logo

Хлебные крошки

Статьи

Россия и Русский мир
Общество
Украина

Алексей Макаркин

Киевский визит Патриарха

В Киеве празднуют День Крещения Руси

Патриарх Кирилл в очередной раз посетил Украину. Нынешний визит был приурочен к годовщине Крещения Руси, но оказался насыщен деловыми мероприятиями

Если раньше визит предстоятеля Русской православной церкви в Киев был редким явлением, то сейчас Кирилл не просто часто посещает одну из ключевых для его церкви стран, но и в третий раз проводит в ней заседание Священного Синода.


Украина была также избрана в качестве места встречи Патриарха Московского и Патриарха-Католикоса Грузии Илии II.

Абхазский и юго-осетинский споры

Известно, что Россия и Грузия не поддерживают друг с другом отношений после грузинской агрессии в Южной Осетии в августе 2008 года. Однако это не относится к межцерковным контактам – православные церкви двух стран находятся в молитвенно-каноническом общении друг с другом. Русская церковь признает Абхазию и Южную Осетию канонической территорией Грузинского патриархата, и Кирилл в очередной раз подтвердил это по итогам переговоров в Киеве. Россия официально признала независимость Абхазии и Южной Осетии, но для церкви это не является прецедентом.

Государственная независимость не ведет к автоматическому "переделу" канонических территорий церквей – так, Московский патриархат продолжает действовать на территории всех стран бывшего СССР. На киевском заседании Синода 27 июля, кстати, было принято решение об образовании Среднеазиатского митрополичьего округа в составе трех епархий с центрами в Ташкенте, Бишкеке и Душанбе, что должно приблизить епископов к верующим в этих странах.

Однако нельзя не отметить, что ситуация в Русской и Грузинской церквях носит различный характер. Так, патриарх Кирилл может приехать в любую страну, находящуюся на канонической территории своей церкви. Патриарх Илия не может посетить ни Абхазию, ни Южную Осетию – в этих странах его считают проводником грузинского политического и культурного влияния.

Равно как и священники-грузины не имеют возможности проводить там богослужения. Возможно, что через десятилетия обстановка и изменится, но шансов на это немного – в любом случае, в ближайшие годы какие-либо перемены в этом вопросе невозможны. Во второй половине XIX – первой половине XX веков болгарские православные верующие десятилетиями ждали признания канонического статуса своей церкви, но не вернулись в юрисдикцию Константинополя. И сейчас Болгарская церковь признана всеми поместными православными церквями.

После встречи в Киеве патриарх Кирилл говорил о "каноническом беспорядке" в Абхазии и Южной Осетии, который "наносит ущерб для духовной жизни людей". Оба патриарха договорились продолжить диалог о том, как "выйти в будущем… на какие-то решения, которые помогли бы двум церквям в тесном взаимодействии содействовать умиротворению жизни православных людей в этих местах, водворению канонического порядка и, что самое главное, предотвратить любые раскольнические действия, которые наносят ущерб спасению душ людей".

Действительно, сложившаяся в Абхазии и Южной Осетии церковная ситуация является ненормальной. В Абхазии, например, только что возник конфликт между двумя группами священнослужителей, который некому урегулировать из-за отсутствия канонической церковной власти. Однако обсуждаемый в экспертном сообществе вариант с временным переходом абхазских и юго-осетинских верующих под патронаж Москвы не устраивает Тбилиси. Поэтому в ближайшее время договориться вряд ли удастся – но уже сам факт дружественного диалога является значимым.

Последствия Собора

На киевском заседании Священного Синода обсуждался и вопрос об итогах Юбилейного собора Украинской православной церкви (в составе Московского патриархата), состоявшегося 8 июля. С этим Собором, прошедшим незадолго до патриаршего визита, было связано немало перипетий в публичном пространстве. Дело в том, что сам Собор был созван неожиданно для наблюдателей, что дало повод для многочисленных слухов о том, что на нем чуть ли не провозгласят преемника киевского митрополита Владимира, причем в обход Москвы.

Ничего подобного не произошло. 8 июля члены Собора еще раз подтвердили молитвенное и каноническое единство с Русской церковью и пришли к выводу, что "нынешний канонический статус Украинской православной церкви как самоуправляемой церкви с правами широкой автономии является залогом сохранения ее внутреннего единства и фундаментом для восстановления единства украинского православия".

Казалось бы, все ясно – статус кво сохраняется. Однако вынесение на Собор проекта поправок в Устав церкви (который, впрочем, не предусматривал никакого института "преемничества") все же привело к разногласиям. Часть участников Собора и православных верующих (в том числе представители влиятельных Донецкой и Одесской епархий) сочли, что предлагаемые изменения могут "отдалить" Украинскую церковь от Москвы и создать условия для ее постепенного обособления. Другие, напротив, полагали, что изменения не носили принципиального характера, и их можно было бы принять на Соборе.

В результате было выработано компромиссное решение – создать комиссию, которая займется доработкой Устава. А главой комиссии стал донецкий митрополит Иларион, известный как сторонник позитивного сотрудничества с Россией. Священный Синод под председательством Патриарха 27 июля принял к сведению это решение и мягко "выразил надежду", что комиссия учтет пожелания и предложения, высказанные в ходе обсуждения Устава. А эти пожелания связаны с сохранением нынешнего уровня отношений с Москвой, что одобряется и большинством верующих. При этом и Патриарх Кирилл, и Синод выразили свое уважение митрополиту Владимиру, выступавшему в качестве "принимающей стороны".

Таким образом, конфликта не произошло, а возникшие вопросы могут быть разрешены в рабочем порядке. Это не гарантирует от будущих проблем, но демонстрирует, что существует механизм их урегулирования.

Гуманное решение

На киевском заседании Священного Синода было принято еще одно важное решение, связанное, однако, не с церковной политикой, а с нуждами простых верующих, причем оказавшихся в драматической ситуации. Дело в том, что церковные каноны запрещают отпевать людей, покончивших жизнь самоубийством – они лишаются церковного погребения. Однако во многих случаях родственники покойных настаивают на проведении соответствующего обряда. "Лазейка" здесь есть – если самоубийца свел счеты с жизнью в состоянии психического расстройства, отпевание разрешается.

Однако в большинстве случаев речь все же идет о психически здоровых людях, но отвергнуть мольбы родственников очень сложно. Поэтому в разных епархиях сложились различные практики – в одних регионах демонстрируют непоколебимую верность канонам, в других склонны идти навстречу несчастным людям и принимают на веру их слова о болезни покойного.

Теперь Синод утвердил особые "утешительные" молитвы для родственников самоубийц, которые не могут заменить отпевание, но должны помочь им в трудной ситуации. Одновременно подтверждена принципиальная позиция о том, что отпевание возможно только после предоставления медицинских свидетельств, подтверждающих душевную болезнь покойного.

Таким образом, найдено решение, которое позволит не нарушить строгие церковные каноны и при этом проявить гуманность к несчастным людям, которые увидят неравнодушие церкви к их судьбе, получат молитвенное утешение. В конце концов, организационные и политические вопросы для любой церкви должны быть вторичными. Главное – это забота о пастве, когда одна заблудившаяся овца должна быть столь же дорога для пастыря, как 99 благополучных.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie