европейцев, что они вовлечены в битву не на жизнь, а на смерть, в неистовый конфликт цивилизаций. Новоявленные пророки утверждают, что война с Западом есть борьба света и тьмы, борьба добра против зла. В рамках подобной псевдорелигиозной риторики некоторые "независимые" арабские средства массовой информации (в частности, спутниковый канал "Аль-Джазира") демонстрируют записанные на пленку выступления террористов-смертников и их лидеров, сцены глумления над трупами "неверных" и моменты совершения террористических актов. Подобные видеосюжеты дублируются и на ряде сайтов в Интернете.
Всем нам объявлен джихад. Ведется он не только в горах Кавказа, пустынях Афганистана или палестинских поселениях в секторе Газа. Он идет и за наши умы и сердца. В этой борьбе главным оружием новоявленных "борцов за веру" стал террор, а это значит страх, который, по убеждениям террористов, должен нанести сокрушительный удар по нашему образу жизни.
Сегодня терроризм оказывает на общество огромное психологическое воздействие благодаря множеству факторов. Прежде всего, он не следует законам и обычаям ведения войны, а потому с ним очень трудно бороться обычными средствами. Во-вторых, террористы действуют тайно и могут нанести удар в любом месте без предупреждения. В-третьих, террористические методы позволяют слабо подготовленным в военном отношении странам и организациям нападать на более сильного противника. В-четвертых, террористы и их сторонники открыто и безнаказанно эксплуатируют возможности современного демократического общества для проведения пропагандистских кампаний и других акций подрывного характера.
Убийства невинных людей не являются для террористических организаций самоцелью. Главное для них вызвать страх и чувство беспомощности. После "успешного" террористического акта террорист может объявить, что последует новая атака. Цель в данном случае ясна: породить новый страх, и тем самым нанести удар по устоям жизни общества, изменить взгляды людей на возможности государства обеспечить их безопасность и гарантировать соблюдение основных гражданских прав. Вспомните, с каким ужасом мы ждали возможных повторных взрывов в Москве в 1999 году, как опасались что теракт на Дубровке всего лишь первое звено в цепи кровавых событий в столице. Прошлогодняя трагедия в США оставила след в жизни американского общества. Достаточно вспомнить существенное расширение полномочий американских спецслужб в их повседневной деятельности.
В Соединенных Штатах Америки и Израиле до 2001 года акцент делался на противодействие боевикам радикальных исламских группировок на Ближнем Востоке (ХАМАС, Хезболла и др.), которые ставили перед собой ярко выраженные политические задачи, и требовали, прежде всего, собственной легализации, а также общественного признания целей их борьбы. Логика действий террористов, с которыми столкнулось человечество сегодня, совершенно иная. Такие террористические организации как "Аум Синрике" или "Аль-Каида" действуют в большей степени под влиянием своих харизматических лидеров, которых мало заботит проблема общественного признания и собственной легитимности. К ним ни в коей мере нельзя применять модели рационального поведения: боевики "Аль-Каиды" фанатично верят в то, что их "борьба" радикально изменит ход истории, а они сами подлежат только ее суду.
Поэтому особое место в тактике действий террористов отводится смертникам. Такая форма терроризма приобрела особую "популярность" из-за возможности совершения террористических акций с максимальной точностью по месту и времени. Кроме того, подрыв террористов-смертников моментально оказывается в поле зрения мировых информационных агентств. Своими поступками камикадзе пытаются продемонстрировать решимость своих организаций вести бескомпромиссную борьбу, а также вызвать у населения чувство беспомощности перед подобной угрозой собственной безопасности. Сейчас много спорят, являлись ли женщины-чеченки в театральном центре в Москве смертницами. Представляется, что главное заключается в другом. Важно, что идейные вдохновители Бараева и его банды заранее планировали пропагандистский и психологический эффект от подобной акции.
Таким образом сегодня терроризм представляет собой своеобразное международное подполье, главную угрозу современному обществу, своего рода идеологическую оппозицию ему. В данном контексте тактика ведения переговоров с лидерами наиболее умеренных фракций экстремистских организаций не только не срабатывает, а в отдельных случаях является недопустимой. Это общепринятая международная практика. Об этом должны знать те, кто сегодня ратует за немедленные переговоры с Масхадовым, Закаевым и им подобными.
Современные террористы научились активно использовать ресурсы, предоставляемые информационным обществом в своих интересах. Интернет применяется террористическими организациями для конспирации, вербовки добровольцев, обучения тактике террористических действий, а также пропаганды своих идей.
Так, с середины 1990-х годов дискуссии о "конфликте цивилизаций" исчезли со страниц газет в мусульманских странах и переместились в относительную свободу киберпространства. Сегодня "Аль-Каида" придает особое значение ведению психологической войны в сети. Самым известным сайтом этой организации стал alneda.com, над которым работает большая команда профессионалов. Несмотря на то, что его регулярно закрывают (13 мая в Малайзии, 13 июня в Техасе, 25 июня в Мичигане), он вновь и вновь возобновляет свою работу на других адресах.
Очевидно, что некоторые контртеррористические действия требуют значительной подготовки, времени и средств. Но, как показывают события в Москве, обществу и государству нельзя экономить на идеологическом и психологическом противодействии терроризму. Перед нами должна стоять фундаментальная задача – разрушить базовый принцип терроризма: "цель оправдывает средства". Именно он позволяет экстремистам брать на вооружение практику террора.
Как показывают социологические исследования в странах, которые столкнулись с террористами, население в своем большинстве поддерживает государственную деятельность по их уничтожению. Это во многом объясняется тем, что в самом терроризме содержится психологический механизм саморазрушения: террористические методы дискредитируют тех, кто к ним прибегает, связывают террористов с криминалом и жестокостью. Тем самым это явление само по себе побуждает население искать защиту у государства.
В этой связи необходимо постоянно работать с людьми в этом направлении, что требует от государственных органов подготовки долгосрочных образовательных программ на основе критики национального шовинизма и расизма, пропаганды веротерпимости. Для эффективного противодействия террористам в информационной сфере необходима долгосрочная государственная политика. Мероприятия в этой области требуют серьезных инвестиций и политической воли, особенно в вопросах работы с гражданским обществом и общественным мнением. Кроме того, не мало в данном вопросе зависит и от гражданской позиции представителей независимых СМИ.