Ираку дали Конституцию, но не свободу
Каким путем пойдет формирование новой формально независимой власти в Ираке, пока сказать трудно
События в Ираке продолжают во многом определять общую палитру мировых новостей, тем более, что в последнее время они тесно связаны с темой президентской кампании в США. Учитывая, что в среднем в Ираке каждую неделю гибнет 10 американских военнослужащих, потребность в хороших новостях из района Персидского залива для администрации президента Буша необычно высока. Не добавили оптимизма американской общественности и крупномасштабные теракты против иракских шиитов, вину за которые население Ирака возложило на своих "освободителей", не способных обеспечить в стране должный уровень безопасности.В этих условиях состоявшаяся 8 марта в Багдаде церемония подписания 25 членами временного Правящего совета Ирака проекта новой Конституции страны была преподнесена пропагандой США как "важный прорыв" в выходе из "иракского тупика". До этого момента церемония откладывалась дважды. В первый раз в связи с серией кровавых терактов в Багдаде и Кербеле, а во второй – из-за возражений представителей мусульман-шиитов Ирака по поводу ряда положений статей проекта Конституции.
Многие обозреватели даже выражали обеспокоенность, что процесс согласования проекта Конституции между различными политическими и религиозными группами Ирака может занять очень продолжительное время. Однако 7 марта представители мусульман-шиитов в Правящем совете заявили, что все-таки поддержат проект новой конституции страны. Местные обозреватели предполагали, что этому предшествовало интенсивное закулисное "выкручивание рук" и давление на лидеров иракских шиитов со стороны сотрудников американской оккупационной администрации Пола Бремера.
Открывая церемонию подписания проекта Конституции, нынешний председатель Временного управляющего совета Ирака Мухаммед Бахр Аль-Улюм провозгласил его "поворотным моментом в истории Ирака, шагом к возвращению полного суверенитета в июне 2004 года и установлению конституционного, многопартийного, единого, федеративного, демократического правления в стране к концу 2005 года". По его словам, новый Основной Закон Ирака формально прекращает оккупацию Ирака и возвращает суверенитет иракскому народу 30 июня текущего года. Под аплодисменты присутствующих Улюм и другие члены совета один за другим подписали документ, лежавший на антикварном столике, когда-то принадлежавшем королю Фейсалу I, первому монарху независимого Ирака.
Проект Конституции подтверждает единство Ирака, предоставляет равные права всем иракцам, невзирая на их религиозную и этническую принадлежность; признает ислам в качестве главной религии государства и основы его законодательства; утверждает федеративный принцип устройства государства; гарантирует справедливое распределение доходов от природных богатств Ирака; предоставляет гарантии возвращения в страну лиц, лишенных при прошлом режиме иракского гражданства или вынужденно покинувших его. Кроме этого, временная конституция признает также важную роль женщины в строительстве нового Ирака, ее активное участие во всех сферах жизни общества и подтверждает ее равные права с мужчинами.
Временная конституция содержит лишь общие принципы государственного устройства нового Ирака после формальной передачи власти американцами 30 июня 2004 года, а решение важных вопросов будет оставлено органу, который будет сформирован путем всеобщих выборов в начале 2005 года. Временная конституция Ирака считается весьма прогрессивной по стандартам региона. Формально она сочетает в себе уважение и к традициям ислама, и к принесенным на штыках западных "освободителей" либеральным демократическим ценностям.
Однако, по мнению местных наблюдателей, споры вокруг текста Конституции заметно испортили общее впечатление, продемонстрировав отсутствие доверия между шиитским большинством с одной стороны и суннитским и курдским меньшинствами с другой, опасающимся, что вся власть в новом Ираке попадет в руки шиитов. Со своей стороны и представители шиитов во главе со своим духовным лидером аятоллой Али Систани заявляют, что у них остаются претензии к тексту Конституции. Спорными считаются, в частности, вопросы, касающиеся статуса закона шариата, роли женщин, функционирования курдской автономии, а также предлагаемые в проекте основного закона формы государственного управления Ирака.
Эксперты также указывают на особую позицию курдов в отношении будущего нового иракского государства. В период переговоров о проекте Конституции активисты ряда курдских организаций организовали на севере Ирака сбор подписей под петицией о проведении референдума по вопросу о том, оставаться ли Иракскому Курдистану в составе единого Ирака или создать независимое курдское государство. По утверждению инициаторов проведения референдума, им удалось собрать более 1,7 миллиона подписей в его поддержку. И хотя оккупационным властям пока удалось убедить курдов не поднимать этот вопрос, они вряд ли успокоятся и, скорее всего, проблема "восстановления исторической справедливости" в отношении курдского народа еще даст о себе знать.
К тому же многие наблюдатели считают, что, одарив Ирак временной "демократической" Конституцией, Вашингтон не спешит с восстановлением реального суверенитета Ирака. Хотя официально 30 июня текущего года власть в стране будет передана "иракскому народу" в лице переходного правительства, это правительство будет фактически назначено оккупационными властями. К тому же американские войска, как уже объявил Пентагон, останутся в Ираке как минимум до конца 2005 года. Более того, в прессе США уже появились статьи, в которых заявляется о том, что власти Ирака вряд ли смогут обеспечить надежную безопасность районов добычи нефти, а, следовательно, американские и союзные войска должны охранять иракские нефтяные месторождения неопределенно долгое время. Все это наводит на предположения, что уходить из Ирака американцы будут еще очень долго.
Разрекламированные в Вашингтоне планы передачи власти в Ираке "в руки самих иракцев" вызывают заметный скепсис и в руководстве Организации Объединенных Наций. Так, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил, что провести выборы в Ираке до передачи власти Соединенными Штатами 30 июня не представляется возможным, а всю ответственность за это фактически возложил на США, которые единолично определили эту дату. Пока неизвестно также, в какой степени ООН примет участие в формировании переходного правительства, к которому формально перейдет власть в Ираке летом текущего года.
Международные наблюдатели обратили внимание на то, что администрация Джорджа Буша, ранее называвшая ООН не иначе "как бесполезный дискуссионный клуб", недавно обратились к руководству этой организации с просьбой подготовить несколько предложений по организации политического будущего Ирака после того, как планы Вашингтона встретили ожесточенное сопротивление шиитских лидеров страны. Например, представители США хотели навязать Ираку формирование нового правительства по американской модели, предусматривающей назначение правительства выборщиками, однако шиитское большинство Ирака потребовало принятия принципа прямого голосования.
Как полагают обозреватели, посланник ООН в Ираке Лахдар Брахими будет рекомендовать проведение прямых выборов в этом году или в начале 2005 года. А это может означать отказ от первоначального плана назначить переходную иракскую администрацию к концу июня. Вашингтону и его союзникам придется еще определять структуру и функции того исполнительного органа, которому будет передана власть над Ираком. Возможно, это будет расширенный вариант назначенного американцами нынешнего Правящего совета Ирака или что-то наподобие афганской "лойи джирги" – всенародного собрания.
Если американцы пойдут по первому варианту, то из этого вряд ли получится что-либо хорошее, поскольку данный орган не пользуется уважением большинства иракцев, одновременно частенько вызывая раздражение руководителей западной коалиции. В пользу всенародного собрания говорит тот факт, что, чем шире будет представительство в новом органе власти, тем большей законной силой будет он обладать.
Каким путем пойдет формирование новой формально независимой власти в Ираке, пока сказать трудно. Однако очевидно, что на этот процесс будут прямо влиять перипетии избирательной кампании в США и ситуация с безопасностью в самом Ираке. Администрация Буша связывает с принятием временной Конституции Ирака и официальной передачей власти в иракские руки большие надежды, рассчитывая, что это изменит в глазах иракского населения имидж США как оккупационной державы и ослабит активность сил сопротивления, которое войскам коалиции пока никак не удается подавить.
Основной проблемой здесь будет то, насколько временная Конституция и новая "собственная" власть придется по душе иракскому народу, стремящемуся к полному восстановлению своего национального суверенитета и независимости. Пока же большинство иракцев полагает, что, дав Ираку новую Конституцию, оккупационные власти не вернули ему свободу.