К вопросу о христианстве и группе Pussy Riot
Будем говорить о имманентно присущем русскому народу Православии
Как известно, 21 февраля 2012 года в храме Христа Спасителя пять девушек из группы Pussy Riot в масках и ярких платьях вскочили на амвон и запели песню со словами «Богородица, Путина прогони», «Богородица, стань феминисткой» и «Глава КГБ, их главный святой, ведет протестующих в СИЗО под конвой». В начале марта предполагаемого организатора группы и весь состав Pussy Riot задержали сотрудники центра «Э». Участницам панк-группы Pussy Riot Надежде Толоконниковой и Марии Алехиной предъявили официальные обвинения в хулиганстве.
Нам сейчас не интересна юридическая сторона дела, так как для этого существуют судьи и адвокаты. Но хочется в этой связи немного порассуждать на более отвлечённые экзистенциальные темы. Итак, Надежда, Мария и их подруги решили провести политическую акцию в православном храме. Возможная личная мотивация – видимо, деньги; может быть, желание известности; надежда получить перспективные предложения со стороны заказчиков акции. Однако цена вопроса, на наш взгляд, здесь более существенная и это – сохранение или потеря личности. Существует старинное христианское предание, что на небе происходит великая битва сатаны и его воинства с Благочестием и светом. И что происходит на земле, то отражается на небе. И когда на земле тьма, то и на небе силы зла берут вверх. Временно, конечно. Так что, не скорби и не падай духом. Тем более, что примеры иного развития ситуации также хорошо известны. За двадцать лет после крестной смерти Иисуса Христа и деятельности христианских общин была создана принципиально новая цивилизация на христианской системе ценностей, в то время как исторические современники Христа – римские наместники, зелоты, фарисеи, саддукеи, эллины и др., исчезли во времени по большей части бесследно.
В Евангелии повествуют о трёх искушениях Иисуса: сделать камни по слову хлебами; броситься вниз с храма, дабы ангелы по писанию понесли его на руках; поклониться диаволу, чтобы получить от него господство над царствами мира. Как видим, одной из особенностей искушения является его «благовидность»: оно не содержит в себе непосредственного призыва ко злу, что было бы слишком примитивно. Оно, ко всему прочему, претендует на то, чтобы показать подлинную реальность: реально то, с чем мы реально повсеместно имеем дело, – власть и хлеб, а взамен следует всего навсего поклониться известно кому. История, похоже, повторяется. Царство людское снова вторгается в духовные сферы, пытаясь его подменить. Вера, религия – все подчиняется политическим целям. Главное – обустройство мира. Религия же имеет значение лишь при условии, что она оказывается в состоянии содействовать этому. Близость такого взгляда на веру и религию к третьему искушению Иисуса очевидна. При этом забывается, что и постиндустриальное глобальное общество остается царством людским, и тот, кто утверждает, что может построить идеальный мир, только повторяет обманные обещания сатаны и своими речами загоняет мир в царство вещей. Образ человека, тем не менее, и в этих условиях должен оставаться соответствующим своим принципам гармонии духовного и материального и стремиться к совершенству в своём идеальном замысле. Низшие, материальные и физиологические, потребности человека не должны доминировать в системе потребностей, поскольку это ведёт к эгоизму и этическому релятивизму, что и представляет собой искушение «хлебом и властью». Об этом, собственно, и говорит Церковь, возвещая одну истину в отличие от плюрализма мнений. Человек состоит из физического тела и души. Ни душу, ни дух без тела нельзя считать полным человеком, который весь создан по образу Божию. Люди знают Бога из Его Откровения, ибо «невозможно без Бога познать Бога», а не познав Бога невозможно познать себя и окружающий мир. Поэтому такие живут люди в бедности и они – бедность, независимо от наличия движимого и недвижимого имущества. Христос устанавливает абсолютный нравственный Идеал, призывая своих последователей быть совершенными на земле, как совершенны нравственные отношения на Небе – отношения бесконфликтные, основанные на ненасилии, взаимном уважении и любви. Он противопоставляет декларируемую им мораль морали ветхозаветных авторов и морали язычников. Должен появиться новый праведный человек, достойный войти в Царство Небесное. Для Иисуса существенной аморальной характеристикой является человеческое лицемерие, проявляемое, в том числе, при совершении религиозных обрядов и оказании милостыни – действий, имеющих наибольшее лично-нравственное измерение. Он осуждает как суетность поведение человека в материальном мире, отвлекающую его от трансцендентной установки на Царство Небесное. «Не собирай себе сокровища на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирай себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Иисус Христос выдвигает в Нагорной проповеди универсальное «золотое» правило нравственности: «Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки».
Основные идеи христианства, особенно в отношении нравственных норм, глубоки и одновременно просты и доступны для понимания. В этом один из феноменов христианства, обращённого непосредственно к человеку, минуя сложную религиозно-философскую рефлексию, хотя это нисколько не умаляет значимость последней. Первыми, кому пришлось нести христианство в реальную жизнь, оказались апостолы. Для них нравственные, религиозные и мистические нормы христианского учения составляют полную целостность, отступление же от христианских норм ведёт к всестороннему личностному разложению. Апостол Павел напрямую увязывает отказ от образа христианского Бога как Творца с негативным аморальным и асоциальным человеческим поведением.
«Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели, И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвороногим, и пресмыкающимся, то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они осквернили сами свои тела. Они изменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства. Так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства. Распрей, обмана, злонравия. Злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям. Безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют».
Заметим, что характеристики, которые первые апостолы давали окружающему миру, актуально звучат и сегодня, в том числе для России. А может быть и прежде всего для России, поскольку именно у нас осуществляется активное противостояние сил искушения - с одной стороны, и духовной христианской традиции – с другой, которое зримо и незримо проходит через политические дебаты, культурную политику, внутренние интенции души конкретного человека.
В политическом отношении для христианина, по мнению апостола Павла, государство является благом и ценностью. «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от неё. Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите; ибо они Божии слуители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого», и все другие заключаются в сем слове «люби ближнего твоего как самого себя».
Таким образом, лояльность власти в христианстве является частью основных этических норм, прямым следствием заповеди «люби ближнего как самого себя». Можно, конечно, рассуждать, насколько тезис «нет власти не от Бога» мог быть конъюнктурен как в политике времён Римской империи, так и в нынешней российской. Но вспомним, что Божье царство не от мира сего, что Богу Божье, а кесарю – кесарево, и становится ясно, что церковь в идеале должна быть вне политики и над политикой. Кстати, в этом контексте термин «политическое православие» выглядит некорректным по отношению к учению. Это как раз то, что Христос отверг как искушение.
Однако вернёмся к конкретному происшествию. Люди приходят в храм не для того, чтобы слушать политические лозунги. Для последних есть соответствующие место и время. Люди приходят в храм общаться с Богом. Это их право даже в условиях светского государства. У посещающих храм есть разная степень воцерковлённости. Это объяснимое явление с точки зрения мировоззренческого кризиса, который переживает сегодня российское общество. При этом Православие остаётся базовой системой ценностей для большинства россиян, что показывают все социологические исследования. Отход от этих ценностей ведёт к моральному и физическому разрушению социума – отсюда в России так много случаев суицида среди молодёжи. Можно по-разному относиться к РПЦ. Там тоже люди и не все они обладают высокими нравственными качествами, не все они умны, образованы, умеют на должном уровне осуществлять пастырское служение. Но сегодня церковь это единственная организация, которая ставит вопрос о сохранении духовных ценностей русского народа. У нас просто нет ничего другого. Сейчас не будем говорить о других народах, религиях и конфессиях - у них свой духовный и исторический путь. Будем говорить о имманентно присущем русскому народу Православии. Девушки из группы Pussy Riot скорее всего не мыслят высокими категориями. Их использовали инициаторы и организаторы акции в своих циничных, и, откровенно говоря, антиправославных, антихристианских, антирусских и антигосударственных целях. В идеале хотелось бы, чтобы они переосмыслили своё поведение или как говорят в церкви – покаялись, и в итоге получили прощение и от государственных органов и со стороны церкви и общества. Но по любому их жизнь уже будет совершенно иной, чем была до 21 февраля с.г.