Казахский каганат
Независимость по-казахски
Националистический зуд
С момента обретения Казахстаном независимости, руководство страны приступило к поиску новой национальной идеи и определению единой цели развития государства. 16 декабря 1996 г. в своем докладе, посвященном 10-летию массовых беспорядков в Алма-Ате, президент Казахстана Н.Назарбаев в качестве приоритетной задачи назвал создание этнократического государства, "государства для казахов", которое стало бы лидером в Центральной Азии и укрепило свое положение на мировой арене, участвуя в реализации идеи "Великого Турана".
"Почти полторы тысячи лет назад тюрки создали первое великое государство – Тюркский каганат, наследниками которого стали многие государства, в том числе наша страна", – заявил Н.Назарбаев, отметив при этом, что главным препятствием в осуществлении планов казахского руководства является проживающее в республики русское население. Наиболее активная его часть рассматривается, зачастую, как "пятая колонна" России, способствующая реализации "неоимперской" политики, выступающая за отделение северных "русских" территорий. Поэтому сегодня важное значение для Астаны приобрело подавление "неказахского элемента в казахской государственности". Для этого руководством Казахстана проводится целый комплекс мероприятий.
Современная официальная казахская историография стремится объяснить постепенное возрождение "нового казахского национального самосознания" на базе разнообразных политико-исторических и мифо-исторических реконструкций. Темы кыпчаков и чингизидов внедряются в массовое сознание как инструменты обоснования возрождения казахской государственности. При этом настойчиво проводится мысль о том, что Россия, осуществившая "жесткую казачью колонизацию Казахстана", надолго лишила казахский народ независимости. В качестве государственных праздников независимого Казахстана определены в основном дни памяти "невинных жертв русского дореволюционного произвола" и торжества по случаю "побед доблестных предков над неверными".
День независимости республики учрежден в память о событиях 16 декабря 1986 г., когда была разогнана имевшая антирусскую направленность демонстрация столичной молодежи. В республике все больше получает закрепление практика отмечать общие для тюркских народов знаменательные даты. Так, 31 января 2000 года в Казахстане широко праздновалось 700-летие Османской империи.
В Казахстане внедрена в жизнь высказанная ее президентом шовинистическая идея "соединения казахского ума и русских рук", как залога возрождения страны. Приватизация в республике проведена с ярко выраженной этнической окраской. Ее основным направлением стало укрепление новой национальной казахстанской экономической элиты. Были предприняты меры к недопущению зарождения "русской буржуазии". Русских руководителей и предпринимателей, вмешивающихся в сферу распределения материальных благ, ожидают преследования, снятия с должностей и аресты. Политическая элита добилась преобладания титульной нации в органах исполнительной, законодательной и судебной власти всех уровней. Удельный вес казахов в высших эшелонах управления республики выглядит следующим образом: в 1985 году - 50 %; в 1994 году - 75%; 1999 год - более 90 %.
В руководстве администраций областей, в том числе и на северо-западе республики, где казахи составляют явное меньшинство, они преобладают во властных структурах. Если в 1994 г. из 19 первых лиц областного уровня 14 человек составляли казахи, 2 – немцы, 3 – русские, то в 1999 г. из 16 вновь избранных парламентариев лишь двое оказались представителями некоренной национальности (один из них немец, другой татарин). Все остальные места получили казахи. Такое непропорциональное представительство депутатов позволяет казахскому большинству блокировать принятие жизненно важных для некоренного населения решений.
К нации "большинства"
Руководством республики проводятся мероприятия, направленные на изменение этнического состава населения Казахстана. При этом преследуется цель – сделать казахов нацией большинства. Для "разбавления" некоренных жителей представителями титульного населения произведены изменения административно-территориального деления Казахстана. В 1997 г. столица республики перенесена из Алматы в Астану, упразднен и укрупнен ряд областей – их в Казахстане вместо 19 стало 14.
В республику приглашаются этнические казахи, проживающие в других государствах. Для их возвращения в республике упрощен порядок оформления въездных документов и получения казахстанского гражданства, обеспечены различные льготы. За период с 1994 по 1997 год в Казахстан переехало более 105 тыс. казахов из соседних стран, преимущественно из Монголии, Китая, Ирана, Афганистана и Турции. Характер расселения репатриантов направлен на изменение этнического баланса. Так, казахи из Монголии расселены на севере республики. Причем они всем своим укладом и мировоззрением резко отличаются не только от русских, но и от местных казахов, что ведет к возникновению трений с местным населением.
В последнее время для противовеса преобладающему в ряде областей русскому населению Н.Назарбаев пытается использовать чеченскую общину. В республику под видом беженцев уже прибыло 15-20 тысяч чеченцев, которые поставлены на особый учет органами внутренних дел и расселены в районах с преимущественно русским населением. На почве антирусских и пантюркистских настроений происходит сближение казахских властей с представителями чеченской диаспоры.
Установка на достижение численного перевеса коренного населения как главного условия упрочения суверенитета создает межэтническую напряженность в республике. Опросы населения в начале 1998 г. показали, что если 8 % казахов не доверяют представителям других народов, то уже почти каждый третий казах однозначно поддерживает выезд других этносов из Казахстана (28 %). Все чаще возникают вспышки бытового национализма между русскими и казахами, казавшиеся ранее невозможными.
Несмотря на то, что более 45 %. населения Казахстана считают русский язык родным, свыше 60 % казахов свободно владеет им, а половина из них говорит только на русском, русский язык не имеет статуса государственного. Ему придан статус неофициального языка "межэтнического общения". Значительно затруднены возможности получения образования на русском языке. Власти республики стремятся полностью вытеснить русский язык из сферы общественной коммуникации. Опираясь на конституцию и закон "О языках в республике Казахстан", практически все республиканские СМИ большую часть материалов публикуют или передают на казахском языке.
В республике проводится последовательная политика, направленная на сокращение объемов российского телевещания. С 1996 г. в Казахстане полностью прекращена трансляция передач российской телерадиокомпании (РТР), сокращен объем вещания ОРТ, этот канал переведен на другой частотный канал, охватывающий гораздо меньшую территорию республики. С 11 января 1998 г. в республике прекращено вещание российской радиостанции "Маяк".
Этнические русские лишены равного с казахами права участвовать в политической жизни страны. Гонениям со стороны властей подвергаются партии и организации, не разделяющие официальный курс властей и защищающие права русскоязычного населения республики. При помощи разросшегося карательного аппарата (личный состав "правоохранительных органов" (без КНБ Казахстана) более чем вдвое превышает численность вооруженных сил республики и продолжает постоянно расти) осуществляется тотальная слежка за активистами русских и казачьих организаций, против их лидеров ведется уголовное преследование.
В очень сложном положении оказалось казачество. Оно жестоко притесняется властями вплоть до мер уголовного преследования, психологического и информационного давления. Наглядным тому примером являются хорошо известные события в ноябре 1999 г. в Усть-Каменогорске. Эти действия Астаны привели к массовому оттоку наиболее мобильной и активной части славянского и русскоязычного населения из Казахстана в Россию. Проведенная в республике в марте 1999 г. перепись населения показала, что с 1992 по 1999 гг. население страны сократилось на 2,5 млн. человек, причем более половины из них русские.
В настоящий момент, благодаря подобной национальной политике руководству республики удалось добиться преобладания коренной нации (в марте 1999 г. казахи составили около 53,4 % населения страны). Однако русскоязычное население в ряде северных приграничных областей республики по-прежнему составляет большинство. Так, в Кустанайской области более 70 %. населения составляют русские, в Северо-Казахстанской, Акмолинской, Карагандинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской областях более 50 %. Проживающее здесь русскоязычное население считает, что северные области Казахстана не являются территориями традиционного проживания казахов и входили до революции 1917 г. в состав земель казачьих войск – Сибирского, Оренбургского, Семиреченского – и были переданы в состав Казахстанской ССР по идеологическим мотивам, 74,7 %. проживающих здесь русских считают эти территории своей родиной и не собираются мигрировать за пределы Казахстана. Именно здесь дискриминационная политика властей вызывает наибольшее возмущение славянского населения. Этим объясняется и перенос столицы в северную Астану. По всей видимости, так казахским властям удобнее проводить свою "национальную политику".
В начале февраля 2000 г. в Астане по инициативе казачьих организаций, славянского общества "Лад" и компартии Казахстана прошел массовый митинг. В принятом обращении к президенту и народу Казахстана участники митинга потребовали скорейшего проведения референдума по вопросу присоединения Казахстана к союзу России и Белоруссии. Тем временем, Н.Назарбаев выступает с так называемым "Евразийским проектом", целью которого является интеграция наиболее мощных в экономическом и военном отношении стран СНГ в новое объединение. Однако, на деле эта инициатива может рассматриваться лишь в долгосрочной перспективе в силу целого спектра экономических и политических проблем. Не могут это не понимать и в Астане. По всей видимости, именно таким образом казахские власти хотят сохранить дружественные отношения с Москвой, не говоря "нет" интеграции между двумя государствами по варианту союза России и Белоруссии.
Бегство в Россию
В тоже время, страдая от экономического кризиса в Казахстане и стремясь улучшить свои жизненные условия, значительное число этнических казахов переселяется в приграничные районы России (18-20 %. из них – нелегально). По данным ООН, каждый 19-й выехавший из республики – казах. Ряд лидеров казахских общин добивается создания в России собственных национально-территориальных автономий. Под это подводится историческая база.
Так, в опубликованной в газете казахской диаспоры в Оренбурге "Айкап" серии статей под общим названием "Оренбургские казахи: от древности до сегодняшних дней" казахский историк Т.Казиев пытается доказать, что казахи имеют историческое право на территории "от Оренбургских степей до Дуная", что именно казахи являются коренным населением Оренбургской, частично Челябинской, Астраханской, Волгоградской областей, а также Татарстана и Башкортастана. Эти идеи поддерживаются официальной Астаной.
По данным ФПС РФ, сегодня более 70 тыс. казахов проживают в Омской области, свыше 30 тыс. – в Алтайском крае. В ряде районов Челябинской области казахи занимают второе место, после русских. Однако, если миграция из Казахстана носит характер стихийного процесса, то строительство и обустройство таможенных постов, которые Казахстан ведет в одностороннем порядке ускоренными темпами – это мера, санкционированная правительством республики.
Пристального внимания заслуживает тот факт, что работа по делимитации российско-казахстанской границы еще не завершена. Можно предположить, что в будущем Астана станет претендовать на проведение границы по уже обустроенным пунктам пропуска.
В планах Турции и США
Все эти действия Астаны активно поддерживает Турция, стремящаяся к созданию "Тюркского содружества", в состав которого, по мнению Анкары, должны войти Азербайджан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Казахстан с перспективой подключения к нему Украины и Ирана. Кроме того, Турция хотела бы получить возможность использовать казахстанскую территорию в качестве плацдарма для влияния на исламизированные российские территории и регионы (Оренбуржье, Нижнее Поволожье, Татарстан, Башкортостан), для создания так называемого "Оренбургского коридора" и рассечения России по меридиану Предуралья.
Планы Турции открыто поддерживают США, пытающиеся обеспечить Анкаре роль регионального центра силы, который смог бы втянуть в свою орбиту тюркские страны СНГ и стать альтернативой возрождения российского влияния в Центральноазиатском регионе.
Неслучайно основным инвестором Казахстана является Вашингтон, который за последние годы вложил в развитие экономики республики около 2 млрд. долларов, или 28 % от общего объема прямых иностранных инвестиций. В интересы США входит, помимо всего прочего, поиск путей транспортировки казахстанских энергоресурсов на мировые рынки. При этом Вашингтоном преследуется цель изоляции России. Именно в этом вопросе наиболее ярко проявилась двойственная позиция Астаны. С одной стороны, сложности, возникшие с реализацией проекта нефтепровода Баку-Джейхан, вынуждают правительство республики в качестве основного определить наиболее надежный и быстро окупаемый вариант транспортировки нефти через территорию России. С другой, Н.Назарбаев заявляет, что Казахстан не отказывается от поддерживаемого США маршрута Баку-Джейхан.
Более того, казахстанская сторона даже предложила переименовать этот маршрут в Актау-Баку-Джейхан. При этом до Баку нефть с Мангышлака будет доставляться танкерами. Между тем, казахским властям, сделавшим на данный момент сугубо прагматичный выбор в пользу транспортировки нефти через российскую территорию, следовало бы обратить внимание на реакцию "нового союзника в лице Вашингтона", которая не заставила себя ждать. В последнее время в США все чаще стал подниматься вопрос о коррумпированности президента Н.Назарбаева и его ближайшего окружения, в том числе и его родственников. По сообщениям западных СМИ, дочери казахского президента имеют счета в швейцарских банках, на которых лежат западные кредиты.
Россия же, которая не взирая на политическую и экономическую конъюнктуру, всегда поддерживала казахские власти в вопросах построения независимого государства, и остающаяся сегодня открытой для более тесной экономической и политической интеграции, вправе ожидать от казахского руководства не слов о дружбе, а реальных дел, первым из которых могло бы стать изменение национальной политики в республики. Тем более, что Н.Назарбаев еще 10 лет назад активно выступал за сохранение союзного многонационального государства – СССР.
P.S. 14 января 2001 г. в г.Алма-Ате состоялось собрание инициативной группы по созданию Русской партии Казахстана. Избран Оргкомитет, который приступил к работе.