Иванишвили не дает поводов для оптимизма
Победа оппозиции на парламентских выборах в Грузии
Победа оппозиции на парламентских выборах в Грузии вовсе не означает автоматического улучшения отношений между Москвой и Тбилиси. Конечно, размораживания абхазского и югоосетинского конфликта в ближайшее время ожидать не стоит. И все же, участники московского политклуба "Росбалта" сошлись на том, что даже на восстановление правительством Иванишвили дипломатических отношений с Россией рассчитывать вряд ли приходится.Развитие российско-грузинских отношений сегодня ограничено массой факторов, значительная часть которых не во власти ни Москвы, ни Тбилиси. Однако именно они могут стать определяющими при формировании новой стратегии взаимоотношений обновленного грузинского правительства и их российских коллег. В частности, директор Центра политической информации Алексей Мухин отмечает, что во время парламентской предвыборной кампании и действующим президентом Михаилом Саакашвили, и лидером победившей коалиции Бидзиной Иванишвили была роздана масса социальных обещаний. Однако экономика Грузии не является, по его мнению, сегодня самостоятельной величиной. "Это напоминает человека, который ходит в банк, чтобы показать соседям, что он хранит там деньги, а на самом деле пьет там бесплатный кофе", — иронизирует политолог.
По его мнению, для грузинских товаров по-прежнему закрыты и европейский и американский рынки, а российский уже потерян. Своим западным союзникам Тбилиси и при Иванишвили, по его мнению, сможет предложить разве что участие в трубопроводных проектах и оказание услуг на случай начала большой войны в регионе, например, против Ирана.
Однако трубопроводные проекты, по независящим от грузинского руководства причинам, сейчас неактуальны. Потребность в них резко упала в связи с экономическим кризисом. Война же пока не развязана.
Между тем завышенные социальные ожидания граждан Грузии новая власть должна оправдывать, а средств на это как не было, так и нет. "Иванишвили не сможет вытащить страну из экономический ямы", — уверен Алексей Мухин.
В свою очередь военный обозреватель Александр Гольц среди нерешаемых проблем называет, в частности, взаимоотношения Грузии с Североатлантическим альянсом, которые достанутся новому грузинскому правительству по наследству от соратников Михаила Саакашвили. "Проблема в том, что Саакашвили говорил о возможности вступления страны в НАТО, а это даже теоретически невозможно", — уверен эксперт. Уже хотя бы потому, что Грузия в обозримой перспективе никаким образом не сможет удовлетворить требования Альянса к новым членам.
Поэтому неразрешимый узел взаимоотношений с НАТО будет довлеть и над политикой нового правительства. Мог бы помочь выбор "украинского варианта", то есть "намек на отказ от идеи вступления в НАТО", при сохранении четкой заявки на европейскую интеграцию, поскольку это успокоило бы Москву, уверен эксперт. Однако, анализируя соответствующие заявления потенциального грузинского премьера Бидзины Иванишвили, Гольц делает вывод, что тот не готов к дистанцированию от Североатлантического альянса.
Наконец, директор Института политических и социальных исследований Черноморско-каспийского региона Владимир Захаров утверждает, что уже в ближайшее время в регионе может начаться большая война. Разумеется, против Ирана. И это может радикально изменить весь расклад сил в регионе, повлиять на экономику и политику не только Грузии, но и соседних стран. И тогда все остальные фактор двусторонних отношений.
Правда, Александр Гольц уверен — до Нового года никакой войны не начнется, несмотря на громкие алармистские заявления. Равно как и Грузия вряд ли станет базой для ведения военных действий против Ирана уже хотя бы потому, что стратегически не подходит для этого.
Зато, вне зависимости от ситуации вокруг Ирана, будут сохраняться замороженными югоосетинский и абхазский конфликты. В Грузии нет ни одного политика, который мог бы предложить хотя бы мелкие уступки по этому вопросу, не превратившись изгоя общества. В России тоже некому идти на уступки. Такой потенциал мог бы быть только у Владимира Путина, но он не был бы самим собой, если бы отступился от своих прежних решений и заявлений по вопросу независимости признанных Россией самопровозглашенных республик.
Таким образом, все ранее существовавшие в отношениях с Россией, НАТО и США проблемы, несмотря на смену правительства в Грузии, в этой стране сохранятся. Причем к ним может добавиться еще и фактор обманутых ожиданий: как социальных, так и политических. Так что даже при Бидзине Иванишвили большой удачей на первых порах будет, если российско-грузинские отношения не испортятся еще больше.
Ну и, наконец, никто из участников Политклуба не рискнул уверенно сказать, что борьба за власть в Грузии закончилась хотя бы на ближайшие месяцы. Алексей Мухин, конечно, выразил надежду, что грузинская правящая элита сможет обойтись без открытых конфликтов и новых репрессий — на этот раз против соратников Саакашвили. А сам действующий президент, который должен покинуть свой пост только в 2013 году, не попытается искусственно обострить ситуацию в стране, чтобы вернуть власть и избавится от оппозиции.
Но даже если ситуация пойдет по позитивному сценарию внутри Грузии, на отношениях с Россией это отразится слабо. "Прогноз пессимистический: все останется так, как есть и "прорывов" в ближайшее время не предвидится", — заключает Александр Гольц.