logo

Хлебные крошки

Статьи

Россия
Политика

Иван Корнев

Ходынка для Кришны?

В чем сущность спора вокруг кришнаитского храма

Вот уже несколько месяцев в Москве не прекращается скандал вокруг запланированного строительства в районе Ходынки кришнаитского храма. К конфликту так или иначе оказались причастны многие религиозные организации России. Попытаемся выяснить, в чем сущность спора, и почему этот вопрос вызвал столь острую дискуссию. Но вначале обратимся к истории конфликта. Первые сообщения о планах строительства в районе Ходынского поля храма кришнаитов появились год назад – 16 апреля 2003 года. Именно тогда Общественный совет правительства Москвы принял решение о предоставлении земли под строительство храма на Ленинградском проспекте. На тот момент, по словам самих кришнаитов, даже не было проекта будущего сооружения. Ситуация стала накаляться осенью прошлого года, когда компания "Донстрой", согласно планам реконструкции города в районе Беговой, приступила к работам по подготовке сноса единственного действующего кришнаитского храма в Москве, на месте которого планируется возвести жилой комплекс. Собственно, из-за этих планов кришнаитам и выделили в апреле участок под строительство нового храма. Кришнаитская община резко выступила против действия строительной компании. Управляющий храма Сергей Андреев заявил, что акция холдинга, "превращает храм в настоящее религиозное гетто", и кришнаиты "намерены встать "живым щитом", защищая храм". Впрочем, очень скоро конфликт перешел совсем в иную плоскость. Получив от московских властей подтверждение разрешения строительства нового храма в районе Ходынки, Общество сознания Кришны (ОСК) вскоре обнародовало проект будущего сооружения. Согласно ему, на Ленинградском проспекте планировалось построить Центр ведической культуры, в комплекс которого входил бы и будущий храм. Разработчики проекта намеревались построить здание по законам древней индийской архитектуры, ряд материалов специально доставляя из Индии в Москву. Центр общей площадью более 10 тысяч квадратных метров и высотой 52 метра стал бы самым крупным культовым сооружением, построенным в течение последних 800 лет за пределами Индии. В нем предусматривался планетарий, несколько музеев, выставочный зал, библиотека индийской литературы, оздоровительный комплекс, ресторан и кафе индийской кухни. Согласно официальной информации ОСК, численность кришнаитской общины в Москве сегодня составляет 25 тысяч человек. Однако, по мнению экспертов, эта цифра очень завышена и в действительности она едва приближается к 5 тысячам. Понять же, зачем немногочисленной общине нужен столь грандиозный комплекс, можно лишь зная о том, что представляет собой данная организация. Международное общество сознания Кришны основано в 1966 году в Нью-Йорке индуистским монахом из Калькутты Бхактиведантоп Свами Прабхупадой. На Западе общество также известно как "движение Харе Кришна". В России кришнаитское движение основано в 1971 году, официальную регистрацию кришнаиты получили в 1988 году. Сейчас в России насчитывается 106 зарегистрированных общин и более 300 приходов, имеющих статус религиозных групп. В отличие от традиционного индуизма, согласно которому исповедовать эту религию могут только урожденные индусы, "Харе Кришна" ведет активную миссионерскую деятельность во всех странах мира, находясь в этом плане в одном ряду со "Свидетелями Иеговы", "Адвентистами седьмого дня" и другими заокеанскими организациями. Собственно, этим и объясняется грандиозность проекта Центра ведической культуры, реализация которого позволила бы кришнаитам создать в столице православия мощный миссионерский центр, по своему влиянию выходящий за пределы Москвы и даже России. Характерно, что одним из главных спонсоров его строительства объявлен Альфред Форд – наследник основателя легендарной корпорации, кришнаит, женатый на индианке. Поэтому нет ничего удивительного в том, что эта инициатива встретила активное противодействие со стороны православной общественности и представителей других традиционных религий. В октябре против строительства кришнаитского центра выступил Союз православных граждан. В его заявлении отмечалось, что "многие известные эксперты считают кришнаитов тоталитарной сектой", и указывалось на вопиющее несоответствие численности московской общины кришнаитов размерам будущего храма, рассчитанного на восемь тысяч человек. Союз также обращал внимание на то, что кришнаитский храм планируется возвести на Ходынском поле, которое является "местом русской скорби", поскольку именно здесь во время коронации последнего российского императора Николая II произошла массовая гибель людей. Авторы заявления обращались к мэру Москвы Ю.Лужкову с настойчивой просьбой исправить ситуацию. Следом за ними против строительства в Москве кришнаитского храма выступило межфракционное объединение "В поддержку традиционных духовно-нравственных ценностей в России", куда входил 41 депутат прежнего состава Госдумы. "Мы удивлены и шокированы тем, что в столице нашей Родины выделяется земля для строительства "центра ведической культуры", – говорилось в заявлении депутатов, которые обращали внимание на миссионерскую подоплеку этих планов, оценивая их как акт "неорелигиозной экспансии". Против строительства огромного Центра ведической культуры выступили главы и представители фактически всех ведущих религиозных организаций России. Глава Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) заявил, что Русская православная церковь категорически не согласна с той деятельностью, которую осуществляют кришнаиты в России". Признавая, что религиозная организация кришнаитов получила в Москве официальную регистрацию, а значит, имеет право на собственность, митрополит Кирилл вместе с тем отметил, что "все должно быть соразмерно".При этом он напомнил, что в свое время Русская церковь хотела построить свой храм в Цюрихе, но получила отказ, так как городские власти постановили, что православный храм не будет соответствовать архитектуре Цюриха. В итоге Московскому Патриархату пришлось купить протестантский храм, архитектура которого, по мнению цюрихских властей, соответствовала их культурной традиции. Нечто подобное, по мнению митрополита Кирилла, должно быть и в Москве. Подобной же позиции придерживается и главный раввин России Берл Лазар. "Все должно быть пропорционально", – заявил он. По его мнению, "страна, которая долгое время шла по какому-то религиозному пути, должна и впредь его придерживаться, поэтому властные структуры должны помогать развиваться в первую очередь традиционным религиям". В свою очередь заместитель верховного муфтия Центрального духовного управления мусульман России Мухаммед Гали Хузин заявил, что "возведение кришнаитского храма в Москве будет в некоторой степени кощунственно". "Мы живем в стране, которая имеет тысячелетние традиции православия, и когда строишь Божий храм, надо думать о том, чтобы не возбудить волну противоречия", – отметил муфтий. Идею строительства кришнаитского центра не поддержали и в Межрелигиозном совете России, объединяющем представителей традиционных религиозных организаций страны. "Удивительно, что нетрадиционная религиозная организация предполагает построить в центре Москвы культовое здание, которое по своим размерам будет сопоставимо с храмом Христа Спасителя", – заявил по этому поводу исполнительный секретарь Совета Роман Силантьев. По его словам, "существует немало свидетельств в пользу того, что действия Международного общества сознания Кришны в России создают серьезную угрозу не только межрелигиозному миру, но и элементарному правопорядку. В частности, известно, что под влиянием кришнаитской идеологии было совершено зверское убийство православного священника в поселке Тура (столица Эвенкии), а в Екатеринбурге был отмечен случай создания организованной преступной группировки". Роман Силантьев так же отметил, что кришнаиты замешаны во множестве скандалов в России. Особенно опасными для межрелигиозного мира он назвал кришнаитскую программу "Пища жизни" на Северном Кавказе, в рамках которой населению под видом гуманитарной помощи раздавалась посвященная Кришне пища – прасад, которая и мусульманами, и христианами считается идоложертвенной и запрещенной к употреблению. Более того, идея строительства кришнаитского храма встретила непонимание и у ряда представителей традиционных религий Индии. Постоянный представитель Буддистской традиционной сангхи России в Москве Санджай-лама Андрей Бальжиров с удивлением отметил: "Происходит парадоксальная вещь: такая не традиционная для России религиозная организация, как Общество сознания Кришны, получает для своего храма огромный участок, а мы, представители одной из четырех ведущих религий страны, уже лет десять никак не можем построить в столице буддийский храм". Категорически высказался против постройки храма Кришны председатель Совета религиозной организации сикхов Москвы Джолли Гурдип, представляющий одно из ведущих направлений индуизма. "Им вообще не следует давать место под это строительство, потому что таким образом эти люди просто оскорбят нашу религию", – заявил он. Он пояснил, что, по канонам индуизма, в индуистский храм должны ходить только урожденные индусы. "Сколько ни рядись в индийскую одежду, сколько ни брей волосы на голове – индуса, а значит, и индуиста, из тебя все равно не получится. Это все равно что выкрасить волосы африканцу и сказать, что теперь он стал русским", – сказал Дж.Гурдип. Волна возмущения со стороны религиозной общественности заставили московскую власть отреагировать на эту проблему. Заместитель мэра в правительстве Москвы Михаил Мень заявил, что юридически кришнаиты имеют право на возведение своего храма, однако его размеры "должны быть пропорциональны потребностям кришнаитов в отправлении религиозных надобностей". "Москомархитектура не разрешит строить ничего подобного", – подчеркнул он по поводу гигантских размеров первоначального проекта ведического центра. Реакция кришнаитов в этой ситуации оказалась своеобразной. Они заявили о том, что размеры их сооружения "сильно преувеличены" и обнародовали новый проект, высотой… 38,5 метра, что, по их словам, примерно в 2,5 раза меньше главного православного собора страны. Кроме того, была организована мощная PR-кампания в защиту проекта. В конце февраля кришнаиты передали столичным властям обращение в поддержку строительства храма на Ленинградском проспекте. Под обращением стояли 45 тысяч подписей, среди которых фигурировали имена многих известных деятели науки, культуры и искусства: члена-корреспондента РАЕН Олега Троицкого, народной артистки России Елены Образцовой, артиста эстрады (ныне – губернатор Алтайского края) Михаила Евдокимова, руководителя группы "Аквариум" Бориса Гребенщикова, режиссера Романа Виктюка, киноактера Дмитрия Харатьяна, доктора искусствоведения Н.Корниенко, актрисы Ады Роговцевой и других. На телевидении начал создаваться образ миролюбивой религиозной организации, против которой, из-за своего невежества и отсталости, борются "православные мракобесы". Примерно в таком же духе были выдержаны и публикации в ряде российских печатных СМИ. Таким образом, конфликт вступил в новый этап своего развития. 21 марта на Пушкинской площади в Москве состоялся митинг протеста против строительства Кришнаитского центра на Ходынском поле. Организаторами митинга выступили Совет православных молодежных организаций, общество "Радонеж", Союз православных граждан, другие общественные объединения. Акция была приурочена к 4-ой годовщине гибели православного священника иеромонаха Григория (Яковлева) в поселке Тура. Иеромонах Григорий был обезглавлен в собственном храме весной 2000 года 27-летним Русланом Любецким, заявившим следствию, что является "воином Кришны", который якобы и побудил его совершить убийство. На митинге было объявлено, что действующая в столице инициативная группа граждан собрала уже более 20 тысяч подписей против этого строительства, которые будут переданы в префектуру Северного округа столицы, мэрию и генеральную прокуратуру. По свидетельству присутствовавших на митинге журналистов, во время акции на Пушкинской площади к столу, где собирались подписи против строительства кришнаитского храма, выстроилась очередь. Выступавшие на митинге депутат Госдумы Наталия Нарочницкая, руководитель Центра Иринея Лионского Александр Дворкин и другие обращали внимание присутствующих на деструктивную деятельность ОСК, которая, по их мнению, является тоталитарной сектой. Реакция кришнаитов на митинг была мгновенной и вновь неординарной. Буквально на следующий день после митинга они выступили с подчеркнуто миролюбивым "открытым обращением к православной общественности России" в котором отрицали связь "умалишенного" убийцы иероманаха Григория с их организацией и призывали православных к взаимопониманию. 24 марта по поводу митинга кришнаитами была организована пресс-конференция, на которой, в частности, доказывалось, что кришнаитам покровительствовал еще Петр I, Лев Толстой зачитывался "Бхагавад-гитой", а "движение Хари Кришна" является одной из крупнейших религиозных организаций Индии. Но вскоре кришнаиты перешли в атаку, отправив в прокуратуру заявление, в котором высказывания Дворкина, Нарочницкой и Кирсанова на мартовском митинге расценили как "разжигание межрелигиозной розни". Теперь уже настал черед реакции обвиняемых в разжигании межрелигиозной розни. В середине апреля Наталия Нарочницкая, Александр Дворкин и Сергей Кирсанов провели пресс-конференцию, на которой, опровергнув обвинения в свой адрес, заявили, что, помимо запрещения строительства кришнаитского храма в Москве, они будут добиваться ликвидации религиозной организации "Общество сознания Кришны". Добьются ли противники кришнаитов заявленной цели, покажет время, но уже сегодня можно говорить о том, что данный конфликт обнажил проблемы, далеко выходящие за пределы собственно "кришнаитского вопроса". Весьма показательно то, что в этом вопросе православных поддержали представители всех традиционных для России религий. Столетия сосуществования научили их жить вместе, идти на взаимные компромиссы, соблюдать неписанные "правила игры". Новоявленные же заокеанские миссионеры, за которыми стоят огромные деньги и которыми зачастую преследуются далеко не благовидные цели, ведут себя в России как хозяева, не желая учитывать тот простой факт, что в стране существуют давно сложившиеся традиции межрелигиозных отношений. В итоге в тонкую сферу межрелигиозного диалога вносится искусственное напряжение, которое перерастает в конфликт, грозящий вылиться в радикализацию религиозных настроений. Некоторое время назад известный православный богослов Андрей Кураев шокировал многих заявлением о том, что его печалит отсутствие православного терроризма. Объяснил он этот тезис следующим образом: "Если тебя бьют в самые больные места, а ты никак не реагируешь, то одно из двух: или ты свят, или ты мертв. Поскольку у меня нет оснований считать свой народ в его нынешнем состоянии святым, то отсутствие реакции на бесконечный поток оскорблений и провокаций – это, скорее, очень печальный признак угасания жизни вообще". Последние события вокруг строительства кришнатского центра и реакция российской общественности на них доказывают, что жизнь в России все же не угасает. Вместе с тем эти события свидетельствуют и о том, что наряду с напряженной миграционной ситуацией, существует и еще одна проблема – продолжается в нашу страну религиозная экспансия, далеко не способствующая межнациональному и межрелигиозному миру. В этой ситуации как никогда важно учитывать мнение широких слоев общественности при принятии тех или иных решений в религиозных и межнациональных вопросах.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie