Инвестиционная привлекательность Приморья будет прирастать
наукой и культурой
Директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов Юрий Авдеев рассказал о своем видении экономических перспектив края
Инвестиционная привлекательность Приморья будет прирастать наукой и культурой, а для привлечения трудовых ресурсов властям придется позаботиться о повышения уровня жизни в крае. Об этом корр. РИА PrimaMedia сказал директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук Юрий Авдеев.
- Юрий Алексеевич, как вы оцениваете демографическую ситуацию в Приморье?
- Статистка показывает, что воспроизводственная база в крае становится все уже и уже, девочек становится меньше, чем матерей. На 100 женщин приходится 70 – 80 рожденных девочек, и эта тенденция меняется с годами лишь в худшую сторону. Таким образом, в структуре населения Приморья нет прироста, и, похоже, что точку невозврата мы давно прошли. Чтобы изменить ситуацию, на каждые 100 женщин должно приходиться не менее 200 девочек, что не менее фантастично, чем пенсия в тысячу долларов для россиян.
Одним из государственных инструментов, призванных побудить матерей к деторождению, считается программа, дающая право на получение определенной суммы при рождении второго и последующих детей, так называемый "материнский капитал". Но в Приморье этот инструмент не даст ожидаемого эффекта, потому что здесь уже почти некому рожать детей. Уменьшение населения в Приморье и на Дальнем Востоке происходит уже не за счет миграции, уезжать просто некому, а за счет естественной убыли населения. Поэтому для Приморья вопросы демографии неотделимы от вопросов миграционной политики. Краю нужны молодые люди, которые приедут сюда, чтобы создать семью и родить детей. Захотят ли молодые россияне ехать в сегодняшнее Приморье, это большой вопрос, - сказал эксперт.
- То есть, по вашему мнению, Приморский край нуждается в переселенцах и трудовых мигрантах?
- В своем послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин совершенно справедливо отметил, что Россия нуждается в притоке новых сил, нуждается в умных, образованных, трудолюбивых людях, которые не просто хотят здесь подработать и уехать, а хотят переехать, обосноваться в России. Для Приморья, которое традиционно испытывает дефицит рабочих рук, как, впрочем, и другие регионы Дальнего Востока, это, безусловно, очень положительная тенденция. Но нельзя быть уверенными в том, что новые россияне выберут Приморье в качестве постоянного места жительства. Край находится примерно в третьем – четвертом десятке рейтинга городов России по уровню благополучия. Мы сегодня видим, что в Приморье стремятся неквалифицированные рабочие из стран Средней Азии, а квалифицированной рабочей силы почти нет.
- А разве нельзя решить проблему за счет внутренней миграции или привлечения ресурсов из Китая?
- Мы упустили момент, когда можно было удержать на юге Дальнего Востока людей, выезжающих с постоянного места жительства из районов Крайнего Севера. Мы не использовали и ситуацию при подготовке к саммиту АТЭС, когда фактически отказались от привлечения к строительству объектов молодых специалистов, выпускников местных ВУЗов. Речь идет о тех молодых людях, которые учились за рубежом и получили там опыт работы в крупных компаниях, и кто-то из них хотел бы вернуться сюда, но они оказываются невостребованными. Только в Приморском крае таких от семи до 10 тысяч человек. Что касается стран-соседей, мы уже практически потеряли возможность привлекать на работу в Приморье трудовые ресурсы из Китая, где средняя зарплата уже намного превышает ту, которую могут предложить местные предприниматели.
- Может быть, программа переселения соотечественников поможет решить демографические проблемы Приморья?
- Это программа не дала ожидаемых результатов, по ней за пять лет в край приехало лишь несколько тысяч человек. Я был автором первоначального варианта программы, написанного для администрации Приморского края. В основу моих предложений была положена идея привлечь в край огромную армию тех русских или русскоговорящих соотечественников, которые проживают в других странах, но готовы вернуться в Россию на определенных условиях. А таких, по моим подсчетам, около 25 миллионов человек. Но вопрос заключается в том, куда их пригласить, где в Приморье созданы приемлемые условия для их жизни и работы? Программа формировалась в 2007 году, в этот период уже стала актуальной тема подготовки края к саммиту АТЭС, и мне виделось, что переселенцы смогут найти себе применение на строительстве объектов саммита, а впоследствии в структурах, создаваемых в области транспорта, нефте- газо- химии, в приграничной торговле и модернизированном сельском хозяйстве. Была надежда, что ежегодно в край будет приезжать около трех тысяч человек, таким образом, за десять лет число переселенцев могло бы превысить 10 тысяч человек. Но ничего этого не произошло! Самое лучшее, что мы смогли предложить переселенцам – работа в отдаленном селе за пять семь тысяч рублей, без жилья и каких-либо перспектив. Сегодня в край в рамках программы переселения приезжает не более тысячи человек в год, причем не всегда нужной квалификации. В последнее время в программу включают выходцев из Средней Азии, которые просто не могут сами найти себе работу.
Необходимо отработать механизм переселения и приглашать только тех, кто нам нужен. Чиновники на словах поддерживают этот подход, но на деле пока не могут создать привлекательные для мигрантов условия жизни. Кроме того, надо учитывать то обстоятельство, что если создать хорошие условия для жизни и работы только для приезжих, это может не понравиться местному, коренному населению и привести к конфликту. Значит, нужно поднимать уровень жизни в целом по региону, а это пока непосильная для властей задача.
- Что же может привести к изменению ситуации?
- Ситуация в Приморье не измениться, пока не изменится восточная политика правительства России. Об этом, кстати, неоднократно заявлял нынешний президент страны Владимир Путин. Речь должна идти о развороте экономики России на Азиатско-Тихоокеанский регион. Причем именно всей России, а не только регионов Сибири и Дальнего Востока. Экономический потенциал этих регионов незначителен и вряд ли кого-то интересует в соседних странах. Разговоры о природных богатствах Востока России не меняют ситуацию, поскольку эти ресурсы практически недоступны и наше государство ничего не делает, чтобы обеспечить их доступность. То, что мир не может обойтись без наших ресурсов – заблуждение. Китай, Индонезия, Индия, Австралия располагают достаточными запасами природных ресурсов и доступность этих ресурсов там значительно выше.
- Насколько Приморский край сегодня привлекателен для инвестиций?
- Восточная политика России неразрывно связана с инвестициями. Ожидания, которые мы связывали с саммитом АТЭС, были в значительной степени ожиданием притока инвестиций, но, к сожалению, эти надежды не оправдались. Вместо того, чтобы привлечь к строительству фирмы Японии, Кореи, Китая, мы сделали ставку на Тихоокеанскую мостостроительную компанию и ЗАО "Крокус Интернешнл". Исключение составили только те виды работ, которые просто никем не выполняются в России, например, производство вант для моста. В результате на острове Русском появились строения, далеко не оригинальные в смысле архитектуры и технологий, а наш регион остался без обученных кадров и налаженного международного сотрудничества. Наверное, у правительства были определенные причины для отказа от международного сотрудничества при подготовке к саммиту, но, на мой взгляд, это было стратегическим просчетом.
- Сейчас много говорят о развитии туризма. Это на самом деле привлекательный бизнес в отношении привлечения инвестиций?
- Туризм - это отрасль, способная к развитию на основе сравнительно небольших инвестиций, дающих скорую отдачу. Но ставку надо делать не на приезжих экспертов, не на внешние туристические компании, а на тех, кто уже сегодня вкладывает деньги в развитие туризма в Приморье, кто без помощи государства создал ту, пусть скромную инфраструктуру, которой сегодня располагает край. Дайте этим людям возможность реализовать свои проекты, обеспечьте их дорогами, электроэнергией, кадрами, дайте им землю, обеспечьте транспортную доступность объектов и безопасность туристов – и туристическая отрасль края заиграет всеми цветами радуги, и где-то в глухой тайге появятся гостиницы под управлением мировых брэндов туристического сервиса.
- Каким вы видите развитие острова Русский?
- Сегодня звучит много предложений о развитии острова Русский как новой городской территории Владивостока, но все они, на мой взгляд, строятся на повторении пройденного. Мэр Владивостока предлагает перенести туда деловой центр города, краевая администрация видит территорию острова как зону жилищного строительства, московские эксперты проектируют развитиетуризма. Все это неплохие проекты, он они не для Русского, который является во всех отношениях уникальным местом.
Моя идея, которую я изложил в записке к президенту России Владимиру Путину, заключается в создании на острове зоны международного сотрудничества и международных коммуникаций. Открыв на острове представительства 20 иностранных государств и 20 российских городов, мы сможем на этом небольшом участке суши создать уникальную инновационную площадку. Кстати, нечто подобное намеревался создать бывший губернатор Московской области Сергей Шойгу в Домодедово.
- Какие еще направления, кроме туризма, могут быть перспективными для развития Приморья?
- Значительную роль в повышении инвестиционной привлекательности Приморья надо отвести культуре. Привлечь в край 11 миллионов туристов в год, как планирует губернатор Приморья Владимир Миклушевский – задача непростая. И решить ее только с опорой на имеющиеся в крае туристические ресурсы, даже с учетом игровой зоны в бухте Муравьиной, будет довольно трудно, а может быть и невозможно. А вот если открыть в Приморье филиалы Эрмитажа, Русского музея, Третьяковки, Пушкинского музей, да еще и расположить эти экспозиции в фортах Владивостокской крепости – это привлечет туристов. Русская культура, которая и сегодня остается признанным мировым брендом, может и должна стать приоритетным направлением развития территории. Открытие в Приморье мощного федерального университета дает базу для развития русской культуры, а интерес к ней со стороны жителей стран АТР с каждым годом только возрастает.
- На Дальнем Востоке и в Приморье сосредоточен значительный научный потенциал. Можно ли его использовать для привлечения инвестиций?
- Да, безусловно, и здесь я бы назвал два направления: развитие космических технологий и освоение Тихого океана. Именно эти направления, на мой взгляд, способны стать наиболее значимыми и перспективными для иностранных инвесторов. В области космических исследований Россия на законном основании должна и может находиться на первом месте. Окончание строительства космодрома "Восточный" не только даст мощный импульс развитию производительных сил регионов Дальнего Востока, но создаст новое направление международного сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии, которые сегодня стремятся к выходу в космос. Что касается освоения Тихого океана, то здесь мы тоже можем претендовать на роль лидера, имея в своем активе передовые разработки дальневосточных ученых в области биоресурсов, освоения шельфа, технологий исследования морских глубин.
- Что вы пожелаете приморцам в новом году?
- Уверенности в завтрашнем дне и веры в свои силы. По большому счету наше будущее в наших руках, главное только определить верное направление для приложения сил.