logo

Хлебные крошки

Статьи

А.В. Зубарев,Президент Ассоциации филиалов российских ВУЗов в Казахстане

Казахстан становится "Евразийскими Балканами"

Это отразится на безопасности не только центральноазиатскогo региона, но и самой России

Глобализация современного мира оказывает влияние на характер, функции и государства и права. В условиях глобализации Казахстан вынужден проводить интернационализацию своего права посредством рецепции (заимствования крупных массивов права у других государств), гармонизации ("сближения") и унификации (введения единообразных норм) своего права. Однако заимствование основных типовых или модельных законов все же не мешает "казахстанскому барсу" принимать законы, подзаконные акты или постановления правительства, противоречащие отдельным статьям Конституции или Гражданского кодекса (ГК). Например, ст. 43 ГК РК и ст. 52 ГК РФ идентичны, но отдельные статьи закона "Об образовании" РК, как и постановление правительства РК № 1174 от 1996 г. противоречат этим статьям ГК РК и фактически вводят запрет на российское образование на территории республики. А ведь возможность получения российского образования в Казахстане – это неотъемлемое право русских и русскоязычных, проживающих здесь, на тот образовательный стандарт, который учитывает их национальную самобытность и систему ценностей. Знания стали важнейшим фактором не только в конкуренции на мировом рынке, но и в мировой политике. Не природное сырье, а инновационный уровень промышленной продукции становится решающим фактором развития. Формирование единого глобального общемирового финансово-информационного пространства на базе новых компьютерных технологий изменило относительную ценность ресурсов. Наиболее ценными стали самые мобильные из них: интеллект и финансы. Носители же финансов и интеллекта – люди - из Казахстана эмигрируют. Казахстан безвозвратно теряет не только эти важнейшие ресурсы, но и саму потенциальную возможность их производить, что в итоге лишает его всякой исторической перспективы. Если основу промышленного производительного труда составляют русские, то они и сегодня определяют экономический потенциал республики. Свыше 2 млрд рублей было затрачено бывшей Казахской ССР на создание своего национального промышленного пролетариата, но своих "заслуженных сталеваров", стоящих у доменных печей, практически как не было, так и нет. А вот государственные органы управления и принуждения формируются, в основном, на основе представителей титульной казахской нации. Иными словами "казахстанским барсом" выбран самый малозатратный и эффективный способ передвижения к своему экономическому чуду "Казахстан-2030" – "на чужом горбу". Сегодня у русских в Казахстане исчерпан не только кредит доверия к власти, но и заканчивается лимит "великого русского терпения". Изменение статуса русского языка из государственного в официальный привело к его существенному сокращению на телевидении, в СМИ, учебных программах образовательных учреждений республики. В сознании же казахской правящей элиты "великое русское терпение" стало восприниматься как "покорность". Политическая пассивность русских в Казахстане обусловлена, в первую очередь, утратой духовно-нравственных ориентиров, смысла и цели жизни и отсутствием перспектив на будущее в условиях строительства "казахской государственности". Отстранение русских от управления собственностью в центральноазиатском регионе, созданной их трудом в течение столетий, породило глубокие противоречия этнического, классового, религиозного и культурного характера. Сегодня реальна опасность возникновения уже "Евразийских Балкан", что отразится на безопасности не только центральноазиатского региона, но и самой России. Избежать этого поможет только демократизация казахстанского общества. Для русских борьба за демократию в Казахстане – это не только борьба за свои права, но и объективно за права казахов, ибо среди всех форм государственного устройства только демократия основывается на минимуме принуждения и максимуме согласия как среди граждан, так и среди наций. В Казахстане, где сегодня этнические противоречия усиливаются, а власть чрезмерно централизована, достижение устойчивых форм демократии практически невозможно. Русские в Казахстане – неотъемлемая часть государствообразующей нации страны под названием Россия. Несмотря на неослабевающую уже в течение 10 лет вынужденную эмиграцию русских из "дружественного" Казахстана (подписавшего недавно с Россией договор о вечной и нерушимой дружбе), "русский вопрос" все более усиливает напряженность в обществе. По высказываниям некоторых депутатов-казахов казахстанского парламента, русские – это "пятая колонна" внутри республики. Чувство обеспокоенности у русских вызывает двойственность во внутренней и внешней политике "казахстанского барса". Суверенизация Казахстана сопровождается ликвидацией всех атрибутов и символов не только советского периода, но и дореволюционной России, вызывающие нежелательные ассоциации с прошлым. "Формирование национальной идеи возможно только на основе нового прочтения нашей собственной истории" – так утверждает бывший коммунистический лидер и сегодняшний казахстанский президент в своих теоретических трудах. Но общее прошлое имеет над нами власть, и эта власть в значительной мере является неосознанной. "Если мы будем бороться с прошлым, – предупреждал У. Черчилль, – мы потеряем будущее". Сегодня у русских в Казахстане пытаются отнять прошлое и лишить их будущего, ибо становление "казахской государственности" предполагается на основе "самоопределившегося казахского народа", национальная идентичность которого происходит только по родо-племенным признакам. Это автоматически исключает неказахов, а следовательно, и русских, из неофициальной политики из-за их нетитульности. Казахстан, будучи многонациональным, обратившись к принципу главенства национального самоопределения только титульной нации предрасположен к распаду. Государство, не способное забыть прошлые обиды и удовлетворить ожидания у нетитульных наций, обречено на разрушение. Поэтому создание любых центров консолидации русских в виде политических партий, национально-культурных или территориальных автономий властью всячески воспрепятствуется и рассматривается как сепаратизм. Во главу угла в Казахстане поставлена безопасность власти, а не человека. В этих условиях у русских в Казахстане 3 пути: первый – борьба за демократию, т.е. за свое равноправие на основе своей национальной идентичности, что требует от них роста национального самосознания и консолидации; второй – эмиграция, что означает покинуть землю, на которой их предки, ведя оседлый образ жизни, создали многие города современного Казахстана; третий – добиваться прав не за счет равенства, а за счет сецессии, т.е. отделения части территории с компактным проживанием русских. Отказ русским в равных правах – это отказ в одном из основных прав человека – в праве на демократию. Вступление же в действие с 01 июля 2002 года нового закона о гражданстве РФ, ужесточающего процедуру принятия гражданства для российских соотечественников, становится для русских в Казахстане дополнительным препятствием в реализации второго пути. Если положение не изменится, для русских останется 3-ий путь, что будет лишь способствовать процессу "балканизации" в Казахстане. Европейское сообщество признало право албанцев в Македонии на пропорциональное представительство в органах государственного управления, силовых структурах при их численности в регионах 20% и выше от общей численности населения, на признание албанского языка вторым государственным. Почему бы руководству Казахстана, декларирующему свою приверженность к демократическим ценностям, не руководствоваться такими же принципами в отношении русскоязычного населения, тем более что в некоторых регионах численность русскоязычного населения превышает 50%, а кое-где и 70%. Руководство современной России, ее государственные институты и политические партии во избежании охлаждения теплых отношений с "дружеским" Казахстаном, видимо, считают "русский вопрос" в республике не актуальным для себя. Но невозможно в одночасье изменить то, что является для русских частью их национального генетического кода: идти на любые жертвы ради самостоятельного места в истории, ради свободы выбора в будущем для грядущих поколений. Великую нацию, к коим относят русскую, нельзя загонять в угол – такова сегодня историческая и геополитическая реальность. Разделенность русской нации и чувство национальной ущемленности вызывают у русских в Казахстане не только растущее чувство протеста, но и откровенную обиду. В условиях разделенности русского народа и его национального унижения в странах ближнего зарубежья вряд ли Россия может считать себя Великой державой. Прагматизм в политике и защита интересов России в ближнем зарубежье не должны вести к утрате духовно-нравственных принципов русской нации. Сегодня Россия продолжает терять не только свое влияние и репутацию в Центральной Азии, но она может лишить себя в лице русской диаспоры самой основы своего существования – Веры, Надежды, Любви. Становление православно-христианской цивилизации наиболее ярко проявились в 1812 году, когда русский народ, напряжением всех своих духовно-нравственных сил, выстоял против Наполеона и защитил свое Отечество, свою родную землю. "Русские в Париже", – писал Запад в 1812 году. "Русские в Берлине", – писал тот же Запад в 1945 году. "Русские в космосе", – писал Запад, но уже в 1961 году. "Русские вынуждены уезжать из Казахстана", - пишет Запад сейчас. Хотелось бы в свете сказанного напомнить слова М.И. Кутузова из его обращения к калужанам в трудное время нашествия на страну сил Западной Европы: "Вменяю в приятный долг уведомить калужан, что неприятель и враг русского народа обратился в бегство. Знайте, чтобы быть победителем, довольно быть только русским".

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie