logo

Хлебные крошки

Статьи

История
История

Избранные страницы российской истории

Сентябрь в хронике России

Сентябрь для России (по новому стилю) – это в первую очередь, как выстраивает память, Бородинское сражение. По военным правилам это была "боевая ничья". Но полководцы не любят "ничьих". Та и другая сторона вольна приписывать победу себе. Что всегда и делали. Правда, поздним вечером 7 сентября Наполеон, послав в Париж депешу о победе, сказал окружающим его маршалам: мол, французы в этот день достойны были победы, а русские – звания непобедимых. И все-таки ближе к истине оказался Кутузов, который как бы заглянул в завтрашний день, ведь последующее продвижение "двунадесяти языков" на Восток, в глубь России, было инерционно. Оно закончилось в центре Москвы, чтобы вскоре, еще до того как выпал первый снег, вопреки известному закону Ньютона повернуть вспять.

Кстати, о снеге и о русских победах. После вторжения французов в Россию и его бесславного финала стало, в основном в западных околоисторических кругах, модно говорить о "русском генерале морозе". Эту мысль широко использовала и геббельсовская пропаганда. Но ведь оба величайших вторжения, в 1812 и 1941 годах, начались в самый что ни есть пик лета, с расчетом к концу лета, – в начале осени на Русской равнине, теплой и сухой, победно закончить кампанию. Кто мешал это сделать? "Генерала мороза" за уши не притянешь, а когда он появлялся, живые русские генералы и солдаты успевали так изменить ход кампании в свою пользу, что незадачливому агрессору приходилось волей-неволей кутаться в бабьи платки. Да, названные вторжения, скорее всего, исключения, хотя и сравнительно недавние. Вспомним 1612-й год. Минин с Пожарским освободили Москву в октябре, до холодов. Раньше, в году 1480-м, хан Ахмат, как будто с надеждой на оправдание, все лето и осень промаялся на Угре, и сам с началом ледостава дал деру в степи. Поле Куликово осталось за русскими в жаркий сентябрьский день, а Нева обагрилась шведской кровью в июле 1240 года, и наоборот. Батый начал победное вторжение в Северо-Восточные княжества с приходом зимы. Возможно, Петр и надеялся на хитрость и закаленного "Русского Бога", начиная Северную войну, да шведы тогда оказались хитрее. И сильнее. Зато Полтавское сражение и оба морских – Гангут и Гренгам – император выиграл именно летом. Так что несерьезно приписывать наши победы исключительно "Генералу Морозу". А в подтверждение своего последнего слова привожу в свидетельство Курскую битву. Пример куда как свеж!

В сентябре же началась Вторая мировая война нападением Германии на Польшу. Тогда и СССР подсуетился – занял Галицию и Волынь. И тем заполучил в свои границы почти 10 миллионов природных сепаратистов, сыгравших в конце XX в. решающую роль при распаде Советского Союза. Так на 50 лет Россия получила вожделенное (c 1914 г.) Прикарпатье и потеряла Новороссию и Крым. Отсюда вывод: не всё бери, что плохо лежит, Бог накажет!

Из приятных событий, отмечаемых в сентябре, – окончательное покорение Сибири (1598 год). За 400 лет мы и забыли, что Сибирь на полном серьезе пришлось "покорять". Помнили что-то вроде того, как Кучум, хан Черной Орды со столицей в деревянном городке Сибирь, подкрался тайной тропой, как "тать презренный" к казаку Тимофеечу со странным именем Ермак, который любил почивать в полном боевом доспехе из отечественной брони. Вот и пошел на дно Иртыша. Воевода Воейков "татю" за утопшего казака отомстил, Иртыш вместе с Сибирью прибрал к царевым рукам, чтобы в свое время мы, потомки покорителей, "за так" отдали пол-Иртыша Казахстану. Такие вот коленца игривой Клио, Музы истории. Муза эта в начале сентября 1945 г. распорядилась так, что в Акте о безоговорочной капитуляции Японии стоит и подпись, выведенная кириллицей. По закону. Мы Японии этой всыпали накануне по первое число в Маньчжурии, на Сахалине и Курилах. Интересно, в каком месяце (и когда вообще) мы будем капитулировать перед японской экономикой, уступая ей весь Дальний Восток, а китайцам – отдельные его регионы? Очень интересно для нашей хроники, которую мы решили вести, пока существует газета.

