Харьков – за русский язык
Не так давно в Харькове было совершено нападение на офис объединения "За культурно-языковое равноправие"
На вопросы "Союзной газеты" отвечает руководитель объединения Геннадий Макаров.– Как вы считаете, кто мог напасть на офис, с чем это связано?
– Рост авторитета и известности наших организаций заставляет политических оппонентов переходить к хулиганским способам аргументации. Посмотрите, как ведут себя национально-свiдомые в парламенте. Тот же стиль.
– Такая попытка давления на организацию произошла впервые?
– Это уже второе нападение. 12 октября 2003 г. во время наших антиющенковских выступлений в Донецке у входа в наш офис была сорвана табличка "Партия Русско-украинский союз" (я являюсь руководителем городской организации). В этот же день была сорвана табличка городской организации "Партии регионов" во Львове.
Однако нападениям подвергается не только офис нашей организации – вспомним захват националистически одурманенными студентами помещения ЦК КПУ в Киеве. Избиения ветеранов ВОВ в западной Украине, погромы и поджоги офисов русских организаций в Львове и Киеве не волновали власти, пока этот культивируемый ею национализм не обратился против нее. Я говорю о "праздновании" дня рождения Т.Шевченко в Киеве в 2003 году, после которого ряд экстремистов все-таки понесли наказание.
– Какова позиция украинской власти?
– Власть должна понять, что культивирование демонов национальной исключительности чрезвычайно опасно. Чего стоит запрет рекламы на русском языке? Чего стоит введение НДСа на русскоязычную печатную продукцию, что приведет к ее удорожанию на 30-50 процентов?
Возьмите учебники: "москали" постоянно угнетали украинцев. Закладывается идеология реваншизма, подстрекающая на экстремистские действия. Власть как бы дает сигнал: русскоязычные – граждане второго сорта, власть их защищать не будет и тем провоцирует деструктивные элементы на насилие. Разделенный таким образом народ не сможет поставить под свой контроль государственные институты.
Идеологической основой манипуляции сознанием является создание образа внутреннего врага, на которого можно списать недостатки. Одновременно враг должен страдать – эффект козла отпущения. Это политическая технология авторитарных, деспотических режимов.
Заложена эта мина для мира и стабильности, гражданского согласия в ст.11 Конституции Украины, где народ Украины разделяется на три сорта: украинская нация, коренные народы, национальные меньшинства, куда попадают все русскоязычные граждане, т.е. более 50 % населения страны.
А ст. 10 (о государственном статусе мовы) несет такую же антидемократическую нагрузку как ст. 6 в брежневской Конституции (о руководящей и направляющей роли компартии). Поэтому нашими предложениями по изменению Конституции были, прежде всего, отмена ст. 11 и введение официального статуса русского наряду с украинским. Мои прогнозы неутешительны – эскалация напряженности будет продолжаться: уже публично прозвучали слова о необходимости "позитивной дискриминации" и призывы к ее осуществлению. Если раньше сам факт дискриминации отвергался, то теперь ее необходимость прямо провозглашается, и ей будет придаваться законность.
– Что Вы можете сказать о положении русскоязычного населения в Харькове?
– Мы проводим постоянный мониторинг дискриминационных тенденций по отношению к харьковчанам, 87% которых проголосовали в день выборов за официальный статус русского языка во всех сферах общественной жизни. Нашими оппонентами выступают скорее не украинские националисты, а власть, которая приняла их лозунги, символы, гимны, аргументацию, повторяя опыт большевистской украинизации 20-30-х годов.
Харьковский горсовет еще в 1996 году принял решение об использовании русского языка наряду с украинским на своих коммунальных предприятиях. Прошло свыше 20 судебных заседаний. В конце концов, встала проблема роспуска горсовета, поскольку он отказался выполнить вердикт суда – отменить это решение. Объединение "За культурно-языковое равноправие" вместе с другими организациями поддержали горсовет пикетами, листовками, обращениями. И тогда депутаты горсовета приняли решение о проведении языкового референдума в день выборов.
Харьковчане (87%) поддержали горсовет, и теперь его итоги – дополнительное правовое основание нашей деятельности. Правда, после выборов 2002 г. состав горсовета обновился, но по вопросу русского языка колебаний нет.
Дискриминационные тенденции нарастают не только в школьном (дошкольном) образовании, документообороте, ВУЗовской жизни. Если раньше защиту диссертаций, которая должна быть напечатана на мове, можно было осуществлять на русском языке, то теперь и в этом вопросе закручивают гайки.
До сих пор действует приказ министра образования, согласно которому инструкции на лекарственных препаратах должны печататься только на мове, что ставит под угрозу жизни тысяч человек. Аналогичная ситуация с перечнем веществ на упаковках с продуктами питания. Еще более острая ситуация с изобретателями. Как выясняется описание открытия или изобретения должно быть на мове, и приходится творцам творить (выдумывать) и терминологию. Создается ситуация, когда человека можно лишить интеллектуальной собственности филологическим способом, доказав, что какой-то "шпунтик" на самом деле шпунтиком не является. По словам "технарей" технические словари составляются переписыванием украинскими буквами польских терминов.
– Таким образом, чиновники – оплот украинизации?
– Совершенно верно. Основное давление, отчуждение от нужд и языковых предпочтений граждан идет от центральной власти, коридоры которой забиты выходцами из Галичины, считающими себя самыми главными "патриотами" Украины. Представителями центральной власти на местах являются представителями госадминистрации на всех уровнях.
Между тем, мэр Харькова, входя в должность, обязался уважать языковые предпочтения горожан, высказанные ими на референдуме 31 марта 2002 года. Сейчас отношения с городскими властями носят конструктивный характер.
В диалоге с родителями, желающими обучать своих детей на русском языке, городская власть оказалась на высоте – проблему решили, русские классы мы отстояли. Вообще, выборные органы власти местного самоуправления вынуждены быть ближе к нуждам народа, оперативно и конструктивно реагировать на критику в СМИ.
– Насколько активны украинские националисты в Харькове?
– Их организации поддержки со стороны населения Харькова не имеют. После того, как суд закрыл в 2001 г. детскую газету "Джерельце", которая давала детям первые уроки антисемитизма и русофобии, роль "Просвiты" в Харькове снизилась и практически не видна. Все возрастающую роль, по моему мнению, начинают играть новые "общественные" правозащитные организации, существующие на западные гранты. Я как-то побывал на одном круглом столе на тему "честных выборов" и удивился числу этих организаций, которые себя пока ничем не проявляют. Они готовятся к выборам, и, разумеется, на стороне Ющенко.
– Расскажите, пожалуйста, о последних акциях, проведенных вашим объединением?
– В конце февраля я выступил в прямом эфире телепередачи "Комендантский час", где заявил, что в Украине идет демонстративная жесткая ассимиляция
русскоязычного населения.
В недрах нынешнего КабМина уже готов законопроект, практически запрещающий использование русского языка во всех сферах. Упомянул я о том, что сокращение населения Украины, в основном, произошло за счет русских – 3 миллиона человек (данные переписи). Если не все из них умерли или уехали, то часть записалась украинцами. Этого власть и добивается: не будет русских – не будет и проблемы русского языка. Этому способствует и ономастическая ассимиляция, т.е. насильственное лишение граждан Украины русских имен, статистически уменьшающая количество граждан с "неблагозвучными" именами. Если ты смирился с тем, что тебя лишили имени, ты даешь сигнал, что тебя можно лишить всего.
После передачи получил звонок от одного доктора, рассказавшего, что после очередного постановления облгосадминистрации по внедрению мовы некоторые главврачи заставляют своих подчиненных подписывать интересные обязательства – разговаривать с коллегами и больными на мове. Побеседовали с главврачами: божатся, что этого не было. Копию обязательства достать не удалось, в лечебном заведении после звонка телеведущего, "все створки закрылись". Но мы подождем. Но то, что чиновники осторожничают – вселяет оптимизм.
– Какие планы на ближайшее будущее?
– В Украине сейчас всерьез взялись за ассимиляцию музыкантов. В частных разговорах с некоторыми из них выяснилось, что раскрутиться в Киеве группы с русскоязычными песнями не могут. Им так примерно и говорят – перейдете на мову – будет перспектива. Поэтому харьковские музыканты ориентируются на Питер и Москву. Планируем провести рок-фестиваль против языковой дискриминации с примерными девизами: "Рок против регламентации культурной жизни", "Русский рок – за гражданское общество", "Язык как совесть дан от бога", "Свобода и демократия это возможность выбора", "Рок против языковой дискриминации" и т.д. Вы можете себе представить сложности, которые нас ждут на этом пути?
В ближайшее время в нашем городе пройдет несколько конференций, посвященных 350-летию Переяславской Рады с участием российской общественности. Постараемся своими силами использовать имеющиеся у нас возможности для выявления и укрепления политической воли общественностью наших стран, чтобы дух Переяслава в полной мере был воплощен в интеграционных проектах.