Как достают из широких штанин
Купить фальшивый паспорт гражданина РФ может без труда любой террорист
— Мне нужен российский паспорт. На имя умершего человека, но с моей фотографией.
— 120 тысяч.
— Одно условие: пусть он будет выдан в Карачаево-Черкесии.
— Зачем вам это? Берите лучше “московский”. Хотя ваше дело.
— Что от меня нужно?
— Только снимок и деньги.
— А если я из полиции?
Пауза.
— А если мы из полиции?
Пауза.
— Так вы будете заказ делать?
— Да.
Карачаево-Черкесию я выбрала не случайно. Именно там были выданы паспорта граждан РФ террористам из группы Мовсара Бараева, захватившим 9 лет назад Театральный центр на Дубровке. И на авантюру с покупкой паспорта меня подтолкнул разговор с подполковником полиции Андреем Лисицыным, который после трагедии “Норд-Оста” руководил проверкой всех паспортных столов в этом регионе. За что едва не угодил в тюрьму. Канал обеспечения документами, по его словам, до сих пор действует. Да и вообще купить паспорт можно легко в любом конце матушки-России. В этом убедилась спецкор “МК”.
Российский паспорт для боевика
23 октября 2002 года. Захват заложников в столичном Театральном центре на Дубровке, на мюзикле «Норд-Ост». 130 жертв. Когда это случилось, подполковник Андрей Лисицын не отходил от телевизора, как и миллионы россиян. Так же, как все мы, материл террористов, молился за невинных людей... В то время он работал в Главном управлении МВД по Южному федеральному округу, был старшим инспектором по особым поручениям управления координации и анализа.
Когда прошел штурм Театрального центра и убитых боевиков обыскали, у большинства обнаружили российские паспорта. Всплыла любопытная деталь: все документы оказались выданы в Карачаево-Черкесии, причем в одном районе. Стало понятно, как террористы проникли в Москву. И через два месяца Борис Грызлов (в ту пору он был министром внутренних дел) поручил провести проверку всех паспортно-визовых служб Карачаево-Черкесии «в связи с выявлением многочисленных фактов необоснованного документирования паспортами».
— Меня назначили руководить этой проверкой, — рассказывает Лисицын. — И я отправился из Ростова в Карачаево-Черкесию. Задача была выяснить, где могут быть другие боевики, получившие паспорта в КЧР и не засветившиеся в «Норд-Осте». Почти месяц проверяли все паспортные столы, не только Усть-Джегутинский (именно в этом террористы из «Норд-Оста» обзавелись документами). Было три группы, каждой из которых досталось четыре района Карачаево-Черкесии. В общей сложности было привлечено почти два десятка оперативников, паспортистов, специалистов службы собственной безопасности и т.д. И мы сразу выявили около 150 нарушений.
Паспорта, выданные членам банды Бараева, оформлялись на имя умерших местных жителей КЧР, которые получили их якобы за день до своей смерти. ФИО там стояли умершего человека, а фото вклеивалось чужое. Все это пришлось как раз на тот период, когда в России началась массовая замена документов старого образца, выданных еще в СССР, на новые. Многие паспорта из тех, что проверила группа Лисицына, как выяснилось, были выданы реальным людям, приехавшим из других стран, на их настоящие имена, но совершенно незаконно. И поразительно быстро.
— Порядка 25 жителей Афганистана получили гражданство и российские паспорта за... один день! — возмущается Лисицын.— Это нонсенс. Вот, допустим, я, будучи милиционером, стал бы ходатайствовать за своего родственника-иностранца. Звонил бы во все инстанции, просил бы сделать все вне очереди. И то, пока пришел бы ответ из ФСБ, пока обработали все документы, прошло бы минимум 3–4 месяца. Быстрее сделать гражданство просто нереально. А тут... Стали смотреть внимательнее — многие материалы дел отсутствуют, нет даже заявлений людей на получение гражданства. А самое страшное — невозможно узнать, где теперь все эти новоявленные граждане с российскими паспортами. С паспортами на настоящих бланках, которые пройдут любую проверку и которые занесены во все базы!
Имидж полиции портить нельзя
По итогам проверки Лисицын составил аналитическую записку для министра внутренних дел. На 20 листах. Андрей показывает ее мне и шутя говорит, что помнит наизусть каждое слово. Только вот ни тогда, ни сейчас никому, кроме него, она оказалась не нужна. В то время начальник милиции общественной безопасности КЧР Эркенов настоятельно рекомендовал Лисицыну итоговый отчет переписать, убрать из него весь негатив.
— Я переписывать отчет отказался наотрез, — говорит Лисицын.— А вдруг потом бы еще где-нибудь рвануло и выяснилось бы, что у боевиков российские паспорта, выданные в тех самых ОВД, что я проверял? Мне за это отвечать пришлось бы головой, я ведь свою подпись ставлю.
— Эркенов нам тогда заявил: мол, разве вы не понимаете, что в чужой бизнес влезли? — рассказывает подполковник Александр Маянцев (тогда он был заместителем Лисицына), с которым я связалась.
— И это действительно был налаженный бизнес, где все четко поделено по территориальному принципу, — подхватывает Лисицын.— Вот, скажем, афганцам фальшивые паспорта давали только два конкретных отделения, грузинам — одно, таджикам другое. Это сразу бросалось в глаза.
Эркенов, как уверяют оба полицейских, грозился, что позвонит руководителю миграционной службы МВД России Чекалину, и их уволят из органов. Они тогда в это не поверили и даже посмеялись. Но сотрудники МВД Карачаево-Черкесии их предупредили: мол, зря недооцениваете всю сложность ситуации — Эркенов и Чекалин дружат, ездят друг к другу в гости. Потом Андрею Лисицыну, по его словам, позвонил человек, представившийся референтом Александра Чекалина. И дал указание все о том же: переписать отчет, поскольку, дескать, «Норд-Ост» уже не актуален, а обнародование фактов незаконной выдачи паспортов навредит имиджу паспортно-визовой службы и вообще полиции. Лисицын встал в позу: пишите что хотите, но тогда и свою подпись под этим ставьте. После этого подполковник вернулся в родной Ростов, чтобы доложить своему непосредственному начальнику о результатах расследования. Ему и в голову не могло прийти, что его справку похоронят и министру не отошлют. Но никто слушать Лисицына уже не захотел... Потому как он, оказывается, запятнал в командировке честь мундира. Звонили из самой Москвы, настоятельно рекомендовали разобраться, почему Лисицын и его зам вели себя в Карачаево-Черкесии непотребным образом. А вменялись командированным пьянка и дебош в гостинице, где они останавливались.
— Эти обвинения тут же рассыпались, — рассказывает Лисицын.— Мы же все-таки сами в погонах, и пытаться подставить нас таким образом просто смехотворно. Где вызовы наряда милиции по 02 и составленные им рапорта? Ничего, кроме заявления администратора, в этом деле не было. Да и все отлично знали, что я непьющий. Тогда решено было вменить мне растрату. Будете смеяться, но цена вопроса — 150 рублей. Вроде как получалось, что я снял номер на 150 рублей дешевле, чем мне выделили, и разницу проел.
На фоне громких коррупционных дел, где фигурируют миллионы долларов, даже говорить про 150 рублей казалось бы бредом. Но в МВД сидят отнюдь не глупые люди. После того как на Лисицына и его зама были заведены уголовные дела, их отчет никто не стал даже читать.
— Цель была достигнута: от результатов проверки ушли на личности, — кипятится Лисицын. — Все в МВД так и рассуждали потом: кто проверял паспортные столы? Эти два мошенника? Так разве можно им верить! А мы с Маянцевым получили сроки. Суд каждого из нас приговорил за мошенничество к году условно. Ясное дело, с работы нас тут же с позором погнали.
С тех пор Лисицын обошел столько судов, что со счета сбился. Его с напарником служители Фемиды в конечном итоге полностью оправдали, реабилитировали и постановили восстановить в органах внутренних дел. Лисицын написал десятки обращений с требованием провести расследование о выдаче фальшивых паспортов в КЧР. Отовсюду получал одни отписки: в связи с истечением сроков хранения документы по результатам проверки уничтожены. А о том, чтобы провести новую, никто не заикнулся. Потом под нажимом депутата Госдумы Дмитрия Рогозина и общественных организаций, в которые обращался Лисицын, генпрокуратура возбудила 5 уголовных дел. Но ни одно доведено до конца не было.
Правда, чуть больше года назад отдел собственной безопасности МВД КЧР сам, по собственной инициативе, провел проверку паспортных столов в республике.
— Не поверите, они как будто мой отчет семилетней давности взяли и переписали, — не скрывает радости победителя Лисицын.— Но какой результат? Расследование по 145 уголовным делам, как гласит этот документ, приостановлено за розыском лица, совершившего преступление. 12 дел прекращены за сроком давности, 31 было передано в суд, но и решение не принято. То есть никто не понес никакого наказания. В этом году мы обошли несколько адресов в КЧР, где были прописаны иностранцы, незаконно получившие паспорта до и после «Норд-Оста». И что вы думаете? Никто туда за все эти годы ни разу не наведался из сотрудников правоохранительных органов. Одна женщина, когда я ей сказал, что еще в 2003 году в ее квартире прописались уроженцы Афганистана и Грузии, благодаря чему получили паспорта, чуть в обморок не упала. Честно говоря, я сам был в шоке... Ведь в первую очередь по результатам нашей проверки полицейские должны были выяснить у хозяев домов, давали ли они согласие на то, чтобы у них на площади зарегистрирован был иностранец, претендующий на гражданство РФ. Это самое простое. И если уж этого никто не сделал, значит, расследования не было никакого вообще. Руководители тех паспортных столов и вообще все фигуранты этой истории пошли на повышение.
«Живого донора подыщем»
После рассказа Лисицына я почти не сомневаюсь, что смогу купить себе левый паспорт, выданный хоть в Черкесске, хоть в Москве. Но все оказывается до смешного проще! И ужаснее... Десятки, если не сотни сайтов обещают изготовить мне паспорт в любой точке РФ всего за пару дней. Просят от 15 до 150 тысяч в зависимости от качества. Втянувшись в переписку с продавцами-консультантами, понимаю, что это не просто бизнес, а целый мир со своим сленгом, явками-паролями, постоянными заказчиками... Вот, скажем, донором называют реального человека, на имя которого вы получите паспорт со своей фотографией. Подбирают донора, кстати, бесплатно... При этом уверяют, что стараются на совесть — и по возрасту, и по цвету глаз-волос, и по форме лица донор будет почти как брат-близнец.
— Купить паспорт без риска практически невозможно, — говорят в одной «конторе», — но мы стараемся свести этот риск к минимуму. Конфиденциальность гарантируется. Никакие данные не будут переданы третьим лицам. Все логи удаляются каждые 10 минут. Вообще, вариантов и схем десятки. Можно, к примеру, сделать себе паспорт-двойник (вы его потом со спокойной душой под залог отдадите или еще куда денете). Можно изготовить на нереальное имя, которое в базе не значится (будет совсем дешево), а можно на живого человека, уехавшего на ПМЖ за границу...
Тут же нахожу частные объявления типа этого: «Продам паспорта с готовыми данными и пропиской. Не муляж. От вас фото и примерный год рождения. Стоимость 15 000 руб.». Автор пояснил, что паспорт этот кто-то якобы утерял, туда просто вклеивается фото нового обладателя и «редактируются» его данные. Кстати, в Интернете идет весьма бойкая торговля потерянными или украденными документами. Пишут, правда, уклончиво: «Срочно нужны найденные/другое паспорта». Что это за «другое», никому объяснять, думаю, не надо. Если паспорт в хорошем состоянии, можно получить за него $250–350. Дороже уходят документы на граждан 60–68-го года рождения. Уж не знаю, почему они пользуются самым большим спросом. А еще, как я поняла, если где-то сама раздобуду чужой паспорт, то за «трансформацию» его в мой собственный заплачу тысяч десять от силы. Но на такое дело даже ради экономии в рамках журналистского эксперимента не решаюсь.
Масштабы паспортной торговли впечатляют. Сколько ж фальшивых паспортов здесь ежегодно выдают на ура! А вот комментарии счастливых обладателей краснокнижных документов (орфография и пунктуация сохранены):
«Получил док, все отлично, без приключений. ментам пофиг они сами эти поспорта делают...»
«На прошлой недели получил документ, переехал через границу, все прошло хорошо».
«В общем, ВСЕ ОТЛИЧНО, в паспортном столе без проблем выдали загран паспорт по этому паспорту. Я безумно рад!»
«Тоже отпишусь, так как благодарна за понимание и быстроту. русский паспорт получила, вышла замуж уже по нему, в паспортном столе по нему выдали новый (взяла фамилию мужа), никаких придирок не было».
На одном из сайтов предлагали к российскому паспорту приобрести в комплекте израильский. Это чтобы пересекать пространство Европы без визы. «Паспорта являются оригинальными, числятся в Израиле как утерянные, — поясняют продавцы. — Туда по такому паспорту въезд исключен. Но в любую страну Евросоюза — пожалуйста. На погранконтроле в компьютере не высветится фотография истинного владельца (база данных едина для всех стран Евросоюза, а Израиль туда не входит). В графе „место рождения“ будет указана Россия или Украина. Так что с этим паспортом вы можете знать только русский язык». Авторы сделали ремарку по поводу моральной стороны услуги. Цитировали Декларацию ООН о свободе каждого человека (акцент сделали на право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство). Прослезиться можно... С горя. А еще продавцы как бы невзначай сообщали, что объединяют профессиональных юристов и что у них большой опыт рассмотрения «паспортных» дел в судах.
От болтовни в чатах с «паспортистами» и их клиентами перехожу к заказу. За 120 тысяч мне обеспечат паспорт с «нулевой» стадии, оформленный через паспортный отдел (ОУФМС) с заведением формы 1П и регистрацией в базе данных МВД РФ и ФМС РФ. Контора, судя по сайту, одна из самых респектабельных на этом нелегальном рынке. «Таких гарантий не предоставит ни один существующий в Интернете сервис. Это мы заявляем вам официально!» — все это было бы смешно, если бы не было так грустно... Паспорт обещают на любое имя, что я назову, выданный в любом месте, на оригинальных бланках со всеми степенями защиты.
«В метро полицейские проверят или на улице — ничего не заподозрят», — гарантирует продавец. Связь с ним мы держим только через электронную почту. Причем специально для этого пришлось завести новый ящик на вымышленное имя. Друзья-компьютерщики объяснили, что по моему обычному мейлу «паспортисты» могут многое обо мне узнать (взломать ящик ничего не стоит) и понять, что я журналист. По той же причине не советуют давать номер своего мобильника — пробьют по базе данных в два счета. «Это бизнес или самих полицейских, или под их крышей», — уверяет один знакомый. Впрочем, телефон у меня никто и не спросил. А позвонить я сама смогла лишь раз, по указанному только на одном сайте телефону. И номер этот уже на следующий день не работал. Видимо, меняют их ежедневно... На протяжении всего процесса покупки паспорта связь так и остается, по сути, односторонней. «Порядок оплаты следующий, — отписывается мой „паспортист“. — После оформления документов я отправляю вам их фото- и видеосъемку. Могу также показать их по Skype в видеозвонке. Затем вы проверяете документы по базе, переводите 50% на наш счет, мы отправляем документ вам по DHL (возможны другие варианты передачи), после получения документов переводите на тот же счет остаток».
Не вопрос. Я отправляю свое фото, где я больше всего похожа на подозрительную гражданку кавказских кровей. Думаю, если снимок «паспортистов» не смутит, может, хотя бы фамилия-имя заставят вздрогнуть и отказать мне в услуге. Отправляю данные на Малижу Муртаеву. Именно она в период режима Дудаева состояла в женском «батальоне сопротивления», где ей было присвоено звание капитан. Но главное — она была в «Норд-Осте» среди других террористок-смертниц. Конечно, обо всем этом «паспортисты» могут и не знать. Но ведь хоть как-то пробить такого странного заказчика они должны? Хотя бы из обыкновенного чувства самосохранения. Ведь никто не может гарантировать, что от очередного взрыва не пострадают их близкие. А коль так, «паспортисты» вполне могли бы проявить сознательность и сообщить о подозрительном заказе куда надо. Раз уж у них все равно там приятели имеются.
Но нет. Паспорт мне делать взялись без лишних расспросов... В одном только месте сказали, что с органами внутренних дел Карачаево-Черкесии сейчас у них контактов нет. Но какая разница в конце концов, откуда родом будет паспорт?
В МВД, куда я послала запрос, сделали вид, что удивились, узнав, что есть фирмы, торгующие паспортами. И вместо того чтобы объяснить, почему такие лавочки никто не прикроет, посоветовали фальшивый паспорт не получать даже в качестве эксперимента. Уголовная статья, дескать...
Прошу считать этот материал официальным обращением в Генпрокуратуру РФ.
Комментарий МВД России:
— В этом году было совершено 2321 преступление по статье 327 УК (подделка документов). К ответственности привлечено более 300 человек. Но речь идет о самых разных документах, и паспорта в их числе составляют малую толику. Большинство «фирм», торгующих паспортами, рассчитаны, что называется, на дураков. Люди перечисляют деньги, а продавец пропадает. Обиженный покупатель при этом не может никуда обратиться за помощью, иначе сам станет фигурантом уголовного дела.
Председатель общественной организации «Гражданская безопасность» Сергей Гринин:
— Во время одного из рейдов полтора года назад мы посетили один из отделов полиции. И на шкафах обнаружили огромные стопки паспортов — от старых советских до дипломатических. Видимо, карманники, завидев патруль, сбрасывали эти документы, а полицейские подбирали. Но вместо того чтобы искать владельцев, просто клали их на этот шкаф. Этот факт наглядно показывает, что у сотрудников полиции всегда есть доступ к чужим паспортам и потенциально у них огромные возможности для преступления.
Справка "МК"
Цены на паспорт РФ без проводки по базе данных:
40 000 рублей — паспорт РФ нового образца (с голографическим ламинатом)
35 000 рублей — паспорт старого образца (выдавался по 2007 год включительно)
3000 рублей — стоимость подбора подходящего документа по параметрам возраст/имя по паспортной базе.
Время изготовления паспорта 2—3 рабочих дня. Срочный заказ — 1 сутки, доплата 15%.
Цены на паспорт РФ с проводкой по базе данных:
с пропиской в Москве — 100 тысяч рублей; в Московской области — 80 тысяч рублей; в другом регионе 120 тысяч рублей