Что мы все о войне да о войне. Давайте о мире. 8 сентября 1382 г. Москва доверчиво отворила кремлевские ворота хану Тохтамышу, видимо, полагая, что за воротами он один. Что за этим последовало – читай летописи и историю для 4-го класса. В тот же день, но 477 лет спустя генерал Барятинский пленил имама Шамиля. Нам бы сейчас так! Шамиль есть (Басаев), да нет подходящего Барятинского. Все князья пошли в расход в 17-м или бежали с Врангелем. Рынок же, призывая капиталистов, в помещиках не нуждается. Долгожданным мирным днем стало 10 сентября 1855 года. Тогда героические русские солдаты и офицеры оставили Севастополь. Вот еще одно поражение, равное победе! Но больше всех, наверное, радовались дошедшие до Города Славы французы. Еще бы, ведь ровно 40 годами ранее Александр I принимал в Париже парад русских войск.

А вот уже без всяких оговорок мирные и светлые события

– 1651 год. Из Санкт-Петербурга в Москву пришел первый поезд;

– 1314 год. Запрещена торговля водкой вплоть до окончания войны (а не объявить ли сегодняшней воодушевленно пьющей России кому-нибудь хотя бы виртуальную войну?);

– 1530 года. Родился Ванечка (потом великий князь Иван Васильевич, потом царь Иоанн Грозный). Но таким он будет потом! А родился 7 сентября невинный, умненький, ласковый мальчик... Еще один царственный мальчик, тоже Ваня, брат Петра, родился через 136 лет. У него не было иоанновского "потом", ибо был он совсем не умненьким и мало прожил.

А вот действительно светлый день – 13 сентября. Сразу три театра открыты с интервалом в 76 и 50 лет начиная с 1756 года: первый (!) в России Александрийский (Санкт-Петербург) и первый частный в Москве (Корша). За 158 лет до этого события некий боярин, вернувшись в свой терем из Успенского собора в Кремле, где венчался на царство безродный Борис Годунов, воскликнул в сердцах (мы предполагаем): "Ну и театр! Сущая комедия!". Так что в России театр всегда был подмостками Истории. Думаю, событием, не окрашенным кровью, можно считать и 14 сентября 1812 года. Тогда, в деревне Фили генеральскому меньшинству во главе с Кутузовым пришла спасительная для России, но очень смелая ввиду ее непопулярности мысль оставить Москву.

Но с этого же дня (1911 г.) начинается и новая черная полоса для нашей страны, пролегающая через сентябрь: убит Петр Столыпин, а значит, неотвратимость грядущей революции нарастает. И ровно – день в день – через 6 лет после подавления мятежа генерала Корнилова Временное правительство провозгласит Российскую Республику. Народ это понял так: режь российскую публику! Народ у нас послушный...

Приятно эту отнюдь, к сожалению, не полную подборку сентябрьских событий закончить тем из них, которое произошло 1141 год тому назад. В деревянном тогда еще городке на Волхове, при впадении реки в озеро Ильмень, появились трое норманнов-варягов, профессиональных кондотьеров, умельцев махать мечами. Да в скалистой неплодородной Скандинавии иное ремесло было неприбыльным. Пришельцы назвались братьями – Рюриком, Трувором и Синеусом. "Что хотите за меч?" – спросили их аборигены из племени словен, склонные к мирному труду. – "Право на полюдье... раз в год". – "Идет, по рукам!" – согласились хозяева реки, озера и окрестных песков. Так пошла Русская земля с присущей ей историей, славной и бесславной, которую, как известно, мы не выбирали, но которая тем не менее наша, творимая нашими руками. В те же сентябрьские дни право на нее подтвердил спустя 518 лет князь Дмитрий, перейдя Дон. В 1839 г. был заложен в Москве Храм Христа Спасителя в память об убиенных уже на другом поле, Бородинском. Сын Божий спасал нас всегда. Мы же его – по идеологии. Что ж, мы всего-навсего люди…

Еще сентябрь – это Суворов (Рымник и Сен-Готард), начало Одессы, также подаренной незалежной Украине, но есть и приобретение – Тверь, "округлившая" Государство Московское. Ее-то, думаю, никому не отдадим, не подарим. Под Москвой, чай!

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie