Киргизии хан не нужен
Алмазбек Атамбаев: Возврата к авторитаризму в республике не будет
Об ошибках недавнего прошлого и реалиях и перспективах современной Киргизии, о судьбах русскоязычного населения республики и о развитии диалога с Россией - в эксклюзивном интервью "Российской газете" рассказал премьер-министр Киргизии Алмазбек Атамбаев.
Российская газета: Алмазбек Шаршенович, не так давно, 31 августа, Киргизская Республика праздновала 20-летие своей независимости. Как вы полагаете, чего у вашей страны за это время было больше: потерь или побед?
Алмазбек Атамбаев: Вся история последних двух десятилетий проходила перед моими глазами. Во многих событиях мне довелось быть непосредственным участником. Могу откровенно сказать, что потерь, конечно, было больше. Мы потеряли значительную часть промышленного потенциала, серьезный удар был нанесен сельскому хозяйству, которое до сих пор от него не оправилось.
Не хочу мазать все прошлое одной лишь черной краской. Были в нашей новейшей истории примеры подлости, а были - самоотверженности. Были толпы мародеров, которые на глазах всего мира громили магазины в Бишкеке, а были те, кто встал у них на пути, объединившись в народные дружины. Одни создавали прогнивший и насквозь коррумпированный режим, другие этот режим разрушили, дав возможность на его месте построить что-то новое.
Главное, чего мы сумели достичь - сохранили единый независимый Киргизстан. Но этого недостаточно. Настоящей независимости - экономической, энергетической, продовольственной и так далее у Киргизии все еще нет. Мы только начинаем ее строить. И рассчитываем, что братская Россия поможет нам пройти этот путь.
Я по образованию специалист-управленец. Привык подходить к решению любой задачи как менеджер. И прекрасно понимаю, что для достижения той подлинной независимости, о которой я говорил, нужен эффективный инструмент - хорошо отлаженный государственный механизм. Но реальность, увы, такова, что последние шесть лет в стране в результате политических и общественных катаклизмов отсутствует эффективная система управления, реально действующая властная вертикаль. Ее наше правительство сегодня стремится отстроить, при сохранении демократических завоеваний.
Те, кто сегодня говорят: "Киргизстану снова нужен хан!", совершают большую ошибку. Потому что "ханский" режим, как правило, вырождается в диктатуру во главе с правителем, которого национальные интересы волнуют в последнюю очередь. Это как в сказке про дракона: убиваешь его - и сам в него превращаешься. Мы это уже проходили. Больше возврата к "ханству" в новой Киргизии быть не может! Нужна система сдержек и противовесов, но не доведенная до абсурда, когда это превращается в неспособность власти принять ни одно значимое решение.
РГ: Через несколько месяцев в Киргизии состоятся президентские выборы. В чем вы видите их значение?
Атамбаев: На протяжении последних двадцати лет наша страна неоднократно оказывалась на исторической развилке. Нынешней осенью в очередной раз наступает именно такой момент. В президенты выдвинулось около восьмидесяти кандидатов. Понятно, с какой иронией это воспринимается в мире. К сожалению, это отражает современное состояние нашего общества: оно раздроблено, разобщено, и мало кто способен договориться о совместных действиях.
Искренне надеюсь, что предстоящие выборы сплотят, а не расколют нашу страну. Президентом должна стать сильная фигура, которая сможет в равной мере представлять интересы всех регионов и всех национальностей. Тогда выборы войдут в нашу историю как событие огромной важности.
РГ: Скажите, как в нынешнем году развивается диалог между КР и Россией?
Атамбаев: Он активно ведется по всем ключевым темам. Я несколько раз встречался с моим российским коллегой Владимиром Владимировичем Путиным. Он оперативно откликается на наши просьбы и предложения. Иногда приходится решать вопросы, что называется, в пожарном порядке. Так было нынешним летом, когда в Киргизстане возник дефицит ГСМ. Мы в курсе того, что даже в ряде российских регионов в этом году по техническим причинам были перебои с горючим. А именно российские компании сегодня являются основными поставщиками топлива в Киргизию. Поэтому, чтобы снять возникший у нас дефицит, вопрос пришлось решать на высшем уровне. Россия пошла нам навстречу в начале года, отменив пошлину на экспорт топлива, что помогло существенно снизить цену на горюче-смазочные материалы.
Однако наше сотрудничество - отнюдь не игра в одни ворота. Когда я в последний раз разговаривал с премьер-министром РФ Владимиром Путиным, то сказал ему: "Владимир Владимирович, сейчас Россия оказывает помощь Киргизии. Но обязательно настанет день, когда и Киргизия поможет вашей стране".
У нас есть серьезная база для взаимовыгодного, подчеркну это слово, сотрудничества. Вот в августе я принимал большую делегацию российских энергетиков. Не секрет, Киргизия обладает значительными гидроресурсами. Мы в очередной раз обсудили детали будущих совместных проектов по их использованию. Речь идет о строительстве гидроэлектростанции "Камбар-Ата-1" и Верхне-Нарынского каскада ГЭС. К первому из них планирует подключиться "ИнтерРАО ЕЭС", ко второму - "РусГидро". Центрально-Азиатский регион является энергодефицитным, спрос на электроэнергию большой. И в перспективе, с вводом в строй новых масштабных ГЭС, построенных при участии России, откроется возможность экспорта нашей электроэнергии в Пакистан и Индию. Эти проекты сулят значительные доходы в достаточно близкой перспективе.
РГ: Киргизия приняла решение о присоединении к Единому экономическому пространству и Таможенному Союзу. Как идет работа на этом пути?
Атамбаев: Буквально на днях по этому вопросу я встречался с Андреем Бельяниновым, который не только является руководителем Федеральной таможенной службы РФ, но и сопредседателем российско-киргизской межправительственной комиссии. Ныне проводятся постоянные консультации в рамках рабочей группы стран-членов Таможенного Союза. Работа продвигается. И мы полны решимости вступить в Таможенный Союз России, Беларуси и Казахстана. При этом Киргизия останется участницей ВТО.
РГ: Вопрос, который волнует многих россиян: как себя чувствует сегодня русскоязычное население Киргизии?
Атамбаев: В нашей Конституции закреплено, что русский язык в Киргизии применяется в качестве официального, наряду с государственным киргизским. Государство гарантирует для представителей всех этносов право на сохранение родного языка, создает условия для его изучения. На государственном уровне никто не имеет право дискриминировать какой-либо этнос. Эти статьи Основного закона никакому двойному толкованию не подлежат.
Что касается националистических выпадов, которые сегодня себе позволят некоторые маргинальные политики, то они не отражают точку зрения ни руководства Киргизстана, ни большинства нашего народа. Мы видим свое будущее в долгосрочном геополитическом союзе с Россией. А без уважения прав русскоязычного меньшинства в Киргизии такой союз, понятно, невозможен.
РГ: Алмазбек Шаршенович, на днях граждане республики подводили итоги 20 лет независимости. Как вы сами сказали, итоги неоднозначные. А какой вы видите Киргизию еще через двадцать лет?
Атамбаев: Государством социальной справедливости, где у людей всех национальностей из любого уголка страны есть равные стартовые возможности. Государством с современной экономикой, с образованным и свободным народом. У нас сейчас почти половина населения - молодежь, мы молодая нация. Важно, чтобы наше государство вовремя повзрослело, избавилось от детских болезней. Я верю в силу и мудрость своего народа. И в то, что будущее Киргизстана будет достойным.
Справка "РГ"
Алмазбек Шаршенович Атамбаев родился 17 сентября 1956 года в селе Арашан под Бишкеком. В 1980 году окончил Московский институт управления по специальности инженер-экономист, организатор управления производством. Трудовую деятельность начал инженером в министерстве связи Киргизской ССР. С 1983 по 1987 год трудился на ответственных должностях в Президиуме Верховного Совета Киргизии. В 1990-х годах возглавлял ряд крупных предприятий. В 1993 году создал Социал-демократическую партию Киргизии, председателем которой является по настоящее время. С мая 2010 года - первый вице-премьер Временного правительства по вопросам экономики, с декабря 2010 года - глава правительства Киргизии.