Как отличить улыбку от оскала
В киргизской прессе набирает новые обороты антироссийская истерия
Парламент и правительство Киргизии продолжают заигрывать с Москвой в надежде на дополнительные кредиты и материальную помощь, но при этом в самой стране нагнетаются антироссийские настроения, инспирируемые в том числе и самими властями.Меньше слов. Русских слов
В киргизской прессе набирает новые обороты антироссийская истерия. Особенно усердствуют печатные издания, принадлежащие различным партиям, в том числе парламентским, и отдельным политикам. При этом государственная пресса, не очень популярная, сохраняет нейтралитет.
Вот типичное высказывание, аналоги которого можно встретить в большинстве киргизскоязычных изданий: «Засилье российских телеканалов в эфире страны очевидно. Практически все регионы страны, а особенно столица – находятся под психологическим воздействием федеральных российских каналов, не отличающихся объективностью. Ситуация доходит до абсурдного, когда люди не имеют возможности смотреть местные телеканалы из-за низкого качества их передач, а федеральные российские телеканалы получают при этом максимально качественные частоты. Разум населения мутнеет, и вместо получения объективной информации о происходящих событий в стране, люди получают однобокую и претенциозную информацию, написанную под диктовку Кремля».
Стоит отметить, что наиболее популярными киргизскоязычными газетами являются такие издания, как «Фабула», «Лозунг», «Алиби», «Айкын саясат». Они же отличаются наиболее националистическими настроениями. При этом первая из газет принадлежит лично премьер-министру Алмазу Атамбаеву, а вторая – партии, которой руководит вице-премьер Омурбек Бабанов.
Антироссийская истерия, направленная, прежде всего, на российские СМИ в Киргизии и русскоязычную местную прессу, связана с предстоящими вскоре выборами президента страны. Националистические настроения стали важным, чуть ли не основным, инструментом в борьбе за власть: национальный патриотизм – главный способ привлечь голоса избирателей. При этом популярность российских средств массовой информации все же выше, чем местных, что делает их влиятельным инструментом в политической борьбе. Местные каналы, транслирующие передачи российских телекомпаний, имеют более высокий рейтинг, не зря ведь на них ополчились местные националисты.
Об этом говорит следующий пример. Лидер парламентской оппозиционной фракции «Ата-Мекен» Омурбек Текебаев на одном из недавних форумов гражданского общества заявил: «Во время выборов в Кыргызстане передачи зарубежных телеканалов должны показывать в записи, а не в прямом эфире». Он считает, что телекомпании, транслирующие передачи российских телекомпаний, будут обязаны просмотреть материалы до эфира, а в случае если «передача и представленные в ней оценки журналиста задевают честь и достоинство кандидата в президенты страны или партии, баллотирующейся в парламент, то программу можно и не показывать».
Особо политик подчеркнул, что, «если отечественная телевизионная компания все-таки придаст огласке скандальную передачу с недостоверной информацией, очерняющей претендента на самый высокий пост в стране или всю политическую организацию, тогда ее руководство можно будет привлечь к ответственности». Такое отношение к российским телекомпаниям у лидера оппозиционной партии в парламенте появилось после того, как в эфире НТВ во время предвыборной кампании в парламент показали сюжет о политиках Киргизии, в котором, в частности, были кадры, снятые скрытой камерой, где Текебаев находился в интимной близости с девушкой по вызову.
Однако к личной неприязни примешана и неприязнь, замешанная на деньгах. Партия «Ата-Мекен» и лидирующая в парламенте партия «Ата-Журт» являются националистическими. И при этом их лидеры не скрывают своих убеждений. Эти партии финансируются в основном из-за границы.
Одной из инициатив, направленных на выталкивание русского языка из эфира государственных телевизионных компаний Киргизии, стало предложение депутата Камилы Талиевой сократить в эфире количество художественных кинокартин на русском языке. «Восемьдесят процентов фильмов, транслируемых ОТРК, должны быть только на кыргызском языке», – заявила она на заседании парламента.
«Мы вас любим. Дайте денег»
Несмотря на явно антирусские и антироссийские телодвижения парламента и правительства страны, власти продолжают заигрывания с российским руководством. Необходимость в кредитах и инвестициях заставляет их настойчиво заверять в незыблемости киргизско-российской дружбы, однако в то же время продолжает сужаться русскоязычное пространство, российский бизнес выдавливается из страны, а для жизни этнических россиян создаются неприемлемые условия.
Тем не менее многие местные политологи не видят здесь никаких противоречий. Например, Жыргалбек Касаболотов полагает, что ярлык национализма навешивают на рост нормального национального самосознания. «Сейчас просто происходят вполне естественные процессы, когда этническое большинство выступает за свои права, требует, чтобы, как и во всем мире, именно меньшинства интегрировались с большинством, а не наоборот», – сказал он в интервью одному из германских изданий. Он также полагает, что, например, за недавними поджогами трех славянских ресторанов, происшедшими одновременно в разных частях города, не стоит усматривать антирусских настроений.
Но так ли это? «И политики, и президент Роза Отунбаева представили все это, как коммерческие разборки, – говорит председатель «Русского объединительного союза соотечественников» (РОСС) Александр Иванов. – К сожалению, кроме нас никто не обратил внимания на такую избирательность поджигателей. Большинство славянских или русских организаций занимаются в основном культурным направлением в своей деятельности: организуют концерты, фестивали. Русскоязычное движение в Киргизии разобщено. Есть некоторые организации, за которыми нет людей, есть только названия. Некоторые объединения этнических россиян не решаются защищать свои интересы более активно, боясь получить неприятности со стороны властей. Ситуация, скорей всего, не изменится к лучшему. И иногда ощущаешь свое бессилие, пытаясь изменить все к лучшему. Куда только мы ни писали, к кому только ни обращались за помощью! И к президенту России, и к премьеру. Наши обращения отсылают в МИД. И все остается по-прежнему».
В то же время Россия продолжает оказывать гуманитарную помощь Киргизии как деньгами, так и материально, как напрямую, так и через различные международные организации. По информации Всемирной Продовольственной Программы (World Food Programme), Россия за последние три года передала Киргизии только муки на сумму 5,3 миллиона долларов.
Также Россия осуществляет поставки посевного зерна для сельского хозяйства Киргизии. А МЧС России в марте объявило, что выделит 10 миллионов долларов на строительство жилья в пострадавших районах юга страны. Тогда же спикер парламента Киргизии Ахматбек Келдибеков заявил после встречи с руководителем Федеральной миграционной службы РФ Константином Ромодановским, что достигнута договоренность о подписании двухстороннего соглашения, упрощающего процесс легализации трудовой деятельности киргизских мигрантов.
И в марте же Торгово-промышленные палаты Киргизии и России на совместном заседании рабочей группы объявили, что намерены создать единую базу данных о вакансиях для трудовых мигрантов. В апреле на конференции в Оше «Трудовая миграция из КР в РФ: состояние, проблемы, перспективы» заместитель министра здравоохранения и социального развития России Максим Топилин заявил: «Медицинское страхование мигрантов из Кыргызстана должно стать обязательным. Люди получают компенсации и гарантии в таком же объеме, который предусмотрен для граждан Российской Федерации».
В гуманитарной сфере роль России также заметно активизировалась. В конце апреля было объявлено об открытии в Кыргызском государственном университете имени Арабаева киргизско-российского ресурсного центра. Ректор данного вуза рассказал журналистам, что был подписан договор с Московским государственным университетом и Российским государственным гуманитарным университетом о сотрудничестве. Киргизские и российские ученые на основе данного центра будут вести «масштабную образовательную, культурно-просветительскую деятельность».
Но наиболее активно киргизское правительство работает над задачей вхождения в Таможенный союз. Постоянно ведутся переговоры и консультации на двухстороннем уровне. Вскоре премьер-министр Киргизии Алмазбек Атамбаев собирается провести двухсторонние переговоры с российским премьером, для чего собирается вылететь в Москву. Судя по всему, будут обсуждаться именно вопросы вхождения в ТС, а также отмены пошлин на российский бензин, возможность получения кредита из фонда ЕврАзЭс, облегченный режим легализации для трудовых мигрантов.
В ответ же Киргизия не дает и не обещает ничего. Нормально ли так строить межгосударственные отношения?