Искусство выживания принадлежит народу
Продолжение цикла «Почему не состоялась российская Калифорния?»
1. Почему не состоялась российская Калифорния?2. Бросок Российской империи на Дальний Восток
3. На сопках Маньчжурии. Желтороссия
4. Что общего между Желтороссией и Новороссией?
5. Комсомольцы-добровольцы
6.Последний советский бросок на Дальний Восток
Современная Россия обладает двумя уникальными преимуществами, характерными для индустриальной эпохи: самым протяженным в мире пространством и минеральными ресурсами. Однако использование географического пространства (11,5 % площади Земли) как коммуникационного ресурса так и не вышло из стадии деклараций. А в последнее время вообще появился соблазн, что достаточно с помощью газопроводов и нефтепроводов возродить величие державы.
В докладе Программы ООН по человеческому развитию северная Норвегия в шестой раз названа лучшей страной для жизни человека. Девиз норвежцев — «ресурсы принадлежат народу», а девиз россиян, несмотря на несметные природные богатства, — «искусство выживания принадлежит народу». И если бы ООН опубликовала рейтинги самых богатых природными ресурсами и олигархами стран, где народ вечно борется за выживание, то Россия заняла первое место в мире. Как образно отметил писатель Василий Аксенов: «Аморально богатая страна».
Советская сверхдержава, по мнению английского историка Джеффри Хоскинга, была внутренней колонией, эксплуатирующей в первую очередь русских: «Номинальные правители империи — русские — на деле оказались рабочим скотом и пушечным мясом имперской экспансии». Советская мощь была куплена ценой колоссальных жертв со стороны русского народа. В «империи наоборот» номинальная метрополия ущемлялась и дискредитировалась в пользу периферии, а русское ядро – в пользу этнических меньшинств. Поэтому не случайно, советская идентичность, носителем которой были в первую очередь русские, не смогла сохранить единство сверхдержавы. Так же как и существовавшая в начале двадцатого столетия имперская идентичность*1.
Ничего не изменилось и в современной России. В результате цунами бездумной демократии образовался ханско-байский разлом России, который ждет своего часа. Увязнув в 90-е годы в Чечне, Кремль закрыл глаза на коррумпированные режимы в Татарии, Башкирии, Калмыкии, Калмыкии, Дагестане и других автономных субъектах федерации. Образцом для подражания стали не российская провинция, а возрожденная за счет федерального бюджета Чечня и Чукотка Романа Абрамовича.
Известно, что в России не было типичного для многонациональных западных империй разделения на метрополию (национальное государство) и колониальную периферию в качестве донора. Наоборот, колониальный характер расширения Российской империи способствовал формированию системы центр – провинция – пограничье. Как правило, пассионарные люди концентрировались не в заморских колониях, а в столицах и на динамической границе государства (фрондир, «засечные» и другие укрепленные линии). Происходило перераспределение материальных и духовных (пассионарных) сил из центра и провинции в пограничье. Многовековой исход из исторического ядра Московской Руси землепроходцев, казаков, ссыльных, раскольников и старообрядцев, репрессированных и раскулаченных, целинников и романтиков обескровил центральные районы, которые незадолго перед распадом СССР пришлось объявлять «новой» зоной освоения Нечерноземья, что уже само собой было предвестником беды.
Постсоветская Россия осталась не просто без исторического пограничья, но и лишилась в одночасье значительного потенциала пассионарности — 25 млн. русского зарубежья и 100-миллионов русскоязычного населения. По сути, можно говорить о российском и полицентричном зарубежном полюсах пассионарности русской нации*2.
В постсоветском пространстве русское зарубежье стало новым полюсом пассионарности наряду с внешними источниками духовности и историческими рубежами становления России. Внешний и внутренний полюс пассионарности создают энергетику высокой интенсивности, эмоционально-ценностного мышления через страстную ностальгию.
Несмотря на разгул российской демократии, публикации на тему будущего страны оказываются маргинальными по отношению к официальным СМИ. Телевиденье задыхается от загула жиреющего телешоу со светскими «львицами» и пошлым юмором, отупляющим сознание. Преимущественно в Рунете можно обнаружить обсуждение жизненно важных для страны проблем.
В частности, были опубликованы тезисы доклада заместителя директора Института прикладной математики РАН профессора Георгия Малинецкого о перспективах развития Российской Федерации «Страна входит в критическое десятилетие»: «Альтернативой ускоренному инновационному развитию страны может быть только ее распад. Если мы не переломим нынешних тенденций, …нас уже ничто не спасет. РФ не сможет быть даже сырьевым придатком развитого мира». Армия находится в критическом состоянии, обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство — в упадке. Единственный спасительный ресурс – «изменение умов», если говорить языком Конфуция. Все техническое - второстепенно.
За двадцать лет застоя «демократического» после «золотого» коммунистического застоя семидесятых и разрушительной перестройки Россия катастрофически отстала от цивилизованного мира. По существу страна деградировала в течение жизни целого поколения. А её площадь не только уменьшилась в два раза, но и сместилась на северо-восток, две трети территории России занимает вечная мерзлота. Из-за природно-климатических условий снижается конкурентоспособность страны, увеливаются расходы на рабочую силу, социально-производственную инфраструктуру и жилье. Положение, при котором Россия, производя всего 1% глобального валового продукта, владеет 30% всех мировых богатств, не вечно: «Подобные страны долго не живут!».
В докладе отмечается, чтобы двигаться по инновационному пути, России необходимо сформировать новую «повестку дня». Для этого потребуется совершенно новый государственный аппарат, где чиновников с непреодолимым стремлением к казнокрадству сменили бы управленцы-менеджеры нового уклада. Нужна новая светская идеология и ценности, воодушевляющие национальную идею. Её основные положения:
духовное выше материального, общее выше личного, справедливость выше закона, будущее выше настоящего и прошлого.
Для реализации инновационного пути развития, прежде всего, нужна политическая воля, направленная не на имитацию российской действительности, а созидательную деятельность.
Примитивизация российской действительности проявилась в демографической политике. Стоит только дать государственные пособия, российские женщины начнут рожать и страна возродится. Колебания рождаемости, как отмечает профессор МГУ А.И. Алексеев*3, связана с демографическими «волнами». В ближайшее десятилетие в возраст максимальной рождаемости вступает малочисленное поколение 90-х годов, когда рождаемость упала вдвое. Поэтому никакая демографическая политика не сможет сохранить суммарные высокие показатели рождаемости. Кроме того, в ближайшем десятилетии увеличивается численность лиц пенсионного возраста — поколения, родившегося во время послевоенного «бэби-бума».
Это подтверждает осенний доклад Программы ООН по человеческому развитию, согласно которому по качеству жизни Россия находилась перед мировым финансовым кризисом в 2007 году на 71, а Украина на 85 месте. Численность населения России с 1993 года снизилась на 6,6 млн. человек, а к 2025 году сократится еще на 11 млн. человек. Причины более половины смертей россиян в возрасте от 15 до 54 лет вызваны неумеренным употреблением алкоголя. В результате средняя продолжительность жизни российского мужчины составляет около 60 лет – на 14 лет меньше, чем у жителей Европейского Союза. Уровень смертности в России сопоставим с экваториальной Африкой. Россия занимает по естественной убыли населения третье место в мире после африканской Ботсваны и Украины. Главные причины высокой смертности среди россиян – экономические проблемы и массовый алкоголизм.
Алкоголизм и наркомания заменили в России идеологию. Только под «кайфом» можно ощутить на время «светлое» настоящее в стране олигархического капитализма. При этом в первую очередь, вымирают не «россияне», а прежде всего русский народ.
Трагична судьба пассионарных людей, в первую очередь русских и украинцев, российских казаков, которые верой и правдой служили своему отечеству на Дальнем Востоке. И были за свободолюбивый сибирский дух вытравлены за пределы Родины. Вначале они оказались в Маньчжурии, но и там после окончания Второй мировой войны их достал карающий меч Москвы. И возвращение на Большую родину для многих стало дорогой в лагеря ГУЛАГа. Или оставалась дорога в интернациональный (в прошлом) Шанхай и далее по всему миру. Где русские не только выжили, но и заняли достойное место в новом доме от американской Калифорнии до Австралии и Новой Зеландии.
Олигархическая Россия под руководством единой партии «сытых медведей» (миллионеров-чиновников) не возродит страну. Российская власть вновь выбрала «быструю езду» в географическом пространстве, где как писал Гоголь «не успевает означиться пропадающий предмет». Забывая, что бесу легче всего вновь разгуляться не на тесном Западе, а на бескрайних российских равнинах, если Россия не возродится в духе, а тупо будет рыскать на «тройках» по евразийским просторам. Преодолеть пространство можно только в духе, наполненном творческой созидательной энергией.
Только тогда Россия сможет реализовать уникальные преимущества самого протяженного в мире пространства и богатства его недр и забыть об искусстве вечного выживания. Только тогда по совокупности параметров геополитической мощи государство способно будет не только оказывать влияние на многие процессы в международных отношениях, но и создать достойное человека качество жизни.
*1 Соловей Т., Соловей В. Несостоявшаяся революция. — М.: Феория, 2009.
*2 Дергачев В. «Страна вечной беременности» Российское многомерное коммуникационное пространство. — Родина. Российский исторический журнал, 1999, № 1.
*3 А.И. Алексеев Рецензия на Избранны труды Б.Ц. Урланиса. — Вопросы философии, 2009, № 4.