Как избежать самоубийства?
О необходимости административно-территориальной реформы
Читаю вырезки из старых газет и журналов и понимаю, что многие вопросы, которые ставила перед нами действительность еще десять лет тому назад, остаются актуальными, так как не были разрешены в своё время. Видимо, это «вечные вопросы», сродни тому, классическому, «что делать?».Вот казалось бы давно забытое, извлечённое из моего архива письмо, озаглавленное «Это самоубийство» (Московские новости, № 336, 1993). К.Карякан из Минска пишет о том, что пресловутая «дружба народов», сочиненная в СССР и удовлетворительно поддерживаемая жесткими силовыми методами, приказала долго жить, как только государственная универсальная хватка ослабла в «стране решенного национального вопроса». Демократическое право свободно выражать мнение было понято «освобождёнными от тоталитаризма», как право выражать нрав. Для каждого Отечество сузилось с территории 22 млн.кв.км. до размеров священной Малой родины, имевшей с двадцатых годов ХХ столетия бумажное право на независимость.
Десятки лет сотне народов, народностей, многие из которых никогда не знали государственности; племенам, пребывавшим в развитом социализме и одновременно в первобытно-общинном сознании, десятилетиями внушалось, что они неприкасаемо-самобытны, изначально обладают нерушимой территорией (даже кочевники!), надёжно и красиво обведены замысловатыми границами (вот же они, на картах СССР!); могут, когда пожелают, входить и выходить из семьи советских народов, но… лучше не выходить, так как не в меру самостоятельные лишатся льгот и дотаций, выдаваемых за счет «старшего брата», который в вечном долгу перед «младшенькими» за «тюрьму народов», «ассимиляцию» (это когда чукчам, например, даруют письменность, заметьте) и т.д. Суверенные границы провели по живому телу проклятых имперских губерний, даже некоторые стойбища оленеводов получили статус столиц автономий с возведением непременно оперного театра имени какого-нибудь Салавата Юлаева, который опер не писал, нотной грамоты не знал. Спешным порядком взрастили местную интеллигенцию сразу из вековых землепашцев, охотников за тюленем, рыболовов, собирателей кореньев и улиток. Даже США нам завидовали: во как надобно решать национальный вопрос!
Но всё это - границы, столицы, алфавиты, возбужденное национальное сознание даже при фактическом отсутствии наций - оказались компонентами мин замедленного действия. Грузины убедили прежде всего себя, что от полного уничтожения турками и персами спаслись сами при помощи Джорджа Вашингтона. Латыши вспомнили, что они рафинированные европейцы, игнорируя свое тысячелетнее холопство у немецких хозяев, а европоидам с руссо-азиатами не по пути. Украина решила, что поскольку от украинцев произошло человечество, то они должны быть самыми самостийными на планете.
Ладно, что с возу упало, то пропало. И слава Богу! Нам больше осталось – и чернозёма, и леса, и живительных озёрно-речных вод, и нефти с газом, главное - воздуха. А братских ртов поубавилось. Ведь «младший брат», когда не ест, использует сие неизнашиваемое отверстие для бранных слов, для изобличения вековых жестокостей «брата старшего» (он же оккупант, расхититель народных богатств и прочее, и прочее…)
Но в России, сжавшейся до размеров царства первых двух Романовых, не всё так «неделимо», как хотелось бы… Помните, не так давно в Cаxe поговаривали в кругах автохтонов (читай «титульных»), мол, мы в десять раз то ли шире, то ли продолговатей Франции; притом, наши алмазы (!). Кое-кто из казанских татар мечтал (и теперь мечтает и будет мечтать) о реванше, ибо тень Грозного не дает покоя. Северный Кавказ чуть ли не поголовно желает такого изощренного суверенитета, когда из России можно всё тянуть по-прежнему или вообще массово переселиться в Москву, оставив возделывать гранит гор руками не столь ловких родственников и белых рабов, рекрутируемых из «оккупантов». Да что там инородцы! Каменный пояс, русский до мозга костей, было время не столь отдалённое, этим самым костным мозгом деятельно размечтался о суверенитете с собственными уральскими орлами, невиданными «колорами», застольными гимнами и прочими атрибутами таёжной незалежности.
К чему всё это я? Да к тому, что удивительное устройство Российской Федерации, когда один территории автономны, а другие – обычные второсортные областишки, себя не только не оправдало, но неутомимо порождает настроения гибельные для единства страны. Во всем мире (цитирую К.Карякана) выдержали испытание временем культурные автономии. Они оказались надежнее всяких иллюзорных национальных суверенитетов. Ибо первые укрепляют государство, а вторые под благим предлогом разрушают его. Надо начать постиранный перевод всего локомотива бывшего СССР на рельсы прежнего административно-территориального деления. Управление национально-территориального деления, создание губерний поможет народам найти самих себя. Ибо борьба, разного рода, суверенитетов ведет к самоуничтожению. Она равносильна самоубийству.