Как помочь русскому горю
Почему в стране, где проживает 80% русских, вдруг стал актуальным вопрос - защита русского населения?
В Московском международном университете начала работу международная конференция "Роль общественных организаций в решении проблем соотечественников и интеграции мигрантов". Авторы публикуемой ниже статьи анализируют проблемы миграции.За 20 лет на территории бывшего Советского Союза произошло более полутора сотен межнациональных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов.
Где же она, былая дружба народов? Почему в стране, где проживает 80% русских, вдруг стал актуальным вопрос - защита русского населения? Почему лозунг "Россия для русских!", согласно соцопросам, вызывает одобрение более чем у половины жителей страны?
Говорим "считают", потому что история России такова, что если разбираться в "чистоте" крови, то упомянутые 80% сильно поубавятся. Да и принадлежность человека к какой-то нации (не путать с национальностью!) определяется прежде всего его самоощущением, языком, на котором он говорит, культурой, которую он исповедует.
Не стоит, думаем, пугаться, что так много далеких от политики наших сограждан отвечают, не чувствуя подвоха: да, Россия для русских. А впрямь: если не для русских, то для кого же? И ответы на тот соцопрос были скорее всего "протестным голосованием". Так неуклюже вылезала наружу обида: мы, мол, живем в государстве по имени Россия, почти все жители страны говорят по-русски, так почему же нам, русским, просто житья в нашей стране нет?
И вполне закономерно, что у людей нарастает раздражение, не могут они понять, почему им, наследникам многих поколений, которые завоевывали в свое время славу России и ее огромные территории, теперь недоступны те же блага, которыми вольготно пользуются богатые приезжие. Русскому мужику обидно видеть, что поселившийся рядом сосед, плохо говорящий по-русски, сразу хоромы себе отгрохал, на "Мерседесе" разъезжает... Зависть, конечно, дурное чувство, но это не просто зависть.
Возможно, тот мужик и не отдает себе отчета, но в подкорке живет обида за русских соотечественников, которые после распада Союза слышали в республиках: "Чемодан, вокзал, Россия!" Уходят русские и из ряда южных регионов России. В это же время в наши города, прежде всего в Москву, хлынул торгово-спекулятивный класс с бывших национальных окраин СССР и держится здесь по-хозяйски. А корыстолюбивые наши чиновники всячески заезжим богачам потворствуют.
Если поговоришь с людьми, большинство согласится: трудовые мигранты нам нужны, они старательны и опять же не пьянствуют. Другой скажет: но какая же нам, простым людям, польза от их дешевого труда? Налогов они не платят, и все доходы идут не народу, а коррупции. Третий вскипит: да сколько можно терпеть, что куда ни глянь, все злачные места скуплены приезжими?!
Правда, стоит спросить: разве не сами же русские чиновники все злачные заведения продали богатым приезжим? - градус дискуссии спадает. Так вот, это же ненасытная чиновничья рать (плюс, конечно, милиция) унавоживает почву для ненависти между людьми. Но есть и более опасные "патриоты". Они сеют неприязнь между большинством и "меньшинствами" из соображений "политической целесообразности". Приведем для примера один факт, касающийся последствий чеченской войны.
Речь о компенсациях пострадавшим за потерянное жилье и имущество. В 1995-м по указу Ельцина всем бежавшим из-под бомб, чеченцам и русским, была назначена одинаковая выплата в 120 тыс. руб. За разбомбленное жилье. И еще по 20 тыс. за нажитое в течение всей жизни имущество. Получить эту мизерную подачку можно было один раз, и то с великими муками. Не все пострадавшие сумели быстро собрать нужные документы. Тут грянул дефолт, и обещанная сумма стала просто смешной. Люди перестали обивать пороги миграционной службы - ждали индексации. Дождались: в конце второй войны вышел новый указ - о выплате уже в 350 тыс. Стоит ли объяснять, что и на эти деньги обустроиться семьям, чьи квартиры (да и судьбы) безжалостно раскурочило родное государство, просто немыслимо. Но - внимание! 350 выдают только тем, кто вернется в Чечню, а "безвозвратно покинувшие" (понятно, что это в основном русские) остались на прежнем пороге: бери 120 тыс. и гуляй, Ваня...
Если бы какой-то хитроумный враг России задался коварной целью стравить пострадавших русских с пострадавшими чеченцами, лучшего способа он бы не придумал. Весь ужас в том, что тут не было ни коварства, ни злодейства. Просто старались заманить хоть какую-то часть обнищавших русских обратно в Чечню. Чтоб не дать республике стать моноэтничной. О целостности государства, понимаете ли, заботились, решали таким образом жгучий национальный вопрос. Ну не получилось - ошибочка вышла.
Это издевательство над бездомными русскими продолжается по сию пору: 120 к 350 - так и застыло. Сколько же было обещаний "закрыть надоевший вопрос", не раз обсуждались просчитанные до рубля программы, в их подготовке непосредственно участвовал один из авторов этой статьи (В. Поставнин. - "Известия"). Но тем дело и кончилось.
Между тем государству везет: на "закрытие вопроса" требуется все меньше денег из казны. За 16 прошедших с начала бомбежек лет многие "безвозвратно покинувшие" Чечню уже и этот свет покинули. А те, кто пока еще жив, рассыпались по бескрайним просторам России как просо в стоге сена. Уже и не жалуются.
Так "оценить", допустим, тех же чеченцев наши власти, конечно, не посмели бы, а с русскими - можно. Они ведь народ терпеливый... Но бунт на Манежной показал - и великому русскому терпению приходит конец. Это ли не сигнал об опасности гражданской войны?
Что же нам, гражданскому обществу, перед лицом такой страшной угрозы делать? Почему не слышен голос российской интеллигенции, которому поверили бы люди? Ведь надо же в конце концов втолковать населению, как это страшно для всех нас (кстати, и для властей - в первую очередь), когда "Россия для русских!" скандируют подростки, натравленные негодяями, а потом идут бить "инородцев".
Можно загнать себя в тупик: потому, мол, наша интеллигенция молчит, что народ у нас такой - не откликнется. В последнее время в СМИ и даже в "научных" работах проскальзывает тезис о некоей ущербности и деградации русского народа. Но приведем на этот счет мнение человека, имя которого знает весь мир:
"Рассказывают и печатают ужасы: пьянство, разбой, пьяные матери, цинизм, нищета, бесчестность, безбожие. Соображают иные, серьезные, но несколько торопливые люди, что если продолжится такой "кутеж" еще хоть только десять лет, то и представить последствий нельзя:Однако, как уже не раз бывало, в последний момент вся ложь, если только есть ложь, выскочит из сердца народного и станет перед ним с неимоверной силой облегчения. Во всяком случае, спасет себя сам, если и впрямь дойдет до беды. Себя и нас спасет..."
Это Достоевский. С тех пор прошло полторы сотни лет, и не погибла же за это время Россия. Так что грешно нам петь по себе тризну. Пора уж понять, что главная угроза нашей безопасности исходит не извне и не от оппозиции. Главная угроза России - в отсутствии разумной национальной политики, которая привела фактически к уничтожению русской идентичности.
Конечно, с разбегу невозможно "идентифицировать" всех жителей России как один народ. Можно спросить: да с какой стати татарин, эскимос, еврей или чукча станут называть себя русскими? Правда, когда за границей всех выходцев из России, даже евреев, уехавших в Израиль, называют русскими, никого это не смущает. Так в чем же дело? Неужели только в том, что для домашнего употребления единого названия не можем найти?
Ну, давайте держаться за слова, разделяя людей по форме носа и разрезу глаз. Нет, сейчас не до таких глупостей! Перед лицом грозящей нашему обществу опасности надо научиться по-человечески разговаривать с народом. А на каком языке проще всего нам вместе говорить? Ну что за вопрос! Разумеется, на русском.
И как бы склонные к самоедству русские ни ругали себя, альтернативы русской культуре в России нет. Не случайно же, к примеру, Чингиз Айтматов большую часть своих произведений написал на русском. И сегодня наш живой классик Фазиль Искандер пишет только по-русски. Да мало ли кто еще из "инородцев" считает русский родным языком.
Никто из живущих в России нормальных людей не хочет гражданской войны. Делить нашим народам между собой нечего - страна наша огромная и, конечно, одинаково принадлежит всем своим гражданам. Хочется надеяться, что Россия соберется наконец с духом и сбросит со своих плеч тот тяжкий крест, который мы несем последние сто лет: быть уроком для всего мира "как НЕ надо делать".
Лидия Графова, председатель исполкома "Форума переселенческих организаций", Вячеслав Поставнин, президент фонда "Миграция XXI век"
На фото: МАРТ 1995. ГРОЗНЫЙ. РУССКОЕ КЛАДБИЩЕ. ПЕРЕЗАХОРОНЕНИЕ МИРНЫХ, СОБРАННЫХ В ГОРОДЕ ПОСЛЕ ЗИМЫ.