logo

Хлебные крошки

Статьи

Молдавский разлив
Политика
Ближнее зарубежье

Изменить ситуацию в Молдове

может только естественный апокалипсис

Сегодня охарактеризовать ситуацию в Молдове можно фразой Бориса Заходера: "Что мы знаем о лисе? Ничего. И то не все". Несмотря на это, мнение о происходящем в стране есть у каждого. Представляя вашему вниманию беседу с Артуром Сухих, в большей степени похожую на монолог, хотим подчеркнуть, что до последней буквы он высказал свою личную позицию, не пытаясь задеть, оскорбить или уличить ни одного конкретного человека или группу людей. Данная точка зрения не является чьими-либо ангажированными происками и записана со слов интервьюируемого без редакции и цензуры.


16 октября в Иерусалиме между Молдовой и Израилем было подписано соглашение об укреплении сотрудничества, в рамках которого было указано, что 1000 рабочих, а именно молдавских строителей, получат там работу. Государство сетует на то, что люди массово покидают страну, но одновременно с этим помогает им собирать чемоданы.


Я бы здесь не согласился. Любое государство, насколько я понимаю, должно заботиться о том, чтобы соблюдались все права, в том числе и в области трудовой миграции. Такие соглашения дают гарантию, что твои граждане работают по трудовым контрактам, что за ними есть присмотр, и они не будут где-то замурованы в бетон. Государство должно принимать непосредственное участие в легализации трудовой миграции, поэтому я отношусь к этой новости больше как к позитивной.


Это все очень хорошо, но я по другой причине подняла этот вопрос. Вместо того, чтобы создавать рабочие места в стране, государство предпочитает отправлять своих граждан, пусть даже и легально, хоть куда-то, лишь бы они продолжали обеспечивать страну финансовыми средствами в виде денежных переводов, которые способствуют устойчивому росту ВВП.


Тогда мы не оттуда начали разговор. Если мы хотим затронуть вопрос экономических реформ в республике, то это совсем другая плоскость. Потому что договориться с другой страной о соблюдении норм порядка гораздо проще, а вопросы создания экономической платформы у себя так просто ни с кем не подпишешь. Для того чтобы поднимать экономический уровень и создавать рабочие места в стране, нужно иметь как минимум планы не на четырехлетие, пока у кормушки сидит та или иная власть, а на десятилетия. Причем не просто планы, а концепции экономического развития. Где наша экономическая доктрина, которая не должна меняться, в зависимости перехода власти от одной коалиции к другой? Мы, наверное, еще долго будем к этому топать.


Можем вообще не дойти, потому как вот уедут сейчас 1000 человек работать в Израиль, потом еще куда-то кто-то легально уедет. Большинство ведь из них не возвращается сюда больше, потом они семьи свои забирают.


Вы это знаете, да?


Да, знаю.


Самое страшное, что это знают и те, кто находится у власти.


Значит, фактически они подписывают не соглашение о легальном трудоустройстве своих граждан, а билет в один конец.


Я больше скажу. С конца 90-х и где-то до 2007-2008-го мы наблюдали некий строительный бум, который отчасти, на мой взгляд, был продиктован сливом накопленных денег вот такими вот трудовыми мигрантами. Думая на поколение вперед, в надежде, что завтра-послезавтра в Молдове станет лучше, эти люди покупали квартиры для своих детей, обеспечивая им хоть какое-то будущее. Потом кризис приостановил эту историю. А за последние два года надлом произошел по всем направлениям. Объясняю. Приезжает в Кишинев человек, который 5-10 лет работает в Испании, Португалии или где-то еще. Он идет в магазин, и покупает товары по нереальным ценам, сравнивая эти цены с европейскими. Он наталкивается на этот сервис, на это качество, на грязь вокруг. Иногда он новости включает, Интернет смотрит. Там он видит порой нелепые заявления, продиктованные сиюминутным коньюктурным соображением тех или иных политиков, - у  нас же как - заявления делаются на сегодняшний день. Надо вот ответить этому - отвечаем. Причем обязательно через прессу. Они ведь используют прессу для общения между собой, они при помощи нее "маякуют" друг другу, а народ не может понять, с кем они разговаривают. Население страны все это время предоставлено само себе. Люди живут своей жизнью. О народе вспомнят в конце четырехлетия и позовут на выборы, когда будут сливать бешеные "бабки" на рекламную кампанию, и, может быть, до кого-то дойдет мешок гречки. Тогда те, кто приехал сюда, начинают задумываться, хотят ли они, чтобы их дети продолжали тут свою жизнь. Они понимают, что это все не соответствует тому, о чем они мечтали. Они быстренько успевают сориентироваться и начинают жестко скидывать то, что было куплено для детей. А свои деньги они начинают превращать в недвижимость там, в Европе.


А наше государство, осознавая, что окончательно теряет людей, решает, какие бы еще деньги с них содрать, и придумывает виньету.


Причем, что ездить у нас нет по чему, на самом деле. Я так понимаю, что основные потоки с Европы – это леушенская дорога. Но ее-то 100 км сделали, а все остальное в Молдове – это всего лишь отрезки дорог. Изменения происходят, но по факту нельзя говорить такие вещи, как то, что страна покрыта дорогами. И вот люди понимают, что здесь их уже никто не ждет. Я как-то анализировал ситуацию через призму отчетов международных организаций по демографической проблеме, и при таком течении  обстоятельств нашей стране дается 30 лет на существование. И не по причине политических разногласий и передряг, а по причине демографического коллапса.


Катастрофа заключается в том, что в большинстве своем государство возглавляют толковые, неглупые люди. Хуже, когда ты не понимаешь и делаешь ошибки. По своей сущности я всегда обращаю внимание на те вещи, которые многим кажутся мелочами. Реальный пример: недавно я был на одном из футбольных матчей. Полный стадион, и вроде как люди приходят поболеть за команду, представляющую их страну. Но картина была другая. Так называемый "фан-сектор" был напичкан заготовленными людьми, явно проплаченными и организованными с целью раскачки ситуации на агрессию и призывами к соседнему государству с территориальными претензиями и прочими скандированиями. Кроме футбола, "болельщики" размахивали румынскими флагами при криках "Молдова!" А на противоположной трибуне, раз в 5 больше, сидели украинские болельщики, которые приехали болеть за футбол и за свою страну. Понятно, что ничего раскачать не получилось, понятно, что это методичная интервенция, но непонятно, почему первые лица государства, которые считают себя гарантами устоев конституции и какой-то стабильности, веры граждан в них, присутствуя на этом матче, абсолютно нормально воспринимали такие вещи.


Ну, а что они должны были встать и сказать: "Ну что же вы, граждане, так некрасиво себя ведете, страну позорите"?


Они ничего не должны были делать. Уже все сделано. То, что это все организовано, у нас знают все, но как на это, скажите мне, должно реагировать соседнее государство? И вот именно в таки моменты многие граждане для себя окончательно решают, что все, будущего в этой стране не будет. И поэтому шутка – "кто будет последний улетать, потушите свет в аэропорту" – уже перестает быть шуткой. Я каждый день, проезжая мимо российского консульства и румынского посольства, вижу перед ними толпы людей. Вот это называется "растаскивать кусок земли" в виде человеческих ресурсов. И, упаси бог, все это связывать с какими-то политическими явлениями.


Я считаю, что в Молдове как таковой политики не существует. Существует определенный политический маркетинг, потому что я даже не знаю, кого можно назвать профессиональным политиком. И не один я. Многие компетентные люди не могут назвать ни одного имени. Я думаю, что если бы можно было внедрить механизм внешнего управления этой страной, и здесь во главе угла стояла бы экономическая доктрина, которая была бы краеугольным камнем решения всех вопросов, то думаю, что подавляющее большинство жителей Молдовы проголосовало бы за внешнее управление.


Сегодня явным примером внешнего управления выступает Грузия. Насколько мы понимаем, все, что там происходит, – это американская история. Недавно там состоялись выборы, и к власти пришла оппозиция. Аналитики считают одной из причин проигрыша власти – скандал, связанный с пытками в тюрьмах. Теперь я вспоминаю про Молдову, про "дурлештское" сфабрикованное дело, про парня, который 5 лет отсидел в тюрьме по этому делу. Сейчас уже все об этом знают, но я абсолютно уверен, что никому ничего не будет. Хотя в нормальной стране уже стояли бы демонстрации, и этот факт воспринимался бы как оскорбление граждан.


Выходит, что ближайшие четыре года, пока у власти находится нынешнее руководство, дискутировать на тему светлого будущего нашей страны - все равно что задаваться вопросом, имела ли Франция альтернативу во времена правления Людовика XIV.


Трагедия заключается в том, что при 8 годах правления коммунистов, при всех "за" и "против" (я сейчас не сравниваю, при ком лучше, при ком хуже), подразумевалось хотя бы задать вопрос по факту в лоб: "Что вы 8 лет делали в стране? Отчитайтесь за проделанный период". Нынешняя конфигурация власти даже не подразумевает задать вопрос.


Потому что априори не будет ответа?


Потому что у них всегда будет возможность сказать: "Это не мы".  Ответ всегда будет следующий: "Мы старались, но вот эти..." Люди шли к власти, которую получили, с лозунгами, что они разберутся с хищениями, с рейдерскими атаками, с монопольными схемами на определенных экономических флангах и прочее, и прочее… Народ проголосовал и ждал каких-то процессов. На выходе – ни одного процесса, ни одного уволенного, ни одного посаженного. Просто произошла некоторая рокировка, но все продолжают сидеть в парламенте.


Почему ни одного посаженного – Багирова закрывали.


Я считаю, что эта история – вообще позор Молдовы от начала и до конца. Внешний фактор, конечно, присутствует, но не в лице этого человека. То, что произошло 7 апреля, нам никто и никогда не расскажет. Все это, на мой взгляд, очень удобная конфигурация, которая была поддержана и придумана за пределами этой страны для того, чтобы отстранить одну группу товарищей и поменять на другую группу товарищей. Наверно те, кто был устранен, был не столь сговорчив с планами внешних партнеров на будущее этой страны. Сегодня, на мой взгляд, у власти находятся маркетологи, которые очень хорошо умеют продавать и покупать. Только есть принципиальная разница между товаром и Родиной. К чему моя логика: одним из самых непонятных проявлений в отсутствии гордости за себя был визит Байдена в Молдову. Я, конечно, как гражданин очень хочу, чтобы сюда приезжали, но так, как это было обставлено нашими руками, скорее, напоминало старые истории про туземцев и людей, вышедших с красивого корабля и обменивающих зеркала на жемчужные ожерелья. Почему лидер моего государства делает приветствие в центре своей страны на трибуне с гербом другого государства? Это также режет взгляд, как размахивание румынскими флагами с криками "Молдова!" Нам навязывают эту замену.


К чему в конечном итоге приведет эта топонимика? Какой язык учить детям? Русский? Английский? Немецкий?


Когда какой-то человек затрудняется говорить на английском, ему вспоминают такие слова - "Говорила же тебе мама учить английский". Конечно, надо учить английский. Я также абсолютно уверен, что жители этой страны на базовом уровне должны знать два языка – родной и государственный. И все это должно подаваться не в агрессивной форме, а все-таки через какие-то традиции. Надо все-таки учить человека быть гордым за то, где он родился. В нынешней ситуации мы не можем понять, кто мы, откуда мы, какую историю мы учим. Я абсолютный противник того, что из нас физически выталкивают ту историю, которую прожили наши родители. Любой человек, который передвигается по миру, может заметить, что люди не избавляются от истории: есть памятник Ленину в Хельсинки, есть памятники русским царям в Европе, есть памятник колонизаторам в центре Сингапура. Если улица так называлась, она имела на это право. Постройте еще одну улицу и назовите ее по-другому.  


А использование коммунистической символики сегодня вообще уголовно наказуемо.


Запрет символики, на мой взгляд, не имеет ничего общего с политикой. Это опять же маркетинговые войны. Но опять же - кто запрещает?.. Люди, которые на этом поднялись. Вот это страшнее. И опять же - в глобальном смысле, это все ерунда. Народ как думает? – эти все равно договорятся, они все равно после выхода из здания под названием "Парламент" гуляют на одних днях рождениях, свадьбах, они друг другу нанаши, кумэтры. Да, устраивают они там эти драчки, но все у них будет нормально. К политике это все имеет очень маленькое отношение. Это все чистый распил. Я готов смириться с тем, что к власти придет какой-то индивидуум, и он реально захочет воспользоваться этим шансом роли человека в истории.


Как Сталин?


Это спорно. Есть примеры: Шарль де Голль, Ататюрк, шейхи, эмиры. К сожалению, мне не понятна мотивация людей, находящихся в Молдове у власти. Чем они руководствуются? Они реально декламируют всю дорогу, зная, что этому нищему народу они и в рот положат перед выборами, и в голову засунут через телевизор. Только этого народа будет все меньше и меньше. И самое страшное, что это может произойти на их веку. Если бизнесмен покупает своему ребенку квартиру в престижном доме в Москве, и случайно узнает, что большинство его соседей в этом доме, где недвижимость стоит бешеных денег, семьи молдавских судей. Понятно, такие квартиры куплены на кого-то, не на себя. Отложили, так сказать, личинку. Там положили, еще где-то. Но только не здесь. Там, где тырят, там не откладывают. Мне кажется, что у нормальных людей должна быть какая-то верхняя мотивация – раз мне сегодня история дала возможность руководить этой страной, почему бы не увековечить свое имя в этой истории даже из каких-то личных амбиций. Когда человеку подвластны все ветви власти, и он знает, что ему никто ничего не сделает, и он пришел для того, чтобы реализовать наконец-то все свои детские и юношеские мечты стать начальником и сказать себе "я состоялся", вряд ли он способен думать, что о нем вспомнят через поколение. Он говорит – "я покажу, как можно бороться с коррупцией". Невозможно показать, потому что ты и есть коррупция. Ты – часть системы, и ты систему не поломаешь.


Что же тогда должно произойти, чтобы ситуация все-таки изменилась?


К сожалению, изменить что-то в Молдове может только естественный апокалипсис. Понятно, что, не дай бог, жертвы, но когда ты изучаешь мировую историю, ты не понимаешь, ну что вот с этой ситуацией делать? Я противник того, что моя жизнь зависит от сведения счетов одного человека с другим, притом, что они у власти. Мы, как граждане, являемся жертвами их игр. Сегодня их 101 человек, и в большинстве своем это люди без позиции. От некоторых, правда, разговаривая отдельно, ты слышишь здравомыслящие, нормальные взгляды. Любой из них скажет, что он хочет, чтобы в стране жилось хорошо.


Так почему уже не сделать так, как они хотят?


Для этого надо иметь яйца. Надо встать и сказать: "Ребята, это полная ерунда, чем мы здесь занимаемся". Нет у нас государственника, который скажет: "Я пришел к власти не для того, чтобы тырить "бабки", а для того, чтобы моей стране было хорошо". Через пару лет, на мой взгляд, мы будем иметь огромное количество видеороликов с ремонтом дорог, покажем людям строящиеся дома, в которых никто не живет, и это будет списываться на экономический рост. Никто, идя на выборы, не покажет реальную картину – это не выгодно. Тем более, зачем говорить и показывать реальную картину, когда СМИ контролируемы. Никто не покажет толпы людей, стоящих у посольств. Нет будущего. Я не вижу долгосрочных экономических проектов, заводов, предприятий – ничего нет. Никогда крупный бизнес не зайдет в страну. Нам обещали, что low cost будет летать, но – тишина. Потом нам рассказывали, что приезжала делегация IKEA, хотят открыть здесь магазин. Ну, о чем вы говорите, кто будет замораживать деньги в неживой стране? С одними мы дружим, потому что нам нужен их газ, другие нас кормят обещаниями с другого берега речки. И все было бы ничего, если бы люди, которые здесь живут, сами понимали, чего они хотят. Народ реально запутан, он не понимает, что произошло – той страны нет, с прошлым нам сказали попрощаться. Я сам довольно оптимистичный человек по жизни, но мы переживаем, на мой взгляд, очень интересный период, и мне сейчас вспоминается одна советская поговорка.


Какая?  


Как жаль, что в это время прекрасное не придется жить ни мне, ни тебе…


allmoldova

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie