logo

Хлебные крошки

Статьи

Хроника украинского кризиса
Политика
Украина

Александр Мащенко

Худой мир

И дело здесь даже не в досрочных выборах…

Мы с вами живем в худом мире. Этот мир худ уже хотя бы потому, что в нем накануне Дня Победы возможен демонтаж памятника советским солдатам в Таллинне. Худ он и по многим другим причинам. Например, потому, что в нем возможны такие исторические договоренности, как та, что была достигнута 4 мая в Киеве между Ющенко и Януковичем. И дело не в том, состоятся или не состоятся на Украине досрочные парламентские выборы. Дело в том, что, похоже, ни одну из высоких договаривающихся сторон абсолютно не беспокоит такая ерунда, как попранное (чтобы не сказать — затоптанное) законодательство.

Судите сами. Ющенко согласился признать легитимность уже дважды распущенной им Верховной Рады на один-единственный (!) день. Янукович, согласившись на проведение выборов, фактически признал законность оспариваемых его сторонниками указов Ющенко о роспуске парламента. Конституционный суд после этой истории надо просто распустить — он отныне не имеет на Украине решительно никакого веса. Ни юридического, ни политического.

Бывший президент Украины Леонид Кучма, комментируя «исторические договоренности», немного перефразировал известную пословицу. «Плохой мир лучше любой войны», — сказал он. Что ж, мир, который зависит от того, договорятся ли Ющенко и Янукович, — это действительно очень худой мир. Ибо цена «принципиальным договоренностям» между Виктором Андреевичем и Виктором Федоровичем известна давно и хорошо. И как бы им не рухнуть уже на стадии обсуждения даты проведения внеочередных выборов. В любом случае, третий срок здесь неизбежен. Третий, потому что, напомню, президент сначала требовал проведения досрочных парламентских выборов 27 мая, затем — 24 июня, а сейчас готов перенести их на еще более поздний срок. При этом Янукович настаивает на том, что досрочные выборы должны пройти осенью, а оппозиция не намерена отступать дальше чем 8 июля. Что дадут Украине внеочередные выборы?

Если расстановка сил в Верховной Раде и изменится, то эти изменения будут минимальными. Ни оранжевые, ни бело-голубые не могут одержать сегодня безоговорочную победу. И значит, на самом деле им надо договариваться сейчас, а не надеяться одержать призрачную победу на выборах.

Помните о худом мире?

На самом деле худой мир — это как раз переговоры, а не выборы, которые опять погрузят страну в атмосферу холодной войны. Ушаты помоев. Взаимные обвинения. Скандалы.

Для чего?

По данным последнего социологического опроса, проведенного «Фондом общественного мнения — Украина», сейчас в Верховную Раду попадают Партия регионов, Блок Юлии Тимошенко, блок «Наша Украина», Коммунистическая партия и блок «Народная самооборона Юрия Луценко».

Если бы выборы состоялись 29 апреля, то голоса избирателей распределились бы следующим образом: 30% — Партия регионов. 17% - БЮТ. 9% -«Наша Украина». 3,9 % — Блок Луценко. 3,7 % — КПУ.

Остальные партии набрали бы меньше трех процентов голосов. 1,8% — у Социалистической партии Мороза. 1,2% — у Народной партии Литвина. 0,8% — у Прогрессивной социалистической партии Витренко, и так далее по убывающей.

В итоге, места в Верховной Раде распределились бы следующим образом. Партия регионов — 212 мандатов, БЮТ — 120 мандатов, «Наша Украина» — 64 мандата, блок Луценко — 28 мандатов и КПУ — 26 мандатов.

Если вы сложите все оранжевые голоса, то поймете, что их будет в общей сложности 212 — ровно столько же, сколько и у регионалов. И значит, золотая акция окажется в руках у коммунистов. Конечно, если «Наша Украина» не решит войти в коалицию с Партией регионов. Или не возникнут другие, еще более головокружительные расклады.

А впрочем, социологи — тоже люди, и, значит, им тоже свойственно ошибаться.

Пока мы только готовимся к очередным, а точнее — внеочередным, выборам, во Франции они прошли. Новым президентом этой европейской страны стал Николя Саркози — человек, который не будет раздражать американцев, хотя, впервые обращаясь к своим избирателям в качестве президента, Саркози и заявил, что «Америка может рассчитывать на нашу дружбу», однако «дружба» — это также «возможность думать иначе».

Так вот, во Франции после объявления окончательных итогов выборов на площадях Парижа, Нанта, Лиона и других французских городов начались беспорядки, учиненные противниками Саркози, в ходе которых пострадало около тридцати полицейских и было сожжено 367 автомобилей. Случись такое у нас, думаю, политики уже объявили бы о начале гражданской войны.

Массовые беспорядки, правда, по другому поводу — из-за упоминавшегося в начале этих заметок демон¬тажа Бронзового солдата — охватили не так давно и еще одну европейскую столицу — Таллинн. Там, как и в Париже, их ликвидировали с помощью таких известных «атрибутов демократии», как слезоточивый газ и водометы. Дурной пример заразителен. Вслед за эстонцами решили избавиться от советских памятников и наши новые «старшие братья» — поляки. Годы советской оккупации не дают возможности считать советских солдат освободителями, в связи с чем часть памятников советским воинам будет убрана с территории Польши, сказал их президент Качинский. Ну и, что хуже всего, в поддержку эстонского руководства высказался также новый министр иностранных дел Украины Арсений Яценюк. «Решение относительно перенесения памятника является решением самой Эстонии, и мы должны уважать суверенное право государства на принятие таких решений», — заявил он. И это означает, что, если, не дай Бог, оранжевые выиграют будущие парламентские выборы, они попытаются не только втянуть Украину в НАТО, не только приравнять бандеровцев к ветеранам Великой Отечественной войны, но, глядишь, и демонтировать памятники советским солдатам в наших городах и селах.

И это будет уже совсем худой мир.

Александр Мащенко, Крымское время

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie