logo

Хлебные крошки

Статьи

Русская литература
Культура
Украина
Виктор Шестаков

Имел слово, имел право

К 160-летию В.Г. Короленко - писателя и правозащитника

В критических литературных статьях прошлых лет Владимира Короленко нередко изображали апостолом «всечеловеческой любви», сентиментальным певцом жалости и «всеобщего примирения». И надо сказать, его произведения, введенные различными «министерствами образований», способствовали этому ощущению и восприятию писателя, через призму обреченности и депрессивности.

Но это лишь подчеркивает мастерство писателя, умеющего передать эмоции со страниц в сердца. Сам Короленко депрессивностью не отличался, более того, его принципиальность и активность иногда даже вредили ему в полном смысле этого слова.

В жизни совсем небольшого круга людей иногда приходит необходимость или желание заниматься делом не только неблагодарным, но и опасным – правозащитной работой. Сегодня слово «правозащитник» испачкано печатями евро-американских грантов, призванных под личиной правовой защиты граждан дестабилизировать сознание и общественный статус, а то и вовсе –проводить нужные революции, свергать режимы и насаждать своих саакашвили и ющенко.

Владимир Короленко пришел в правовую защиту не по гранту, хотя основы системы он тоже был не прочь «посотрясать», в чем после искренне каялся. Он был переполнен острой необходимостью справедливости, нарушениями которой была переполнена тогдашняя Россия, равно, как и переполнены ими все страны и государства от тоталитарных, до ультра-демократичных.

Короленко уже в студенчестве столкнулся с казавшимися ему нерешенными проблемами социума, а последующее за этим наказание, привело механизм юношеского максимализма в действие и Владимир Галактионович теперь стал пытаться защищать свои и чужие права на профессиональном уровне. Его целями были чиновники-бюрократы, чванливые провинциальные хапуги, уверовавшие в свою непогрешимость. Глазов, Якутия, Томск, Нижний Новгород – вот география правозащитника Короленко, защищавшего и наказанного.
«Нужно уважать человека и его непосредственное человеческое искание правды. Нужно уважать его свободу» - вот слова Короленко, которые могут стать девизом любой правозащитной организации. Главное, чтобы она правдой занималась, а не революциями за доллары…

Первой из наиболее серьезных проблем защиты прав соотечественников, стал голод в Нижегородской губернии в 1891-1892 годах. Именно в это время Короленко хотел он этого или нет, формирует методику действий, направленных на реализацию прав. Главным элементом стала информативность. Проблема голода искусственно замалчивалась чиновниками и Короленко начинает писать в СМИ «сообщения с мест», то есть, занимается формированием общественного мнения. Далее Короленко начинает вести переписку с общественными деятелями и чиновниками, где фиксирует факты правонарушений и просит о помощи. В дальнейшем эта методика была использована им и в году голода 1921 года, и надо отметить – она работала!

Профессиональным правозащитником Короленко стал в ходе т.н. «удмуртского» или «Мултановского дела» - обвинение крестьян удмуртов в ритуальных жертвоприношениях. Дело, действительно было сложным, но на стороне Короленко и его сторонников (Баранов, Жирнов) была не только их личная активность и опыт, но и прогрессивная часть Судебной реформы 1864 года.

Короленко пришел к выводу о необходимости составить подробнейший стенографический отчет, который он и его друзья без устали писали несколько дней. Изучение отчета дало понимание о системе нарушений, и тогда Короленко вновь делает ставку на информативную атаку и печатает материалы дела в «Русском Богатстве» и «Русских Ведомостях», выступает в Юридическом Обществе, Военно-медицинской академии, привлекая к дискуссии врачей, этнографов, юристов и богословов. В итоге его деятельность повлияла на позитивное решение кассационной жалобы. Последнее судебное разбирательство, где Короленко блеснул уже как оратор, решило вопрос, и обвиняемые были оправданы.

Правозащитник Короленко проявил себя и на полтавской земле, в которой ему впоследствии придется упокоиться. В Сорочинцах произошел бунт, приведший к массовой гибели людей. 20 человек погибли. Короленко обратил внимание на причину бунта, которую он видел в произволе полиции и чиновников и практически смог взять верх. И опять, в основе его методики – широкая информированность общественности.

Разумеется, Короленко не смог обойти стороной самое громкое дело начала XX века, «дело Бейлиса», после чего своей правозащитной «наднациональностью» не долгие годы заслужил специфическое к себе отношение.

Будучи публицистом и правозащитником Короленко был одним из главных в России сторонников сохранения свободы слова. Именно в этой правовой категории он видел возможность влиять, как на мнение общества, так и на мнение суда. Однако, как человек объективный, Владимир Галактионович признавал, что всякая свобода ограничена ответственностью, которая в государстве есть вещь, не уступающая по значимости свободам.

Его идеалы стали рушиться в годы «обоюдного озверения» и калейдоскопа смены властей. Оказавшись в Полтаве, заливаемой кровью жертв большевистской ЧК, кайзеровских солдат, петлюровских изуверов, белогвардейской контрразведки и просто «неполитических незалежных банд», Короленко отмечал в своих дневниках ужас происходящего в результате «тотального похода к равенству и свободам». Утопия утопала в крови. Но и в этих условиях Короленко остается верным своим принципам. «Пусть будет ответственность по суду! Не надо насилий и мести!», - кричал он на полтавских митингах. Его с удовольствием внимательно слушали, а после шли мстить и убивать. Время правозащиты кончилось, пришло время личного авторитета, и Короленко ходит в ЧК, контрразведку, охранку и просит, просит за знакомых и незнакомых, спасая многие жизни. Он до самой смерти, даже вкусив постреволюционного разочарования, оставался сторонником правды и права.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie