
"Имарат Кавказ" – угроза России
Источник терроризма как мотивированного насилия с политическими целями
Концепция создания на Северном Кавказе шариатского государства под названием "Имарат Кавказ" является воплощением сепаратистско-террористической идеологии радикального ислама – ваххабизма. "Имарат Кавказ" - угроза территориальной целостности Российской Федерации, источник терроризма как мотивированного насилия с политическими целями через запугивание людей, нагнетание страха в российском обществе.В "Военной доктрине Российской Федерации" отмечено, что терроризм в современных условиях является основной внутренней угрозой для страны. По этому показателю Россия занимает 14-е место в списке из 197 стран, расположившись между Филиппинами и Суданом.
В свою очередь президент РФ Дмитрий Медведев подчеркивает: "Самой большой внутренней угрозой России является терроризм и нестабильность на Северном Кавказе". При этом следует отметить, что террористические группировки на Северном Кавказе объединены единой сепаратистско-террористической идеологией радикального ислама – вероучением "ваххабизма", что делает борьбу с ними гораздо более трудно выполнимой задачей, чем борьба с бандитами без всякой идеологии.
Основу вероучения "ваххабизм" составляет требование всестороннего проведения в жизнь принципа тавхида (единобожия). Особая опасность ваххабизма заключается в том, что он проповедует строгое деление людей на правомерных мусульман и кафиров –"неверных" (не являющихся якобы полноценными людьми) и обязывает всех мусульман вести против "неверных" священную войну – джихад.
Среди исламистов Северного Кавказа имеет широкое хождение концепция обвинения в неверии и отходе от мира, которая позволяет объявить джихад также и мусульманам, не поддерживающих сепаратистов. Отсюда широкое применение насилия в отношении этнических мусульман, работающих в государственных силовых структурах. Полицейские в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии – одна из главных мишеней террористов.
Консолидация приверженцев радикального ислама Северного Кавказа на религиозной основе позволяет преодолевать одну из главных проблем Кавказа – многочисленные противоречия между представителями разных национальностей: аварцами, даргинцами, лезгинцами, ногайцами, карачаевцами, черкесами, балкарцами, кабардинцами и др. Другими словами, перевод сепаратизма в исламско-религиозные рамки позволил задействовать потенциал религиозных экстремистов всего Северного Кавказа, а не отдельной республики, как, скажем, Чечни времен генерала Джохара Дудаева. Кроме того, это позволило привлечь кадровый и финансовый ресурс таких террористических организаций, как "Аль-Каида", с которой сепаратисты Кавказа имеют долгосрочные и расширенные связи. Все это значительно повысило возможности для действий радикальных террористических движений на Северном Кавказе.
Практическим воплощением сепаратистско-террористической идеологии радикального ислама является создание на Северном Кавказе единого образования – исламского государства по законам шариата, полное название которого: "Исламское государство Имарат Кавказ". По определению Верховного Суда РФ "Имарат Кавказ" является террористической организацией, угрожающей территориальной целостности РФ, так как его стратегической целью является отделение Северного Кавказа от России и создание в этом регионе независимого шариатского государства посредством насильственного свержения конституционного строя и отмены действующего на его территории российского законодательства.
По мнению же создателей "Имарата Кавказ", "основанием для провозглашения Исламского государства стала безусловная обязанность мусульман перед Аллахом установить на подконтрольных территотоиях Закон Аллаха – шариат. Главой "Имарат Кавказа" на всей его территории, "амиром (главнокомандующим) моджахедов Кавказа" и "предводителем джихада" объявил себя Докку Умаров. Умаров призвал своих сторонников к войне не только против России, но и против всех "неверных".
В настоящее время "Имарат Кавказ" представляет собой сепаратистско-террористическое подполье, охватывающее территорию Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии-Алании и части Ставропольского края. Ударной силой "Имарата Кавказ" являются вооруженные отряды боевиков, действующие в горно-лесистых районах региона.
Организационно "Имарат Кавказ" представляет собой иерархическую структуру, где амиры (лидеры) вилайятов (территорий) назначаются и подчиняются амиру Докку Умарову, которому они приносят баят (клятву верности). Сама структура организации определена омрой (указом) Умарова и построена по сетевому принципу. Есть четкое разделение на вилайяты (регионы), границы которых почти везде совпадают с административными границами Северо-Кавказских республик. Каждый вилайят, в свою очередь, разделен на фронты – зоны ответственности амиров местного уровня.
Различные группы (джамааты), составляющие движение "Имарат Кавказ", объединены единой религиозной идеологией и методами вооруженной борьбы против российской государственности на Северном Кавказе, местных органов власти и российских силовых структур. Основными формами действий бандгрупп, входящих в состав "Имарата Кавказ", являются террористические акты, обстрелы и подрывы, а также иные акции устрашения населения, представителей власти и духовенства. В подавляющем большинстве случаев жертвами боевиков становятся сотрудники силовых структур, российские военнослужащие, сотрудники спецслужб.
В последнее время боевики в своей практике не делают различий между русскими силовиками (то есть "неверными") и местными полицейскими-мусульманами, которых считают предателями, "муртадами". Во время актов террора страдают и люди, абсолютно не имеющие отношения к органам власти. Исламисты считают, что члены семей полицейских и других представителей власти могут уничтожаться вместе с ними, поскольку добровольно остаются с ними, а значит, поддерживают их позицию и их работу. Истинный мусульманин, по их мнению, должен отказаться от таких родственников. Те же, кто случайно гибнет при атаках террористов, по их мнению, станут шахидами и попадут прямиком в рай.
Нередко мирные граждане подвергаются и целенаправленным нападениям террористов. Подобные теракты Докку Умаров одобрил в специальном видеообращении, в котором, в частности, отметил: "Если нам запрещено убивать этих граждан, так называемых мирных жителей, которые обеспечивают армию и ФСБ своими налогами, которые поддерживают эту армию своим одобрительным молчанием, если таких людей считать мирными жителями, то я не знаю, по каким критериям это оценивается".
В апреле 2009 года Докку Умаров объявил о воссоздании джамаата "Риядус-Салихин" ("Сады праведных") – отряда террористов-смертников, в свое время созданного Шамилем Басаевым. С участием этих боевиков уже совершен ряд кровавых терактов, в которых погибли десятки людей, в том числе таких терактов, как уничтожение здания РОВД г. Назрани, взрыв в аэропорту Домодедово.
Террористы, руководимые Докку Умаровым, используя методы насилия, преследуют цель добиться, прежде всего, психологического эффекта, посеять чувство страха, растерянности в правительстве и среди населения и тем самым создать условия для достижения своей главной политической цели – разрушения государственных основ федеральной власти на Северном Кавказе.
"Имарат Кавказ" представляет для России угрозу не только в виде диверсий и терактов. Значительная часть россиян подвергается идеологической обработке, направленной против российского государства и собственных сограждан. "Братьев и сестер в исламе" призывают "сплотиться вокруг "Имарата Кавказ" и его амира", который "после развала русни (то есть, России), станет центром нового государства".
Джихадисты считают всю Россию (а не отдельные ее территории с преимущественно мусульманским населением) землей, на которой должен быть построен халифат, и призывают сделать это насильственными методами. В этой связи Докку Умаров отмечал, что одной из целей джихада "Имарат Кавказ" является не только отделение от России, но и объединение с мусульманами в Астраханской области, Татарстане и на Урале. А это означает, что джихад выходит за региональные пределы Северного Кавказа, переносится на другие регионы России и появление моджахедов становится возможным в любое время и в любом месте, и уж, как минимум, в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах.
Более того, как отмечает известный американский эксперт по Северному Кавказу профессор Гордон Хан, "исламское подполье на Северном Кавказе представляет серьезную угрозу безопасности не только России, но также Европе и США". Профессор Гордон Хан предупреждает власти США о том, что Америка и ее представители за рубежом могут стать объектами атаки террористов "Имарата Кавказ" и призывает США к более открытому и масштабному сотрудничеству с Россией в ее борьбе с джихадистами на Кавказе. 26 мая 2011 года государственный департамент США признал "Имарат Кавказ" террористической организацией.
Не осталась в стороне и ООН. В соответствии с решением Совета Безопасности ООН от 28 июля 2011 года государства-члены ООН обязаны безотлагательно ввести в отношении "Имарата Кавказ" режим санкций, предусматривающий замораживание всех принадлежащих данной организации финансовых активов и прекращение предоставления любого содействия, включая поставку оружия, финансовых ресурсов и т.д. Упомянутые санкции распространяются и на информационный орган "Имарата Кавказ" - Интернет-ресурс "Кавказ-центр", основной сервер которого расположен в Стокгольме (Швеция). Но власти Швеции по непонятным причинам не торопятся выполнять требование Совета Безопасности ООН.
Идеологи мусульманского фундаментализма сегодня находятся в стадии наступления. Анализ свидетельствует, что даже вяло текущая диверсионная война террористов на территории страны крайне опасна, поскольку направлена против ее целостности, уносит людские жизни, отвлекает значительные средства, подрывает экономическое развитие, общественный прогресс, веру людей в будущее, в завтрашний день. В настоящее время зона действий террористов в значительной степени переместилась на территорию Дагестана.
Конечно, федеральные контртеррористические структуры тоже не бездействуют. Борьба с террористами на Северном Кавказе ведется, причем борьба бескомпромиссная – на уничтожение бандитов. Но, к сожалению, это их не останавливает: на место уничтоженных в лес приходят новые боевики. Как отметил в одном из видеообращений Докку Умаров, "никаких проблем с пополнением отрядов новобранцами они не испытывают". И это, пожалуй, главная проблема в борьбе с терроризмом на Северном Кавказе. Признал это и вице-премьер правительства РФ – полномочный представитель президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин, который отметил, что проблема состоит не в количестве боевиков, и даже не в том, что их ряды пополняются взамен уничтоженных, а в том, что "средний возраст террористов помолодел до 18 лет".
В этом контексте заслуживает внимания вывод эксперта Романа Илющенко о том, что главной причиной омоложения экстремизма на Северном Кавказе являются вовсе не отсутствие для молодежи работы или каких-то других социальных благ. Причина, скорее, в отсутствии крепкой веры, твердых духовных знаний и убеждений как антиподов, "способных обезвредить сектантскую, ваххабитскую отраву, которую льют в сердца и души молодежи пришлые люди с длинными белыми бородами". На всей территории "Имарата Кавказ", а также на Урале и в Татарстане, где созданы джихадистские сети, осуществляется единая информационная политика по внедрению экстремистских убеждений и пропаганде религиозных идей ваххабизма среди молодежи. В эру Интернета практически весь набор текстов и инструкций по экстремистским вопросам сегодня можно получить не выходя из дома или интернет-кафе. Поэтому нельзя не согласиться с мнением эксперта и о том, что за умы и сердца людей и, прежде всего, молодежи в первую очередь должна вестись борьба в республиках Северного Кавказа. И кто завоюет эти сердца, души людей, тот и победит.
В этой связи особого внимания заслуживает духовное воспитание молодежи, информационно-пропагандистские мероприятия среди молодежи и подростков, повышение их общеобразовательного и культурного уровня. Одним из стратегических направлений противодействия экстремистской идеологии является, безусловно, реализация политики государства, основные направления которой изложены в статье Владимира Путина "Россия: национальный вопрос".
Коллаж Андрея Седых