Киргизия: Американцы не хотят лететь домой
Сдержит ли президент слово?
Парламент Киргизии денонсировал договор о размещении американской военной базы в столичном аэропорту «Манас». США должны вывести свои войска и технику до 11 июля следующего года. Но принятие депутатами решения еще не значит, что оно обязательно будет выполнено…
Процесс денонсации договора проходил мучительно и долго, несмотря на заверения большинства депутатов и президента, что базы в Киргизии больше не будет. В день, когда в парламенте должны были начаться слушания по данному вопросу, на севере страны вспыхнули беспорядки: толпы «представителей народа» попытались захватить имущество канадской золотодобывающей компании, требуя ее национализации. Затем на юге такие же радетели справедливости захватили здания областной администрации в Джалал-Абаде, пытались ворваться в здание местной госбезопасности, требуя освобождения трех оппозиционных депутатов, обвиненных в попытке захвата власти.
В тот день голосование в парламенте было сорвано. В обстановке, когда в стране назревала уже третья «революция», народные избранники не захотели заниматься законотворчеством. Некоторые даже покинули страну на всякий случай.
Российские власти, заинтересованные в скорейшем выводе авиабазы, не вмешивались в процесс принятия решения. В отличие от американцев. В среду, накануне голосования в парламенте в страну внезапно нагрянул бывший министр обороны США Дональд Рамсфелд. Как сообщило американское посольство, он прибыл «с частным визитом – по вопросам Фонда Рамсфелда, а к дипломатическому представительству «визит не имеет никакого отношения». Но эти заверения сомнительны. По непроверенной информации визитер пытался встретиться с президентом. Встреча не состоялась, и не только потому, что в эти дни Алмазбек Атамбаев находился в Турции с официальным визитом. В тот же день председатель парламентского комитета по международным делам депутат Каныбек Иманалиев заявил прессе: «11 июля 2014 года ЦТП «Манас» должен прекратить свое существование в Кыргызстане. Проект документа рассмотрен за закрытыми дверьми и отправлен на день голосования. Он поддержан большинством голосов».
Утром, в четверг, было «несколько тревожно за судьбу договора о денонсации», как сказал один из депутатов, так как на заседании парламента присутствовало всего 13 депутатов из 120. Но к моменту начала голосования, в 15.00, они подтянулись на рабочие места. В результате из 96 присутствовавших депутатов 91 проголосовали «за».
Теперь закон должен подписать президент, и МИД приступит к подготовке необходимых документов и процедур.
Однако то, что парламент принял решение о выводе базы, еще не значит, что оно будет непременно выполнено. В 2009 г. тогдашний президент Курманбек Бакиев обещал российскому руководству в обмен на миллиардные инвестиции, что база будет выведена. Однако не сдержал слова. Авиабазу «Ганьси» переименовали в Центр транзитных перевозок, а сам президент через несколько месяцев был свергнут и бежал из страны.
Нельзя сказать, что сегодня история может повториться зеркально, но уж очень сильно противодействие принятому парламентом решению. Россия верна взятым на себя обязательствам – списан долг Киргизии почти в полмиллиарда долларов, ей оказывается значительная помощь при вступлении в Таможенный союз, в строительстве транснациональной железной дороги, руководству Киргизии также обещаны инвестиции в гидроэнергетику, газовую промышленность, помощь оружием, техникой и снаряжением военным и милиции.
Противники вывода базы из числа оппозиционеров настойчиво пытаются выдвинуть аргументы против. Например, депутат парламента Омурбек Абдырахманов заявил журналистам: «Правительство так и не объяснило, как оно восполнит 60 миллионов долларов (такова сумма арендной платы США за размещение авиабазы. – С.К.) в бюджете в случае закрытия Центра транзитных перевозок. Закрытие ЦТП «Манас» – решение не совсем продуманное. Это делается в угоду России. Именно ей президент Атамбаев пообещал вывести войска с нашей территории. При этом они совершенно не думают, как пострадает бюджет страны. Что мы такого скрываем от кыргызского народа? Все равно ведь все обо всем узнают».
Несмотря на абсурдность таких заявлений, если говорить о финансовой составляющей, сторонников у оппозиционного депутата предостаточно. Вдобавок беспорядки, устроенные оппозицией в дни обсуждения документа о денонсации, показали, что центральная власть не обладает достаточной силой для того, чтобы сдержать своих противников из числа оппозиционеров как в парламенте, так и за его пределами.
Стоит также отметить, что во время беспорядков власть не смогла взять ситуацию в свои руки, отказалась от силовых методов, хотя, например, тот же захват областного правления госбезопасности – уже повод для активного применения силы. Вдобавок трое ранее осужденных депутатов вышли на свободу. Соответственно, авторитет президента и партий парламентского большинства сильно пошатнулся.
Вслед в прессу были вброшены материалы, компрометирующие нынешнюю власть. Например, американское издание Eurasianet.org утверждало, что правоохранительные органы и спецслужбы Киргизии ведут слежку, прослушивая телефонные разговоры и негласно проверяя электронную переписку представителей неправительственных организаций, правозащитников, оппозиционеров. Утверждается, что для этого российские силовики обеспечили киргизских коллег всем необходимым оборудованием, что одновременно позволяет контролировать и их самих. К американскому сайту присоединилось и киргизское проамериканское информационное агентство «Аки-пресс», которое также попыталось выставить власти страны как подконтрольные Москве.
Но не только внутренние аспекты могут стать причиной разворота в отношении американской авиабазы. Как утверждает политолог и руководитель бишкекского экспертного клуба «Далил Плюс» Марс Сариев, в деле её вывода точка еще не поставлена. «Одним из факторов пересмотра решения о денонсации может стать эскалация напряжения в Афганистане, особенно на севере на границе с центрально-азиатскими республиками», – считает эксперт. Действительно, сейчас там достаточно тяжелая обстановка. Боевики, в составе которых много узбеков, таджиков, кыргызов, активно действуют в приграничных провинциях. Возникает естественный вопрос, в состоянии ли ОДКБ, в случае эскалации негативных событий, самостоятельно решать задачи по удержанию ситуации на границе в приемлемых рамках. Американцы утверждают, что нет, следовательно, Киргизия нуждается в их присутствии. «Они так просто не уйдут», – считает М. Сариев.
А вот точка зрения известного востоковеда действительного члена Русского географического общества Александра Князева: «Во всех регионах с потрясающей активностью работают эмиссары западных НПО: в том же Баткене от одного только американского Корпуса мира работает более 70 волонтеров… Пока в парламенте шёл спектакль под названием «денонсация», в Киргизии три дня подряд экс-глава Пентагона Дональд Рамсфелд встречался с «лидерами гражданского общества», это те, через кого включается при необходимости сценарий очередного государственного переворота или «цветной революции»… Рамсфелд провёл ряд встреч с прозападно ориентированными киргизскими политиками: Мирсултаном Намазалиевым (директор НПО «Центральноазиатский институт свободного рынка»), Динарой Ошурахуновой (президент НПО «Коалиция за демократию и гражданское общество»), Мирой Карыбаевой (заведующая отделом межнациональной политики аппарата президента КР), Улуком Кадырбаевым (исполнительный директор ОО «Бишкекский Деловой Клуб») и другими. Цель встреч – отбор кандидатов (всего 10 человек) на получение грантов от Фонда Рамсфелда «для развития своей политической карьеры в интересах демократии». Наибольший интерес для американцев представляет Улук Кадырбаев, с ним активно работают многие американские организации, это один из будущих проамериканских кандидатов в президенты, но это на более отдалённую перспективу. Пока же, если бы вдруг Атамбаев решился сопротивляться их планам, это «гражданское общество» объединяется с местными полевыми командирами и дальше они сами всё делают…»
Словом, обстановка после решения киргизского парламента денонсировать договор о размещении американской военной базы нисколько не разрядилась. Пожалуй, стоит согласиться с бишкекским политологом Леонидом Бондарцем: «Пока ничего не решено. И пока из аэропорта «Манас» не вылетит последний американский самолет с последними американскими солдатами, говорить об успехе бессмысленно».