logo

Хлебные крошки

Статьи

Яков Плинер, Валерий Бухвалов // "Вести сегодня"

Какой лояльности от нас хотят

Лояльность к власти в демократических государствах вообще как понятие отсутствует

Обычная история нашей интересной в политическом отношении жизни: стоит кому-либо высказать свое противоположное мнение в отношении принятых Сеймом и правительством решений, как автоматически следует ответное обвинение в нелояльности.

В последнее время подобные обвинения звучат все чаще, особенно в связи с акциями протеста против принудительной латышизации русских школ. Вот мы и решили попытаться понять, какой лояльности от нас хотят власти. Оговоримся сразу, что в демократических государствах четко разделяются понятия лояльности по отношению к государству и лояльности к существующей власти. Лояльность к государству означает соблюдение человеком законов данного государства, но при гарантии со стороны государства на свободное высказывание своего мнения к этим законам, а также проведение любых разрешенных законами акций по изменению этих самых законов.

Лояльность к власти в демократических государствах вообще как понятие отсутствует, ибо власти приходят и уходят, а государство остается. Более того, народ чаще всего критически настроен к правящей власти и с помощью прессы, общественных организаций и политической оппозиции пытается влиять на принимаемые властью решения. Насколько это удается – отдельная тема, мы ее здесь касаться не будем, но то, что уровень ответственности власти перед народом, скажем, в Германии, Франции или Великобритании выше, чем у нас, это аксиома. Не было случая, например, чтобы в этих странах премьер заявил своим избирателям, что он не мог их не обмануть в предвыборный период и тем самым ждать обещанного не стоит. У нас это уже стало обычной практикой. Никто из премьеров за все эти годы так и не выполнил даже половины своих обещаний, а некоторые открыто признавались в том, что и не собираются их выполнять. При этом власть неустанно повторяет о том, что мы должны быть лояльны государству, подразумевая под этим лояльность к самой власти. Итак, какой же лояльности от нас хотят?

Верить в наши экономические успехи

Согласно существующим идеологическим легендам, все эти 13 лет наши правительства, направляемые Сеймами, только и делали, что боролись с тяжелейшими последствиями советской оккупации. Главное направление борьбы развернулось на фронте языка, гражданства и постепенного уничтожения русского образования. А под грохот этой борьбы проводилось уничтожение экономических основ оккупации – приватизация промышленных и сельхозпредприятий, выразившаяся в их уничтожении путем элементарной распродажи "за бутерброд". По оценкам независимых экономистов, 40-миллиардное состояние, накопленное в тяжелые годы оккупации, было распродано не то за 120 миллионов, не то за 160. При этом львиная доля этих денег ушла на содержание самих продавцов из одного агентства, которые начинали свою карьеру в единственном костюме, а закончили с миллионными состояниями. Но вы не подумайте чего плохого, все делалось по законам, игра называлась "фантики", допускались к ней, правда, не все, а сами знаете кто, и теперь мы, наконец, можем вздохнуть с облегчением. За исключением нескольких гигантов-монополий наши власти распродали все.

Главный итог для избранных: у нас появилось около 200 миллионеров. Это официальных. Есть, конечно, и немного неофициальных. Что от этой аферы досталось народу? Народу достались мизерные зарплаты, еще более мизерные пенсии по старости, смехотворные социальные пособия и массовая безработица в депрессивных регионах. В результате начался и продолжает усугубляться демографический кризис – народ вымирает, процветает пьянство, распространяется наркомания, увеличиваются преступность и детская беспризорность. Нищета стала символом нашего государства.
Нельзя сказать, что правительство ничего не делает. Регулярно принимаются умные концепции и программы по борьбе с бедностью и низкой рождаемостью, проводятся массовые акции сперматозоидов и научные конференции за деньги спонсоров. Правда, есть одно слабое место — результатов никаких. Но бурный процесс идет. Правительства регулярно рапортуют об увеличении ВВП, других показателей нашего экономического роста, политики называют нашу страну "балтийским тигром", а народ продолжает нищать.

Теперь о главном. Если мы хотим быть лояльными, то должны придерживаться официальной доктрины и верить в очередной миф о том, что через 15-20 лет будем жить на уровне развитых стран ЕС. И пусть нас не смущает, что этот миф ничем, кроме хорошо оплаченного оптимизма их авторов, не обоснован. Главное – вера, именно вера способна сделать экономическое чудо. После войны, когда все кругом еще лежало в руинах, товарищ Сталин сказал, что "жить стало лучше, жить стало веселее", и газеты наперебой начали расписывать, где стало лучше и кому стало веселее. Главное – слушать и верить политикам, а то ведь не узнаешь, когда радоваться. Требуется малость: обмануть самого себя – и вы лояльны.

Нужно "интегрироваться", а не митинговать

Для успешной реализации концепции "латышской Латвии" власти разработали для нацменьшинств программу "интеграции общества". Лояльность представителя нацменьшинства заключается в том, чтобы, ни в чем не сомневаясь, слепо выполнять все предначертанное для него в этой программе.

Во-первых, пройти натурализацию. Ничего, что Народным фронтом гражданство было обещано всем постоянным жителям Латвии без натурализации. От своего обещания никто из них публично не отказывался, за исключением одного бывшего лидера одной из партий, так и не прошедших в нынешний Сейм. Этот пуйка честно сказал: ну как, мол, вас было не обмануть, ведь иначе ничего бы с нашей "песенной революцией" не вышло. А так плати каких-то жалких двадцать латов, выучи латышский язык и историю, сдавай экзамены и натурализуйся. В чем проблема-то? И даже товарищ Добелис ничего против нацменьшинств не имеет, только чтобы признавали приоритет титульной нации во всех делах, а так живите, мол, сколько хотите.

Возникает вопрос: почему натурализация топчется на месте, ведь все условия созданы? И опять нас обвиняют в том, что не хотим, мол, служить в армии и многое другое не хотим, одним словом – нелояльны. Про то, что политические обещания надо исполнять, никто ни слова, что перед людьми надо извиниться за все эти годы унижений – опять никто ни звука.

Второе важное условие лояльности – это добровольное обучение собственных детей в средней, а еще лучше и в основной школе на госязыке. По заявлению одного клоуна от политики, нам надо не надуманные бастионы защищать, а помогать нашим детям повышать свою конкурентоспособность, обучаясь в школе на госязыке. Глядишь, один из ста и в чиновники выбьется. Остальные смогут стать дворниками с неполным средним образованием. И пусть на нас не обижаются дворники, мы уважаем эту профессию, но сильно не уважаем авантюризм, именуемый ныне реформой-2004. На наши акции протеста и обращения нам говорят, что, мол, все это напрасно, власти и так уже пошли на "последний компромисс" – ввели процентные нормы распределения языков в средней школе. И больше ни-ни, разве что г-н Шадурскис мусор подметет после очередного митинга и продолжит "светлое дело реформы".

Одна очень уважаемая дама, не несущая никакой политической ответственности за свою деятельность, так прямо и говорит: мол, мы бы рады вам помочь, но ведь политику невозможно отделить от образования. А мы считаем, что можно. Ведь педагогика всегда имеет научное обоснование, а авантюризм под видом политики такого обоснования не имеет. То, что сфера школьного образования нацменьшинств стала площадкой для политических авантюр, все давно уже понимают, но власти не хотят этого признавать. Хотите быть лояльными по этой части – помогайте властям лишать ваших детей права на качественное среднее образование.

Третье важное условие лояльности – это правильный выбор источников информации. Уже неоднократно говорится с властных политических трибун о том, что русская пресса очерняет действительность, что в русской прессе нет всей правды, например, о реформе русских средних школ путем принудительной латышизации. Поэтому читать русскую прессу вредно и нелояльно. Другое дело латышская пресса. Там малейшее сомнение в необходимости обучения русских детей на госязыке тут же трактуется как нежелание изучать госязык. Ну и что, что вы пытаетесь доказать обратное, а вот авторы латышских газет так не считают. Вот вам настоящий пример лояльности. И ученые-латыши тоже лояльны – нет никаких мнений по поводу авантюризма реформы. Оно и понятно, кушать хотят все.

Особая тема – трактовка исторических событий. Лояльность тут определяется очень просто: признаете вы факт оккупации Латвии или нет, считаете вы легионеров героями или нет, считаете вы, что страна-оккупант нам много должна за разрушенное во время оккупации или нет. И наконец, не пора ли вам, любезный, несмотря на то что вы здесь родились, добровольно репатриироваться на вашу историческую родину. Это был бы финальный аккорд проявления лояльности с вашей стороны. А то ведь вам должно быть стыдно за все прошлое Латвии, к которому вы никакого отношения не имеете.

Некоторые "общественники" пытаются добиться от наших властей диалога, всячески раскланиваясь и демонстрируя свою лояльность. И власть идет с ними на диалог по принципу: что мы вам скажем, то вы должны будете сделать. Можно уточнять подробности, но сомневаться или протестовать нельзя. В противном случае с вами говорить не будут, вы нелояльны.

С кем сегодня власти ведут диалоги? Только с организациями, верно служащими или готовыми служить власти. С любыми оппозиционными организациями – как с политическими, так и с общественными – никакого диалога нет. Но мы верим, что теперь с помощью Парламентской ассамблеи ЕС, где нашим детям впервые была оказана поддержка, и наших активных акций в рамках законов власть все-таки вынуждена будет пойти на диалог с оппозицией и пересмотрит свое отношение к лояльности.

Не надо путать Божью благодать с яичницей, догмы национальной ограниченности – с демократией.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie