logo

Хлебные крошки

Статьи

Азия
Общество
Казахстан и Средняя Азия

Александр Мешков

Как я был русским гастарбайтером в Таджикистане. Часть 1

А теперь мы к вам!

 

Друзья! Весна, о которой так долго мечтали мы, наконец-то наступила! Солнце! Капель! Бегут ручьи! Они спешит во все концы, а вместе с ними, словно, молодой весны гонцы, устремились в Россию тысячи трудовых мигрантов с необъятных просторов бывшего СССР. Начинается новый трудовой семестр! А собственно, почему все они к нам, да они? Почему не мы - к ним? Я решил нарушить эту традицию, и отправился в Таджикистан, эту главную цитадель трудовых ресурсов для России, чтобы попытаться найти там работу.

20 лет назад Таджикистан наконец-то обрел долгожданную независимость от СССР. И только он обрел ее, как сразу началась кровавая гражданская война. А когда она, к счастью, закончилась, тысячи оставшихся в живых свободолюбивых и трудолюбивых таджиков, вместо того, чтобы строить на обломках самовластья новое правовое государство, устремились на просторы России, чтобы в поте лица своего добывать хлеб насущный и деньги для своей родины. Казалось бы, что им мешает добывать их в своей Великой, прекрасной и богатой стране? (Да, да! Именно - прекрасной и богатой! Таджикистан одна из самых богатых в мире стран по объемам залежей полезных ископаемых! А красота и высота гор во все времена привлекала альпинистов всего мира). Именно, чтобы разгадать эту загадку, я отправился в эти таинственные земли. Следует заметить, что до меня здесь уже успели побывать Александр Македонский, Сюань Цзянь, Марко Поло, Тамерлан.... Но работу тут так и не нашли.

ЗАГАДОЧНЫЙ СОТРУДНИК

Таджикистан начался для меня сразу в аэропорту Домодедово, в зоне регистрации. Ко мне подбежал смуглый, златозубый мужчина в кожаном реглане, в грязной рубашке, неведомого мировой колористике цвета, с лиловым синяком под глазом, не красящим его небритое лицо.

- В Душанбе? - спросил он меня с заботливой, материнской тревогой и с акцентом, выдающим в нем человека не русского.

- Точно! - ответил я, потрясенный проницательностью мужичка.

- Я представитель таджикской авиакомпании. Пройдемте! - он схватил меня за рукав и уверенно потащил к стойке регистрации. Никакой очереди возле окошка не было. Зачем ему надо было меня к нему вести? Я бы и сам дошел...

- Где вы хотите лететь: у окошка или возле прохода? - он прилепил мне на лямку рюкзака какую-то липкую, бурую бумажку без надписей.

- У окошка, - ответил я.

- Дайте ему место у окошка! - сказал он девушке с некоторой долей императивной интонации. Когда я получил от девушки посадочный талон и багажную квитанцию и был в двух шагах от зоны паспортного контроля, он снова догнал меня и потребовал:

- Дайте-ка мне ваш багажный талон! Он вам не нужен!

И я, подсознательно, слепо повинуясь любому магическому приказу работника авиационной компании, отдал ему свой багажный талон.

СТРАШНАЯ ТАЙНА ТАДЖИКСКОЙ АВИАКОМПАНИИ

Уже в самолете я, обладая непостижимым аналитическим складом ума, со стыдом осознал, что меня развели. Мужик тот был без формы, наглый и грязный. Надо быть полным идиотом, чтобы заподозрить в нем сотрудника хотя бы какой-нибудь самой захудалой, разорившейся сельской авиакомпании. Но почему тогда девушка за стойкой слепо ему повинилась? В чем, разводка? - пытался постичь я. Можно, конечно, допустить мысль, что у авиакомпании нет денег на форму и на сотрудников без синяков под глазом. Но я с негодованием отверг эту мысль, поскольку стюардессы и пилоты были в отличной форме и абсолютно без синяков, ссадин, переломов, гематом и шрамов. И тут я вдруг понял!!!! Багажные талоны нужны этим парням для провоза левого, незарегистрированного груза! Они хватают таких лохов, как я, отбирают талоны и потом торгуют ими! Из 10 человек, может быть, один воспротивится и даст вместо талона в глаз лже-сотруднику (как это, видимо, сделал кто-то до меня). Но остальные девять, в спешке, отдадут талон! Но тогда почему же этих торговцев талонами не хватают бдительные, самоотверженные милиционеры и не бросают в темницы, а девушка у стойки молча повинуются им? Мошенники ведь даже не прячутся! А «левым багажом» однажды может оказаться и взрывчатка! Эх! Похоже, эту загадку мне никогда не постичь! Может быть, меня когда-нибудь просветят работники службы охраны аэропорта, под носом которых совершенно открыто, орудуют какие-то проходимцы, представляющиеся сотрудниками таджикских авиалиний. А может быть, ты, читатель, знаешь ответ на этот вопрос? Если знаешь, напиши мне, а лучше - нарисуй!

На самом деле Таджикистан - богатейшая страна. Задача Мешкова - взять у нее эти богатства!
На самом деле Таджикистан - богатейшая страна. Задача Мешкова - взять у нее эти богатства!

ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЕЖКЕ

В аэропорту Душанбе меня ждало первое культурологическое потрясение. Сразу после регистрации ко мне подошел молодой таджик в форме офицера пограничных войск, представился и, просто так, по-дружески, предложил подвезти меня до города.

- Я уже закончил смену, и все равно, домой еду! - сказал он с доброй, светлой улыбкой.

Вы можете себе представить, друзья, чтобы в нашем аэропорту, к таджикскому пареньку подошел российский пограничник и предложил подвезти до гостиницы или к себе домой? Если этот паренек был бы, к примеру, Президент Таджикистана, тогда было бы еще понятно! Я много слышал о знаменитом таджикском гостеприимстве, но с первых шагов уже смог сполна ощутить ее на себе. Эшонкул, так, кажется, звали моего нового друга, домчал меня на своей «мазде» по моей просьбе до самого дешевого отеля (Только в дешевом отеле можно познать суровую действительность без лакировки!), помог оформиться, проводил до дверей номера и сказал:

- Будьте осторожны! Вот вам мой телефон, если возникнут проблемы - звоните! Все решим!

Потом я допер, что причиной такой предупредительной деликатности было не только знаменитое таджикское гостеприимство, но и обычная для всех военных людей солидарность и интернационализм. Ведь я был единственный русский, в военном френче капрала австрийских вооруженных сил. Тогда я еще не знал, что, этот телефончик мне потом, в самом деле, пригодится.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ТАДЖИКСКОГО СЕРВИСА

Беглого (словно политического каторжника) взгляда на отель было достаточно, чтобы понять, что я снова попал в кричащий, развитой социализм, времен многоуважаемых партийных мумий-идолов. Отель напоминал бедного дехканина на свадьбе бая: во фраке, но в рваных исподниках: величественный снаружи, он был унизительно ветхим внутри. Протертые, выцветшие ковры на полу, облезлые стены. Но что нам стены? Нам их не лизать! (Хотя, наверняка, есть и такие любители!) А ведь находятся среди приезжих такие привереды, которым еще и WiFi подавай! (Через квартал от меня находился отель «Хайят», там есть и джакузи, и WiFi, но по $ 400 сутки. Мой-то - за тысячу рублей!). Ну и ладно: хрен с ним, с WiFi (Хрен с Вайфаем - это похоже на восточнее блюдо!). Но в отеле отсутствовало центральное отопление. Кому-то может показаться, что для Таджикистана оно и не нужно, ведь на улице - плюс десять. Укройся двумя одеялами и матрасом, заплати налоги, да спи себе спокойно! К счастью, в номере стоял электрический обогреватель. Это плюс. Но небыло воды. Это минус. То есть, она, видимо, когда-то появлялась в течение суток, но я не попадал на эти счастливые судьбы моменты. В конце концов, время пребывания в этом отеле, мое санитарное состояние достигло такой вызвышенно-трагической точки, что ни один, даже самый лояльный и беспечный санитарный врач не пустил бы меня в свою страну, чтобы избежать санитарной катастрофы. Да я, в таком санитарном состоянии и сам не поехал бы в Россию. Я на дух себя не переносил. Морщился. Но от себя не убежишь!

ОТ ВИНТА!

Биржа труда расположилась за углом моего отеля, рядом с маленькой чайханой, пахнущей жаренным. С утра там уже гудит небольшая толпа. В очереди - одни мужики. Становлюсь крайним.

- Ну, что, мужики, есть работа? - спрашиваю сразу всех безработных коллег.

- А вы откуда? - спрашивает маленький таджик с небольшим пузиком.

- Из Москвы!

- Из Москвы! Из Москвы! Из Москвы! - пронеслось эхом по бирже. На меня сбежались посмотреть, как на говорящего бабуина со всех концов очереди. Давно я не был так популярен.

- А что, в Москве уже нет работы? - заволновались мужики.

- Есть. Но я хочу здесь работать!

Что тут началось. Мужчины стали не патриотично отговаривать меня от этой затеи.

- Уезжай! Здесь нет работы! У тебя нет разрешения! Нет регистрации!

И как-то постепенно они меня уговорили! А эти мужики, оказывается, стояли не в ожидании работы, а для очередной перерегистрации для получения пособия по безработице. Здесь это 50 процентов от прежней заработной платы.

Таджики - очень трудолюбивый народ, работать начинают с детства...
Таджики - очень трудолюбивый народ, работать начинают с детства...

БЭК ИН СССР!

Иду по бесконечно длинному главному проспекту столицы - проспекту Рудаки. Навстречу мне неспешно идут молодые, веселые парни и девчата в современных ризах и пожилые таджики в национальных нарядах и калошах. Все трезвые! Они никуда не торопятся. Это Восток. Есть в этой неспешности какая-то спокойная, мудрая философия. Но все-таки, в этом оазисе спокойствия, какой-то душевный дискомфорт я испытываю. Наконец понимаю, что источник этого дискомфорта в том, что лица русской национальности мне совсем не попадаются. В магазинах нет охранников! Нет полицейских на улицах с автоматами! Никто не хватает меня и не проверяет регистрацию. Прохожие не бухают пиво и джин с тоником из жестяных банок, не курят, и не матерятся громко. Все-таки, какие мы разные...

В одеждах граждан Таджикистана в этом сезоне преобладали темные, немаркие тона. У многих во рту золотые зубы, мечта советского человека недавнего прошлого. Несведущему человеку может показаться, что весь стратегический запас золота благоразумно распределен во ртах граждан этой страны. Но сведущий человек знает, что Таджикистан занимает одно из ведущих мест в мире по запасам золота, серебра, свинца, природного газа, каменного угля и прочих богатств. Так что, сдается мне, друзья, они только притворяются бедными, а, по сути, это очень богатая страна. На стенах некоторых домов, ярким свидетельством торжества демократии висят огромные поясные портреты Президента Таджикистана Эмомали Рахмона. Под ними длинная надпись, которую я пока не понимаю.

- Что там написано, товарищ? - спрашиваю прохожего паренька в черной пиджачной паре.

- Тут написано, что, благодаря суверенитету, у нас прекрасная жизнь, а скоро будет еще прекраснее, - счастливо, но загадочно, смеется паренек.

- Это, на самом деле, так?

- А что - не видно? - снова загадочно смеется он. Пожалуй, это было самая дерзкая политическая акция протеста за все мое время пребывания в Таджикистане. И ни тебе митингов, ни тебе пикетов! Эх! Хотелось бы мне посмотреть в этой обстановке на наших митингоманов, «отчаянных смельчаков», рыдающих от отсутствия демократии в России.

Увидев на проспекте величественные, расписанные замысловатой, ориентальной, восточной вязью ворота, намереваюсь запечатлеть их на фотокамеру, чтобы потом сделать такие же на даче, на зависть соседям. Но из будки, словно чертенок из табакерки, выскакивает боец в форме советского солдата, с автоматом.

- Нельзя! Нельзя фото! - с ужасом кричит он мне.

- Почему, товарищ? - удивляюсь я.

- Это резиденция Президента!

- Ну, так и что, товарищ? Я же не иду к нему в гости! Я же только ворота....

- Ну, нельзя! Тут видеокамеры! Нас потом накажут! - уже мягче и жалобнее просит меня солдат. И я сдаюсь. Ведь у него - автомат!

СПРАВКА «КП»

Республика Таджикистан. Площадь 141800 кв.км. На 93% покрыта горами. Обладает самыми значительными в мире залежами серебра, драгоценные камни, золото, уголь, уран. Население - почти 8 миллионов.Уровень ВВП на душу населения - 2,19 тыс. долларов.

По различным данным, ежегодно до 1,5 млн граждан Таджикистана выезжают на заработки, в основном в Российскую Федерацию, ежегодно переправляя на родину более $2 млрд.

Продолжение следует.

ФОТОГАЛЕРЕЯ: Как Мешков съездил в Таджикистан

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie