Интеграционные сомнения в Бишкеке
Ставка на большие донорские деньги
В Киргизии после полосы активности вновь наступил период сомнений: стоит ли торопиться с вхождением в Таможенный союз? Премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев заявил о том, что вступление страны в ТС откладывается до следующего года, хотя в планах значились иные сроки – конец этого года. Объяснил он этот шаг тем, что вопрос до сих пор изучается правительством, и на это понадобится время. К декабрю только успеют изучить все выгоды и потери от вступления в ТС, и будет закончен проект «дорожной карты», как заявил заместитель министра экономики Олег Панкратов.
Примечательно, что в тот же день глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский встречался в Москве с послом Киргизии Болотом Джунусовым. Во время беседы, как сказано в пресс-релизе киргизского посольства, руководитель ФМС РФ заявил, что «Россия поддерживает присоединение Кыргызстана к единому рынку труда в рамках Таможенного союза».
…Впервые Киргизия официально изъявила о желании вступить в ТС в 2011 г. С тех пор специально созданный правительственный орган занимается изучением проблемы. Судя по всему, в правительстве никак не могут определиться и вовсе не потому, что до сих пор нет внятных рекомендаций от специалистов. Истинная причина может быть несколько иной.
В те же дни, то есть 9-10 июля, в Бишкеке проходила международная конференция доноров, в которой принимали участие представители ООН, Евросоюза, Европейского банка реконструкции и развития, Азиатского банка развития, Всемирного банка, европейских и азиатских стран, а также США, которые были представлены сотрудниками ЮСАИД. В состав делегации России входили Сергей Сторчак, заместитель министра финансов, и Алексей Лихачев, заместитель министра экономического развития, а также представители миграционной и таможенной служб, Министерства финансов и Министерства экономического развития.
Киргизское правительство, организуя данную конференцию доноров, ставило одну задачу – привлечение финансовых средств «на развитие страны». Министр экономики Темир Сариев заявил, что в национальную стратегию устойчивого развития включено 77 проектов, на реализацию которых до 2017 г. понадобится 7,4 млрд. долларов. Эта сумма равна примерно двум годовым бюджетам республики.
В свою очередь, вице-премьер-министр Тайырбек Сарпашев отметил, что «в 2010 г. на реализацию проектов было привлечено 369 миллионов долларов, с 2011 г. – 374 миллиона». Если сравнить с суммой, которую озвучил министр экономики, получается, что Киргизии на ближайшие два года нужно в 20 раз больше, чем освоено. Другой вице-премьер Джоомарт Оторбаев рассказал собравшимся о достижениях республики в экономике, позитивных шагах по привлечению инвестиций из-за рубежа, новых прогрессивных законах, направленных на улучшение инвестиционного климата. Отдельно стоит отметить, что цифры и сроки, представленные киргизскими чиновниками, разнились между собой.
Все эти «выставочные» аргументы были нивелированы заявлением главы миссии МВФ в Киргизии Кристиана Беддиса, который напомнил собравшемся, что страна зависит от добычи золота, которое занимает в денежном выражении 40% от всего экспорта страны, и денежных переводов трудовых мигрантов из России, общая сумма которых равняется почти половине годового бюджета государства. Свою ложку дегтя добавил и посол Швейцарии в Киргизии Лоран Ги, который сказал, что туриндустрия страны, которая является одной из бюджетообразующих, может предложить лишь «дикий туризм».
В свою очередь, заместитель министра финансов России С. Сторчак обратил внимание международных доноров на необходимость строгого контроля за расходованием выделенных средств. Он сказал, что Россия будет участвовать в реализации проектов национальной стратегии развития Киргизии, прежде всего, в энергетике. «Но властям нужно быть внимательными к рискам, связанным с прогнозированием роста показателей, связанным с данными проектами. Мы бы хотели попросить многосторонние международные институты помочь властям КР вовремя отследить последствия реализации проектов в тех или иных аспектах», – заявил российский чиновник.
Особо стоит отметить высказывание управляющего директора Европейского банка реконструкции и развития по региону Турции, Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии Оливье Декампа, который считает, что «руководству Кыргызстана надо предугадать, какие последствия будут для бизнеса страны, если страна вступит в Таможенный союз».
Собственно, цель многих участников донорской конференции очевидна – «отговорить» Киргизию от вступления в Таможенный союз. Необходимо отметить, что такие настроения проповедуются и многими политическими силами внутри страны. Позиции противников интеграции в парламенте и правительстве достаточно сильны. Видимо, уповая именно на эти силы, ЮСАИД заказал и профинансировал разработку «Руководства по экспорту швейной и трикотажной продукции в страны Таможенного союза» в рамках своей Программы по местному развитию.
Также вовсе неслучайно появление накануне и в дни проведения конференции многочисленных «антиинтеграционных» публикаций, в том числе и в правительственной прессе. Население пугают перспективами утраты политического суверенитета в результате «экспансии» Москвы. Типичным можно назвать высказывание экономического эксперта и члена Бишкекского делового клуба Азиса Абакирова, который заявил: «Я считаю, что это крайне невыгодная позиция для вступления в Таможенный союз. Тут много различных факторов, но прежде всего встает вопрос суверенитета… Это уже не экономический проект, скорее политический».
В качестве альтернативы участию Бишкека в евразийской интеграции подаются межгосударственные отношения на двусторонней основе (хотя одно другому не мешает). Следует отметить, что в СМИ после удачно проведенных переговоров с украинской, польской, японской делегациями возникло даже некое чувство эйфории. Но партнеры, чьи представители участвовали в бишкекской конференции доноров, раскошеливаться не торопятся. Никаких вожделенных 7-8 млрд. долларов Киргизия не получила. Евросоюз обязался выделить безвозмездную помощь в размере 20 млн. евро на реформирование системы образования, Япония обещала выделить 2,1 млн. долларов на обучение и переподготовку госслужащих в своих вузах, другие и того меньше.
Был подписан ряд документов между правительством Киргизии и зарубежными донорами, которые представляют собой «договоры о намерениях» на незначительные суммы. В целом их «стоимость» составила 49,3 млн. долл. Никаких инвестиционных проектов по этим договорам не предусмотрено. Фактически киргизские власти, кроме слов поддержки их стратегии развития, мало что получили. Ставка на большие донорские деньги не оправдалась.
В этом контексте более реальными видятся действия, предпринимаемые Россией. За несколько дней до начала форума российское правительство одобрило проект межгосударственного соглашения о сотрудничестве в транспортировке в Киргизию природного газа, согласно которому предусматриваются инвестиции «Газпрома» в газовую отрасль страны. Как сообщают официальные источники, Министерству энергетики РФ поручено подписать документ, проработав вопрос «до конца июля».