
Как нам обустроить русское движение на Украине
В развитие идей С. Сокурова
Мы продолжаем обсуждение круга вопросов, поднятых статьей Сергея Сокурова «Прорусское и пророссийское на Украине». В предлагаемой вниманию наших читателей статье О. Юрьева предлагается ряд мер, которые, по мнению автора, могли бы способствовать укреплению позиций русского движения на Украине.Статью Сергея Сокурова «Прорусское и пророссийское на Украине», размещённую на портале Russkie.org, мои единомышленники восприняли как введение в добротную концепцию, своего рода современный «План игры». Чтобы из благих пожеланий получилось что-то путное, необходимо эти пожелания реализовать. Но реализовывать не так, как это делалось.
Если опять старые «игры» в поддержку диаспоры с необходимостью каких-то доказательств, что мы, мол, не верблюды, выклянчивание, тестирование и прочее и прочее, то и результаты будут не лучше прежних. Всё в этом направлении надо делать, как это делают те, кто постоянно побеждает. Это не мы должны убеждать, а нас надо убеждать, доказывать нам: мы, русские России, в вас, соотечественниках, очень нуждаемся; понимаем, соблазнов на «новой родине» много, но мы сделаем всё, чтобы позиция России была вам на пользу. Ведь вы на передовой, а мы в тылу. Именно так побеждали наши предки: «Тыл для фронта», «Всё для фронта, всё для победы». Речь идёт о культуре, экономике, социальной сфере.
Если же (к вам обращаюсь, наши удачливые земляки, оставшиеся при распаде СССР в России, в отличие от нас, неудачливых) хотите продолжать проигрывать, имитировать единство расколотой нации - тогда другое дело. Уйдём мы, последние из непокорившихся. Кто-то в вечность. Другие, поняв, что они России не нужны, действуют против самих себя, против своих семей, отойдут от этой невостребованной, разорительной темы. Третьи, зная сколько людей с русскими фамилиями находятся в антирусских, антироссийских партиях, блоках, организациях, или в таких партиях, организациях, блоках «прагматиков», которые мечутся и туда, и сюда, и оттуда, и отсюда (что более выгодно: Москва или Брюссель, или Вашингтон; и Москва, и Брюссель, и Вашингтон), зная, что такие люди с русскими фамилиями живут припеваючи, а не влачат жалкое, но идейное, существование, так вот эти третьи пополнят эти партии, организации, блоки и станут наиболее ярыми антирусскими деятелями (не обязательно крича об этом на всех перекрёстках).
Может быть, на этот раз что-то изменится к лучшему... Блажен, кто верует!
На наше место вряд ли кто-то в ближайшее время придёт. И для того, чтобы они, новые, пришли - затраты должны быть соответствующие культурным нуждам диаспоры, а не сегодняшние подачки. Почему? Да потому что все будут показывать на нас, последних защитников унижаемой и оскорбляемой русскости, пальцами и говорить: вот смотрите на этих дураков! Неужели во властных кругах России не понимают, что отдающие всего себя, всё своё время, здоровье, знания, опыт делу сохранения русской культуры, родному языку, люди образованные, подготовленные, преданные, должны платить за квартиру, за газ, телефон, воду, электроэнергию, кормить и одевать себя и семью, платить за трамвай, маршрутку, угощать иногда собеседника чаем, а то и кофе (пить чай всё время на шару, за чужой счёт - это не на пользу делу)?
Говоря о «соблазнах новой родины», остановлюсь на примере одного из лидеров нынешней диаспоры на Украине. В ноябре 1994 г. его пригласили для беседы tete-a-tete в облгосадминистрацию г. N: «Мы предлагаем вам должность председателя областной организации некой партии. Ваша кандидатура согласована с имярек». Соблазняемый: «Да я же клятый москаль». Соблазнитель: «Ничего, нам как раз и нужен москаль, тем более вы порядочный, грамотный и т.п. Мы интересовались у очень многих людей, в том числе и у ваших врагов, даже они вас уважают, хотя и не любят. Будете москалём под сине-жёлтым прапором. Причём, никто не заставляет вас воспевать ОУН-УПА, поносить Россию, русских и т.п. Какой у вас заработок?». Кандидат в коллаборационисты ответил. Ловец душ: «Для начала мы дадим вам в 4 раза больше, служебный автомобиль, офис, оргтехнику, оплачиваем все коммунальные расходы. Давайте, прямо сейчас приступайте к приёмке дел». Тайм-аут. Через неделю приглашение к Очень Ответственному Работнику. У того в кабинете женщина, которая возглавляла областную организацию этой партии, и дальновидно должна была передать её «москалю». Последний еле открутился.
Вот это настоящая работа с кадрами! Вот так работают с людьми, если по-настоящему заинтересованы в них, если хотят достигнуть результата, а не имитировать бурную деятельность, в результате которой идёт ухудшение за ухудшением.
В концепцию Сокурова необходимо добавить следующее:
1. Работа с молодёжью и людьми среднего возраста. Ориентация лишь на людей пожилого возраста, которые знают, помнят и любят Россию, русскую культуру, русский язык, ностальгируют - путь очень короткий во времени, и бесперспективный. Не забывая о ветеранах, надо очень много заниматься с очень тяжёлыми в этом плане возрастными группами - молодёжью, детьми, людьми среднего возраста. Сейчас значительную часть русской, русскоязычной молодёжи всё более и более духовно отдаляют от России, от русской культуры. И это естественно. Школы с украинским языком обучения, которые преобладают по всей Украине, а не только в Западной Украине, где они доминируют, более того в ряде областей - в Ивано-Франковской, Тернопольской, Волынской, Ровенской, отчасти Львовской - являются практически монополистами, воспитывают отнюдь не любовь к России. Такая же ситуация и во многих вузах.
В сочетании с оболваниванием, исходящим от СМИ, из бытовых ситуаций относительно не только «300-летнего рабства, имперско-большевистской колонизации» и пр., но и, якобы, враждебных, тоталитарных, диктаторских действий современной России (резкое повышение цен за энергоносители, мясная, молочная и иные войны России, которые она ведёт против нэньки), даже у русскоязычных детей, подростков воспитывается убеждение, что за Хутором Михайловским - враги. А дети, молодёжь понятия не имеют, что такое Москва, что такое Россия. Представьте такую немыслимую картину: дети руководителей еврейских организаций ни разу не побывали в Израиле, польских - в Польше, немецких - в Германии. Этого нет, и не может быть. В страны своей исторической родины постоянно и многократно ездят не только дети руководителей, но и очень многих активистов этих организаций. И это естественно, это правильно, это очень перспективно. Конечно, для детей миллионов русских организовать такие экскурсии невозможно, но для десятков тысяч - реально и выгодно. Причём не обязательно только чисто экскурсионные, развлекательные поездки. Это должно быть поездки и на спортивные соревнования (открытый чемпионат, например, какой-нибудь приграничной области России), образовательные сборы учеников, участие в выставках и фестивалях детского, юношеского и молодёжного художественного, научного, технического творчества и т. д. Это могут быть совместные телевизионные проекты. И многое другое.
Организационная работа в этой области должна быть возложена на «взрослые» и специализированные общественные организации, входящими в состав «взрослых» с хорошо подготовленными руководителями, обладающими соответствующими личностными характеристиками.
Работа с детьми и молодёжью - это и организация многочисленных и разнообразных фестивалей и конкурсов творчества в Украине, в её отдельных регионах. И не только для детей из русскоязычных семей, которые учатся в школах с русским языком обучения, но и для детей, которые учатся в школах с украинским языком обучения. У Русского общества имени Пушкина (Галиция, Львов) есть опыт в этом деле: Пушкинские конкурсы на 10-й год ставшие международными, Фестиваль искусств «Школьная весна», фестивали детского творчества, другое. Это требует небольших затрат.
2. Второе очень важное обстоятельство связано с выступлением В. В. Путина, призвавшего соотечественников перебраться в Россию. Это очень перспективное, интересное предложение. И думаю, даст России очень многое.
Но здесь надо посмотреть, как это может отразиться на ситуации с соотечественниками на Украине, на украинско-российских отношениях, если будет реализовываться, и на Украине, на некоторых аспектах жизни и деятельности в ней соотечественников.
Какое-то количество российских соотечественников переберётся в Россию. Это приведёт к существенному ослаблению позиций русских Украины, особенно тех, кто сориентирован на активность в укреплении дружбы и сотрудничества между Украиной и Россией. Ибо в Россию выедут наиболее нищие, наиболее идейные. Новые русские Украины, особенно те, кто пристроился к кормилу власти, к финансовым высотам, имеет свой бизнес, адаптировался, кто старается не вспоминать о том, что он русский, в Россию не поедет. Ему и здесь замечательно. А там, в чужом уже и чуждом мире, ещё может не улучшиться, а ухудшится. Часть оставшихся русских, понимая, что остаются в подавляющем меньшинстве, будут ещё резвее мимикрировать, отказываясь (демонстративно или же пассивно) от своей русскости.
То есть, надо предполагать некоторое увеличение количества антироссийских русскоязычных (точнее бывших русскоязычных). Их переход в состояние, характеризуемое одним из любимых словечек пламенной русофобки Ирины Калинец – «янычары». Не обязательно, что это янычарство может быть исключительно резким, демонстративно агрессивным. Не обязательно. Но мы с Вами хорошо помним, что именно при первом министре обороны Украины генерале Морозове была развязана крайняя антирусская и антироссийская кампания в вооружённых силах Украины. Люди с русскими, с восточноукраинскими фамилиями, зачастую говорившие по-украински с диким акцентом, неожиданно для многих баллотировались в депутаты в составе самых антирусских политических сил. Они же активно прислуживали тем, кто жестоко разрушал русские школы.
Возможный выезд в Россию соотечественников, уменьшение их в Украине в количественном, процентном и в качественном соотношении, а также продолжение мимикрирования части оставшихся должно, хотя бы для сохранения установившегося баланса, быть компенсировано существенным усилением той оставшейся части, которая настроена на укрепление дружбы и сотрудничества Украины и России. Причём в этих условиях необходима особая стимуляция этой деятельности, ибо она, и так проводясь ранее в неблагоприятных условиях, будет теперь проводиться в ещё более неблагоприятных.
3. Поддержка культурного аспекта обязательно должна сочетаться с социальной поддержкой российских соотечественников. Адресная материальная помощь, которую оказывает Правительство Москвы ветеранам Великой Отечественной войны, особо нуждающимся российским соотечественникам в большинстве случаев имеет положительный результат. Весьма полезным было бы России выкупить или построить где-нибудь в Трускавце, Моршине, Сходнице, Шкло, Сваляве несколько санаториев, укомплектовать их русскоязычным персоналом (а, может быть, российскими соотечественниками Украины) и дать возможность соотечественникам поправлять здоровье на льготных условиях, а для особо заслуженных - бесплатно (всё равно Генконсульство закупает, правда, в единичных количествах, такие путёвки для соотечественников). Делать это надо с соответствующей пропагандистской поддержкой: «Россия заботится, Россия с нами!».
Необходимо и создать несколько хорошо оборудованных и укомплектованных высококвалифицированными кадрами медицинских центров для соотечественников. Причём, если они будут работать и на других, на коммерческой основе, то в определённой части они могут быть самоокупаемыми. Это не маниловщина - это уже есть, но у других. Так, есть немецкая стоматологическая поликлиника, прикрепившаяся к Греко-католическим монашкам. Активно работают австрийский католический «Каритас», «Мальтийский крест» с благотворительным фондом «Надия», микроавтобусы с их мальтийской символикой часто мелькают в городе. А русских, российских нет. Я понимаю, что до уровня евреев, еврейских организаций дотянуться невозможно (по крайней мере, сейчас). Но хотя бы какие-то элементы можно было бы попытаться использовать. Хотя бы элементы их социальной службы. Хотя бы для начала немногочисленные, но именно русские (не по чистоте крови, а по духу) лагеря отдыха для детей, в которых бы дети общались на русском языке, разучивали бы русские песни (а не те, которые поют на «фэстывалях походных писэнь», в которых вынуждены участвовать русские школьники: «Мы украйинчи, раз, два, тры!»), в которых бы рассказывали о традициях, истории, о выдающихся людях России, её гордости, вкладе в прогресс человечества, в мировую цивилизацию, в которых бы завязывались знакомства, дружба, которые бы не забывались и в последующее время. В эти лагеря бы приезжали делегации (пусть хотя бы несколько человек) одногодков из России, и это были реальные гуманитарные контакты.
4. Создание условий для обеспечения самофинансирования наших структур. Это инвестиции в экономические структуры, поддерживающие наши культурные, социальные проекты. Поддержка таких структур льготами в импортно-экспортных операциях, сырьевом обеспечении, обеспечении энергоносителями и т. п.
Остановлюсь на этом. Ибо уже чувствую, как Вы, читая, говорите: какой настойчивый проситель! Ну, сколько можно, хватит уже!